kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Клетка. История изучения клетки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Клетка. История изучения клетки.

Цели:

  1. познакомить учащихся со строением и многообразием клеток;
  2. раскрыть значение органоидов клетки;
  3. сформировать понятия о оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах;
  4. познакомить с историей изучения клетки.

Просмотр содержимого документа
«Клетка. История изучения клетки.»

Клетка. История изучения клетки.

Цели:

  • познакомить учащихся со строением и многообразием клеток;

  • раскрыть значение органоидов клетки;

  • сформировать понятия о оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах;

  • познакомить с историей изучения клетки.

Оборудование: наглядный материал «Строение растительной клетки», учебник

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Тема нашего урока : “Клетка. История изучения клетки. ” Сегодня мы с Вами познакомимся со строением растительной клетки и значением ее частей.

2.Проверка домашнего задания

Работа по карточкам

РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. В 1.

1. Развитие жизни на Земле началось

А. 2,5 млрд лет назад; Б.3,5 млрд лет назад; В.4,5 млрд лет назад.

2. О каком древнем живом организме идет речь?

Эти животные являются дальними родственниками раков и имеют размеры от 2 до 75 сантиметров. Они вели придонный образ жизни. Одеты были в панцирь. Позднее данные животные вымерли.

А. динихтис; Б. стегоцефал; В. трилобит.

3. Какой существующий геологический период носит название полезного ископаемого?

А. каменноугольный; Б. торфяной; В. железорудный.

4. Какое живое существо является родственником слона?

А. мамонт; Б. стрекоза; В. динозавр.

5. Как на русский язык с греческого переводится слово «динозавр»?

А. большой ящер; Б. быстрый ящер; В. ужасный ящер.


РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. В 2.

1. В какой среде зародилась жизнь на Земле?

А. в океане; Б. на суше; В. на суше и в океане одновременно

2. Какое из перечисленных живых существ в древности было «грозой морских глубин»?

А. динихтис; Б. стегоцефал; В. трилобит.

3. Предки какого живого существа в древности имели размеры около 1 метра?

А. мамонта; Б. стрекозы; В. саблезубого тигра.

4. Какой из перечисленных ящеров является летающим?

А. плезиозавр; Б. ихтиозавр; В. птерозавр.

5. Как называется геологический период, являющийся периодом расцвета динозавров?

А. триассовый; Б. юрский; В. меловой.


1

2

3

4

5






Работа с классом «Узнай меня?» Укажи стрелками.

А. Я травоядное животное, со специальной бронёй. Пластины, идущие вниз по моей спине, сохраняют тепло моего тела и охраняют меня. Мой игольчатый хвост – смертельное оружие.

Тираннозавр

Б. Я самый крупный хищник, когда- либо живший. Я – огромен и свиреп, но мои передние конечности были крошечными по сравнению с моим остальным телом.

Ихтиозавр

В. Я живу в море. Я похож на дельфина и плаваю как он. Я рептилия, а не млекопитающее. Я не откладываю яиц, но рожаю живых детёнышей.



Стегозавр

Работа с рисунком всему классу























3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Что нужно для строительства красивого кирпичного дома?

(Кирпичи - это основа для строительства дома)

- Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, из которых состоит предложений).

- Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв).

- А все тела растений, животных, человека состоят? (Из клеток).

Мы можем предположить, что у слова клетка есть много значений. Чтобы узнать какие значения имеет слово «клетка» давайте воспользуемся ресурсами интернета и заглянем в толковый словарь русского языка С.И.Ожегова. Он определяет слово клетка так:

1. Помещение со стенками из поставленных с промежутками прутьев. К. для птиц, для зверей.

2. Отдельный квадрат разграфленного пространства.

3. Клетки шахматной доски.

4. Ткань в крупную клетку.*

5. Грудная клетка - часть туловища, ограниченная грудными позвонками, ребрами и грудиной; костная основа этой

части туловища.

6. Лестничная клетка

7. Тетрадь. в клеточку

8. Элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений.

- Какое определение подходит нам? (последнее)

4. Изучение нового материала.

  • Наверное, каждый из вас неоднократно держал в руках увеличительное стекло. Иначе оно называется лупа. Скажите, что же можно делать с помощью увеличительного стекла?

  • Да, можно выжигать, добывать огонь, читать мелкие буквы, рассматривать мелкие предметы. Вот видите, как много способов применения можно найти для простой лупы.

  • А еще мы познакомимся с учеными, которые своими изобретениями помогли нам увидеть живую клетку, с помощью увеличительных приборов. Ваша задача внимательно прослушать мой рассказ и запомнить какие изобретения сделали эти люди.

  • Лупа была известна еще в Древней Греции. За 400 лет до нашей эры драматург Аристофан описывал свойства увеличительного стекла в одной из своих комедий. Но обычная лупа дает не очень большое увеличение. Она может увеличивать в 2 – 30 раз.

  • Я думаю, что всем вам известен увеличительный прибор, способный увеличивать гораздо сильнее. Что это за прибор?

  • Конечно, это микроскоп. Первый микроскоп появился не так давно. Всего-навсего 300 лет назад. Изобретателем этого гениального прибора считают голландца Антонио Ван Левенгука. Левенгук был простым торговцем, но был очень любопытен. Он первым обнаружил живые существа в капле воды. За свои открытия он даже был избран членом королевского общества, к нему в гости приезжала сама английская королева. Его микроскоп давал увеличение в 300 раз, он был похож на этажерку из увеличительных стекол, чем на современный микроскоп, который дает увеличение в 3500 раз, а электронный микроскоп в сотни тысяч раз. (Показ видео «Микроскоп Левенгука»

  • Усовершенствовал микроскоп английский ученый Роберт Гук. Он изобрел специальный осветитель для микроскопа.

  • Известен Роберт Гук стал не только тем, что усовершенствовал микроскоп. Он первым увидел клетки, рассматривая срез пробки дуба. Ячейки, которые он увидел, назвал клетками. Именно это название мы используем до сих пор. Потом Гук видел клетки и на срезах растений. И долгое время считали, что из клеток состоят только растения.

  • Однако в 1839 году два немецких ученых, Теодор Шванн и Матиас Шлейден, выдвинули идею о том, что все живые организмы состоят из клеток. Эта идея получила название клеточная теория. Они доказали, что из клеток, как из кирпичиков, состоят все живые организмы: как крупные, так и самые мелкие.

  • А теперь, мы рассмотрим строение растительной клетки. Клетка – основная единица живого организма. Кроме того, клетка и сама живая. Все организмы представляют собой одну свободноживущую клетку или объединение какого – то количества клеток. Клетка состоит из органоидов, которые выполняют в ней определенные функции.

  • Каждая клетка имеет три главных части:

  • 1. оболочку, которая «одевает» клетку и придает ей прочность;

  • 2. цитоплазму - полужидкая масса, составляет основное содержание клетки и состоит из воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов;

  • 3. ядро - самый важный органоид клетки, который управляет ее жизнедеятельностью.

Физминутка.

  • Каждая клетка имеет оболочку, которая защищает ее от окружающей среды. В оболочке есть поры, через них поступают необходимые для жизни клетки питательные вещества и количество воды.

  • Внутреннее пространство клетки заполнено полужидким веществом, которое называется цитоплазмой. Цитоплазма постоянно движется, тем самым обеспечивает перенос питательных веществ по всей клетке.

  • Важнейшим органоидом клетки является ядро. Оно несет наследственную информацию.

  • В растительной клетке присутствуют пластиды, которые придают клеткам различную окраску. Они различаются по цвету, размерам и функциям.

Пластиды


Хлоропласты Хромопласты Лейкопласты

(Зеленые) (красные) (белые)



играют важную роль обеспечивают окраску накапливают запасные

в процессе фотосинтеза плодов, осенних листьев питательные вещества.

  • Итак, мы с вами рассмотрели главные органоиды клетки и узнали , что клетка способна питаться и дышать.

  • А сейчас, откройте ваши рабочие тетради и подпишите главные органоиды клетки. Какие это органоиды?

5. Закрепление.

Зарисуйте и подпишите в тетрадях основные части клетки.

6. Включение нового знания в систему знаний

  • А теперь давайте отгадаем кроссворд:


я

д

р

о




ц

и

т

о

п

л

а

з

м

а


п

л

а

с

т

и

д

ы


м

и

к

р

о

с

к

о

п

о

б

о

л

о

ч

к

а




ш

в

а

н

н






п

о

р

ы


1. Самый важный органоид клетки.

2. Полужидкое вещество, которым заполнена клетка.

3. Органоиды клетки, которые придают ей окраску.

4. Увеличительный прибор.

5. Что защищает клетку от окружающей среды?

6. Фамилия одного из ученых, которые выяснили, что все организмы состоят из клеток.

7. Через что поступают в клетку питательные вещества из окружающей среды?

7. Рефлексия деятельности

Как вы оцениваете свою работу? – на «5» бальной лестнице знаний укажите своё положение



8. Домашнее задание.

Изучить §.

Творческое задание – на кусочке картона вылепить из пластилина объёмную схему строения клетки.
































РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. В 1.

1. Развитие жизни на Земле началось

А. 2,5 млрд лет назад; Б.3,5 млрд лет назад; В.4,5 млрд лет назад.

2. О каком древнем живом организме идет речь?

Эти животные являются дальними родственниками раков и имеют размеры от 2 до 75 сантиметров. Они вели придонный образ жизни. Одеты были в панцирь. Позднее данные животные вымерли.

А. динихтис; Б. стегоцефал; В. трилобит.

3. Какой существующий геологический период носит название полезного ископаемого?

А. каменноугольный; Б. торфяной; В. железорудный.

4. Какое живое существо является родственником слона?

А. мамонт; Б. стрекоза; В. динозавр.

5. Как на русский язык с греческого переводится слово «динозавр»?

А. большой ящер; Б. быстрый ящер; В. ужасный ящер.


РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. В 2.

1. В какой среде зародилась жизнь на Земле?

А. в океане; Б. на суше; В. на суше и в океане одновременно

2. Какое из перечисленных живых существ в древности было «грозой морских глубин»?

А. динихтис; Б. стегоцефал; В. трилобит.

3. Предки какого живого существа в древности имели размеры около 1 метра?

А. мамонта; Б. стрекозы; В. саблезубого тигра.

4. Какой из перечисленных ящеров является летающим?

А. плезиозавр; Б. ихтиозавр; В. птерозавр.

5. Как называется геологический период, являющийся периодом расцвета динозавров?

А. триассовый; Б. юрский; В. меловой.

Работа с классом «Узнай меня?» Укажи стрелками.

А. Я травоядное животное, со специальной бронёй. Пластины, идущие вниз по моей спине, сохраняют тепло моего тела и охраняют меня. Мой игольчатый хвост – смертельное оружие.

Тираннозавр

Б. Я самый крупный хищник, когда- либо живший. Я – огромен и свиреп, но мои передние конечности были крошечными по сравнению с моим остальным телом.

Ихтиозавр

В. Я живу в море. Я похож на дельфина и плаваю как он. Я рептилия, а не млекопитающее. Я не откладываю яиц, но рожаю живых детёнышей.



Стегозавр









о






т










л









и













ч









н








о




1. Самый важный органоид клетки.

2. Полужидкое вещество, которым заполнена клетка.

3. Органоиды клетки, которые придают ей окраску.

4. Увеличительный прибор.

5. Что защищает клетку от окружающей среды?

6. Фамилия одного из ученых, которые выяснили, что все организмы состоят из клеток.

7. Через что поступают в клетку питательные вещества из окружающей среды?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Клетка. История изучения клетки.

Автор: Потапова Инна Олеговна

Дата: 27.01.2020

Номер свидетельства: 537571

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок по теме " История изучения клетки. Клеточная теория" 10 класс "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-po-tiemie-istoriia-izuchieniia-klietki-klietochnaia-tieoriia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "230073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441973052"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока на тему "Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-na-tiemu-enierghietichieskoie-obiespiechieniie-klietki-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "113428"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410185440"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Презентация к уроку по биологии в 9 классе "Прокариотическая клетка" "
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia-k-uroku-po-biologhii-v-9-klassie-prokariotichieskaia-klietka"
    ["file_id"] => string(6) "111350"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407386426"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Презентация к уроку общая биология на тему "История развития биологии" "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-k-uroku-obshchaia-biologhiia-na-tiemu-istoriia-razvitiia-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "229549"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441794011"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) ""Строение прокариотической клетки" "
    ["seo_title"] => string(37) "stroieniie-prokariotichieskoi-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "125618"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415021798"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства