kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии по теме «Внешняя торговля»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет :

Выяснить причины возникновения и значение международной торговли в мировом хозяйстве

Сформировать представление об абсолютном и относительном преимуществе в производстве товаров и услуг, выяснить различие этих понятий.

Объяснить, почему международная торговля приносит выгоды всем странам-участникам.

Проверить умение анализировать статистические данные, работать с картами атласа давать устную характеристику обеспеченности стран природными ресурсами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии по теме «Внешняя торговля»»

Конспект урока географии по теме «Внешняя торговля»

Цели урока: показать учащимся необходимость и целесообразность международной торговли,

Задачи:

  1. Выяснить причины возникновения и значение международной торговли в мировом хозяйстве

  2. Сформировать представление об абсолютном и относительном преимуществе в производстве товаров и услуг, выяснить различие этих понятий.

  3. Объяснить, почему международная торговля приносит выгоды всем странам-участникам.

  4. Проверить умение анализировать статистические данные, работать с картами атласа давать устную характеристику обеспеченности стран природными ресурсами.

  5. Методы регулирования международной торговли.

План урока:

1. Причины возникновения международной торговли

2. Преимущества и недостатки развития внешней торговли

3. Принципы внешней торговли

4.Методы регулирования внешней торговли

Оборудование:

  • Презентация

  • Раздаточный материал: статья, листы для кластера, таблица Страны – экспортеры

Тип урока: изучения нового материала с элементами обобщения и оценочной систематизации знаний.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие

II. Повторение (10 мин)

На предыдущих уроках мы изучили вопросы макроэкономики, которые характеризуют экономику государства и мирового хозяйства

Перед вами понятия, из которых нужно выбрать  те, которые определяют уровень экономического развития страны.

1. Учащиеся называют понятия из предложенного перечня – (экономический рост, ВВП, безработица, экстенсивный рост, инфляция, интенсивный ростэкономический цикл, реальный ВВП,, производительность труда, , трудовые ресурсы, НТР ИЧР). Тема нашего предыдущего урока была посвящена «Мировому хозяйству» как эти понятия связаны с этой темой?

Ответы учащихся ________ и проверка

2.? учащимся Что такое «Мировое хозяйство и . вспомним процесс его формирования

(Мировое хозяйство – это система взаимосвязанных национальных хозяйств, в основе которой лежит международное разделение труда, различные экономические и политические отношения. 

Возникло в середине 19 века с развитием крупной машинной индустрии и появлением в связи с этим международного разделения труда.

К началу 20 века мировое хозяйство становится всемирным, поскольку в него оказываются включенными все страны мира)

3.? к учащимся Какова структура мирового хозяйства

(страны по уровню развития и основных экономических показателей для деления стран на группы перечисление )

В мировое хозяйство вовлечены все страны мира и этот процесс называется глобализацией

4.??? назовите положительные и отрицательные эффекты этого процесса

Учитель : решая эти задачи разные страны с разным уровнем ЭК РАЗВИТИЯ сотрудничают друг с другом каков основной принцип этого сотрудничества

Ответы МГРТ 
5.
Каковы основные предпосылки международного разделения труда?

  • природные условия страны – климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов, например, страны, располагающие теми или иными полезными ископаемыми (вспомните из географии размещение полезных ископаемых), продают их тем странам, где их нет, а взамен покупают ту продукцию, которую сами не производят;

  • уровень экономического и научно-технического развития

  • специализация (страны развиваются неравномерно: экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развивающиеся страны – на производстве сырья);

Работа с атласом

Вопрос №1: : Назовите экономически развивающиеся страны.

ОтветСтраны Африки, Азии, Латинской Америки.

Вопрос №2: : Назовите экономически развитые страны.

ОтветСтраны Западной Европы, ЮАР, Австралия и др.

Вопрос № 3: Назовите страны бедными природными ресурсами.

ОтветЯпония, Гонконг, Южная Корея, Германия, Сингапур и др.

Вопрос № 4: Назовите страны богатые природными ресурсами.

Ответ: Россия ,США, ОАЭ.

Вопрос № 5 Назовите страны «большой семерки».

ОтветСША, Канада, Великобритания, Германия, Италия, Япония, Франция.

Учитель:  подумайте, как и какие отношения формируются между странами, имеющим такие разные условия и возможности с точки зрения ЭКОНОМИКИ? (Торговать между собой)

Значит тема урока сегодня будет посвящена МЕЖДУНАРОДНОЙ – Внешней торговле

II. Изучение нового материала

Учитель: 1. Посмотрите на портреты этих людей это великие путешественники.

Для чего люди открывали новые страны и земли? А какой род занятий был для них основным? (торговля) 
Учитель: Страны – гиганты обладают огромными территориями: более богаты и разнообразны ресурсы, что позволяет развивать разнообразные отрасли промышленности и сельского хозяйства и вывозить на мировой рынок излишки товаров.

Другие страны в силу особенностей географического положения, более сурового климата и менее богатых ресурсов, также имеют возможности развивать импорт и. экспорт

-Сегодня мы проводим урок, который поможет вам расширить ваши знания из курсов географии и экономики для объяснения необходимости и целесообразности торговли. В ходе урока вы должны будите в парах составить схему, которая отразит основное содержание темы урока (раздать листы для схемы

Что же такое МТ и какова ее роль в жизни общества, причины возникновения вы сейчас выясните работая с текстом статьи. (у каждого ученика на столе)

Статья «Международная торговля»

Под терминам «международная торговля» понимается торговля какой –либо страны с другими странами. По мнению Джона Сакса «Экономический успех любой страны зависит от внешней торговли. Еще ни одной стране мира не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы.

Япония, Германия, Сингапур, Гонконг и другие страны своим процветанием обязаны международной торговле. Эти страны не богаты ни полезными ископаемыми, ни c/х угодьями, но там трудятся дисциплинированные, квалифицированные работники.

Торговля может быть внутренней и внешней. Внутренняя торговля осуществляется в пределах одной страны, а внешняя – с зарубежными странами. Внешняя торговля ведется по особым правилам, принятым во всем мире.

Торговля играет огромную роль в жизни общества. В истории человечества она заставляла народы дружить или враждовать, способствовала их обогащению или разорению.

На развитие международной торговли, несомненно, повлияла главная про­блема экономики ограниченность ресурсов.  Ресурсы не только ограничены. По поверхности Земного шара они распре­делены очень неравномерно.

Для того, чтобы жить, люди должны разумно и умело распоряжаться дос­тупными ресурсами. Одним из способов такого умного распределения является международная торговля. Государства, как и люди, обмениваются друг с другом различными то­варами и услугами. Такие сделки называются ЭКСПОРТОМ и ИМПОРТОМ.

Товары, которые ввозятся в страну из-за рубежа, назы­ваются импортома товары, которые страна вывозит за гра­ницу, — экспортом.

Пользуясь текстом статьи составьте схему «Мировое хозяйство. Международная торговля»

Мировое хозяйство

– Международная. торговля - древнейший вид экономической деятельности

2 вопрос

Почему возникла международная торговля? разделение труда, ограниченность ресурсов в мире, стране, излишки производства привели к необходимости обмена ОБМЕН одна из форм торговли (бартер) с развитием мирового хозяйства развивалась и торговля.

Что послужило причинами развития межд. торговли

Причины возникновения МТ

- ограниченность ресурсов -различие стран в ЭГП

-Природные условия -Уровень ЭК РАЗВ

-МГРТ -специализация

- абсолютное и относительное преимущество в производстве товаров и услуг

Международная торговля характеризуется показателями: оборотом, товарной структурой, географическим распределением.

Сравните товарную структуру мировой торговли и сделайте вывод. (диаграмма 1 )

Вывод: в товарной структуре наблюдается увеличение доли готовых изделий и уменьшение доли сырья. Среди готовых изделий первые места в мировой торговле занимают продукция электроники и электротехники и автомобили, среди сырьевых товаров- нефть и нефтепродукты.

Мировая торговля подразделяется на торговлю товарами и услугами. Торговля услугами растет быстрыми темпами, и на нее приходится 1\3 всей мировой торговли.

Вопрос: приведите примеры международных услуг.

 назовите основные товаропотоки в Мировой экономике

Какое значение имеет международная торговля для потребителей, фирм, государства?

1.Граждане смогут купить больше товаров.

2.Вырастут доходы торговых фирм и государство сможет получить с них большую сумму налогов.

3.Возрастет сумма налогов,уплачиваемых покупателями при приобретении импортных товаров.

4. Рост уровня жизни граждан, покупающих импортные товары Улучшит внутриполитическую ситуацию в стране.

1.Сократятся продажи отечественных товаров.

2. Упадают доходы отечественных фирм и государство меньше получит

от них доходов.

3. Начнутся увольнения в отечественной промышленности.

4.Безработные и владельцы будут Протестовать против нынешнего правительства.

5.Возрастет зависимость страны от поставок товаров из-за рубежа

Мы видим достоинства международной торговли. Они достаточно убедительны. В том, что международная торговля , безусловно идет на пользу гражданам любой страны, россияне могли лишь убедиться на собственном примере. Едва в 1992 году государственная монополия внешней торговли и право заключения внешнеторговых сделок получили все отечественные фирмы, ситуация на потребительском рынке улучшилась в лучшую сторону. Трудно представить, что еще осенью 1991 года в витринах продовольственных магазинов практически ничего не было, все остальные продукты питания можно было купить либо на городских рынках, либо по блату, как говорили в то время.

3 вопрос

 Международная торговля основана на принципах абсолютного и сравнительного преимущества.  Теория абсолютных преимуществ Адама Смита. 

Реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более эффективных методов работы.

Естественные преимущества: климат; территория; ресурсы.

Приобретенные преимущества: технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.

Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо.

Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществСтрана должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объёма производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам.

Сейчас я раздам вам для работы в группах Информационный материал «Чем торгуют разные страны», вы выполните мини-проект по следующей проблеме:«Главные экспортеры промышленной и сельскохозяйственной продукции»

Заполните таблицу: “Главные страны-экспортеры промышленной и сельскохозяйственной продукции”.

Сделайте вывод, какие категории товаров характерны для экономически развитых и развивающихся стран мира? Какой принцип используют и почему

1. Продукция авиакосмической промышленности, парфюмерия.

2. Цветы и бытовая электроника. 3. Продукция химической промышленность.

4. Автомобили. 5. Производство часов.

6. Роботы и электроника. 7. Кофе 8. Чай. 9. Сахарный тростник.

10. Хлопчатник 11. Углеводородное сырье. 

Примеры стран: Страны ОПЕК, Бразилия, Франция, Япония, Голландия, Германия, США, Россия, Колумбия, Узбекистан, Шри-Ланка, Китай, Индия, Швейцария, Куба.

4 вопрос 

Бизнесмены многих стран прилагают огромные усилия, чтобы заставить государство перекрыть путь на национальный рынок зарубежным конкурентам. Под давлением таких требований правительства многих стран проводят политику протекционизма (от латинского слова - “прикрытие”.

Вопрос: Давайте рассмотрим, как государство может защищать отечественного производителя? Как можно ограничить ввоз иностранных товаров?

о политике протекционизма  

  • введение таможенных пошлин;

  • импортные квоты;

  • импортные лицензии;

Развитие международной торговли в 20 веке стало решающим фактором экономического роста для большинства стран мира. Многие страны открывают свой рынок товаров и услуг, создавая зоны свободной торговли, Международные экономические организации.

1. Каковы экономические факторы возникновения международной торговли?

2. Для чего правительство страны вводит ограничение на международную торговлю?

3. Почему многие страны стремятся создать на своей территории свободные экономические зоны?

Закрепление по теме: Тест «Проверь себя». 

Рефлексия. Оценки за урок.

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Ученикам необходимо повесить своё имя на картинку и оценить свои знания. Мясорубка - информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Чемодан – все пригодится в дальнейшем. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.


Домашнее задание- подготовть сообщение о б интеграционных группировках мирового хозяйства


Информацию переработаю.  Корзина – всё выброшу.


Всё, что пригодится в дальнейшем





Тест « Проверь себя»

1. В основе международной торговли лежат следующие обстоятельства:

А) экономические ресурсы распределяются в мире неравномерно и эффективное производство товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов;

Б) экономические ресурсы, имеющиеся у страны, не дают возможности удовлетворить потребности общества;
В) обмен товарами между странами позволяет получить большие прибыли “купцам” этих стран, например российским “челнокам”;

2. Цели государства от введения таможенного тарифа заключается в:

А) получении дохода государством от международной торговли и повышении объема импортной продукции;
Б) получении дохода государством от международной торговли и снижении цен на экспортную продукцию;
В) получении дохода государством от международной торговли и защите от иностранной конкуренции.

3. Квота-это: А) количество ввозимых и вывозимых в страну товаров в натуральном и стоимостном выражении;
Б) ограничение в цене и количестве импортных и экспортных товаров;
В) ограничение импорта и экспорта товаров в натуральном и стоимостном выражении.

4. Свободная экономическая зона- это:

А) территория, где совместные предприятия производят экспортную продукцию;
Б) территория с налоговыми и валютно-финансовыми льготами;
В) территория, где совместные предприятия производят совместную продукцию для продажи на внутреннем рынке.

5. Увеличение правительством России таможенных пошлин на ввозимые потребительские товары может быть выгодно: А) отечественным предприятиям, производящим аналогичную продукцию;
Б) отечественным производителям, работающим на экспорт; В) потребителям; Г) только государству.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока географии по теме «Внешняя торговля»

Автор: Шеховцова Вера Ивановна

Дата: 17.10.2022

Номер свидетельства: 615235

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект интегрированного урока по социально-экономической географии мира и экономике. (10 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_intieghrirovannogho_uroka_po_sotsial_no_ekonomichieskoi_ghieoghrafii_m"
    ["file_id"] => string(6) "352235"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477414945"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "россия на рубеже XIX-XXвека "
    ["seo_title"] => string(32) "rossiia-na-rubiezhie-xix-xxvieka"
    ["file_id"] => string(6) "211084"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431536861"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства