Просмотр содержимого документа
«Использование краеведческого материала на уроках географии»
Использование краеведческого материала на уроках географии.
Сабирзянова Файруза Ниловна –учитель географии МБОУ «Петровскозаводская СОШ» Сармановского района Республики Татарстан.
Научно-технический прогресс в нашей стране предъявляет все более высокие требования к общеобразовательной подготовке подрастающего поколения. Реформа общеобразовательной школы уделяет большое внимание активизации процесса обучения, повышению его научного уровня. В решении этих задач определенное внимание уделяется краеведению.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории - своего края, под руководством учителя. При этом выполняются две задачи:
1) всестороннее изучение своей республики и накопление краеведческого материла;
2) использование этого материала в преподавании географии.
Краеведческий принцип предполагает использование таких знаний, которые непосредственно получены при изучении своей местности.
Существующая программа предусматривает изучение рельефа, вод, климата, почв, растительности, животного мира, населения, с рассмотрением его быта и хозяйственной деятельности.
Цели, задачи, содержание, как и время, отводимое на изучение своей местности, четко отражены в программе школьного курса. Однако, место и дидактические цели изучения географии своей республики; степень интеграции его содержания с содержанием основного курса и число часов на изучение разделов еще не достаточно определены.
Опыт показывает,что обучение географии родного края должно быть глубоко увязано с содержанием основного курса географии России. Поэтому я при планировании учебного процесса, я определяю и степень интеграции содержания, и объем часов.
Программа указывает на то, что при изучении каждого основного компонента природы, населения и экономики страны необходимо использовать краеведческий принцип.
Краеведческая основа обучения дает возможность выполнить две важные дидактические функции:
а) опираясь на изученные географические объекты и явления, характерные для своей республики, конкретизировать и углублять содержание изучаемых тем о природе, населении и экономике России;
б) дать учащимся возможность при изучении почти всех тем из общих обзоров природы, населения и экономики России получить стройную систему знаний о географии своей республики.
Использование краеведческого принципа помогает школьникам лучше понять особенности окружающей природы и хозяйственной деятельности населения и уяснить, что своя республика - это органическая и неотъемлемая часть всей России.
Существуют различные формы изучения своего края. Это программные учебные занятия, экскурсии, практические работы на местности (съемки территории, метеорологические и гидрологические наблюдения, почвенные исследования, экономико и эколого-географическое изучение местных предприятий и т.д.), туристские походы, краеведческие кружки и др.
Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к этой работе учитель. В частности важно обладать умениями, пользоваться методами географического исследования:
1. литературным;
2. картографическим;
3. статистическим;
4. методом полевых наблюдений.
Картографический метод связан с изучением имеющихся карт данной местности (использование ведомственных картографических материалов). Этот метод предполагает так же составление картосхем, на которые наносят результаты исследований. Могут быть составлены картодиаграммы и картограммы, на которых отображены данные о размещении сельского хозяйства - посевы наиболее характерных для изучаемого района с/х. культур, ведущие отрасли животноводства. Составление картограмм и картодиаграмм способствует не только укреплению графических навыков, но и созданию новых наглядных пособий по географии своего края.
Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно, при изучении климата, населения и хозяйства республики.
Использование этого метода способствует укреплению умений обобщать и анализировать цифровые показатели и делать необходимые выводы, с последующей их демонстрацией в виде графиков. Например: динамика роста численности населения, сельскохозяйственной и промышленной продукции и др.
Метод полевых исследований дает возможность развивать творческую изыскательную деятельность непосредственно в природе. При организации полевых исследований необходимо определить границы территории, которая будет изучаться, выделить основные объекты и время на их исследование. Составить план для изучения этих объектов.
Из выше сказанного следует, что краеведческий принцип, если им оперировать умело, является важной частью учебно-воспитательного процесса.
Из опыта работы.
Организуя изучение родного края, я всегда помню слова М..И. . Калинина, который очень кратко, но емко сказал о важности этого вопроса: "Знакомство с "местной географией", с небольшим уголком окрестностей земли позволит детям более сознательно отнестись к географии всей страны и, кроме того, сделать их любовь к Родине более живой и непосредственной".
На просторах нашей Родины наша маленькая Родина поражает богатством и разнообразием природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, культуры и искусства, я стараюсь продумать как интереснее и доходчивее преподнести это детям.
Природу республики нужно рассматривать как часть природной среды обширного Поволжского региона. Для этого я всегда пользуюсь методом сравнительного анализа. При этом наряду с общими свойствами особо выделяю наиболее четко просматривающиеся специфические черты, природы своей республики. Эта местная особенность природных компонентов и их территориальных сочетаний определяет своеобразие хозяйственного развития и проблемы рационального использования природных ресурсов Республики Татрстан
После длительной хозяйственной деятельности человека природные ландшафты значительно изменились, превратившись в антропогенные (возделываемые поля, сады, огороды, сенокосы, пастбища, города, территориально-рекреационные системы).
Антропогенные ландшафты характеризуются высокой и стабильной
продуктивностью. Они служат основным местом жительства и труда населения республики. Но, к сожалению, на них же больше всего следов разрушений (, карьеры, сбитые пастбища, обмелевшие реки). Говоря о них, указываю не необходимость проведения природоохранных мероприятий.
Знание особенностей природы своей территории, закономерностей ее развития и использование этих знаний на уроках физической и экономической географии я считаю одной из своих основных задач в преподавании предмета.
Преподаю географию я с 1985 года. За этот период мною накоплен достаточный опыт ведения уроков, с применением конкретного материла из окружающей природы. Мною выработана система ведения таких уроков с 6-го по 11 класс. Курс «География» учащиеся начинают изучать в 6 классе. На
сегодняшний день на этот курс отводится 1 час в неделю. Во
вторых, учащиеся получают возможность изучать абстрактные вопросы на
конкретных примерах. Что позволяет лучше усваивать предмет, вызвать
повышенный интерес к географии, а также выполняет воспитательные задачи:
интерес к своей местности, своему региону.
Тема «План и карта» изучаемая в 6 классе, не имеет продолжения в
следующих классах. Это принижает ее значимость в глазах учителей, что
незаслуженно, ведь знания и умения учащихся по ориентированию и
топографии имеют большое прикладное значение. Ведь любая практическая
работа на местности связана с умениями наносить изучаемые объекты на план.
Не надо забывать и об огромном воспитательном значении данной темы.
Первые уроки по географии в 6 классе могут оказать значительное влияние на
отношении к предмету на все последующиегоды.
В начале курса физической географии в теме «План и карта» дается
материал, который будет необходим для дальнейших практических занятий на
местности, которая находится в непосредственной близости к школе.Одним из
таких уроков географии, предусмотренной программой, является практическое
занятие «Измерение относительной высоты и ориентирование на местности.
Азимут».
Две темы «Ориентирование на местности. Азимут» и «Изображение на
плане неровностей земной поверхности» объединяются в два урока. На первом
уроке дается теория, второй урок – практическое занятие на местности.
Несколько лет подряд провожу такую практическую работу с
шестиклассниками перед школой. Школа находится на некоторой высоте от
Приморского шоссе. Наша задача - определить относительную высоту места, где
находится школа. (Раньше определяли и абсолютную высоту, т.к. Приморское
шоссе находится между Финским заливом и школой. Но сейчас на территории,
где мы определяли ,построены коттеджи).
На первом уроке учащиеся знакомятся с понятиями «ориентирование»,
«азимут», приемами работы с компасом. Дают определения понятиям
относительная и абсолютная высота, горизонталь. Знакомимся с прибором
нивелир. Рассказываем, как можно сделать этот прибор. На доске схематически
дается рисунок.
Так как дальнейшая работа будет проходить в группах, на следующем
этапе урока класс разбивается на группы- 4 группы по 4-5 человека.
Выбирается ответственный в каждой группе, определяются обязанности всех
членов группы: кто делает нивелир (сам, или вся группа, могут помогать
родители), кто составляет планшет, кто колышек, кто ответственный за компас.
Кто будет измерять расстояние в шагах, и превращать в метры. Учитель
предупреждает учащихся, чтобы они подошли к работе ответственно.
На практическом занятии на местности учащиеся должны уметь:
-использовать теоретические знания: работа с приборами (компасом,
нивелиром) определение азимута и относительной высоты места, на практике;
- связать знания, полученные на уроках географии с природой своей
местности.
- нести ответственность за результаты своей деятельности в группе
- объективнооценивать свою работу.
Тип урока: Групповая практическая работа на местности.
В начале урока группы проверяются на наличие приборов, если в какой
группе нет нивелира или компаса, учитель выдает этой группе. Учитель
благодарит тех ребят, которые сами сделали прибор нивелир.
Для работы на местности дается 30 минут, 5 минут для перехода в класс и 10
минут для получения домашнего задания.
1 часть урока. Выходим на улицу. Перед школой каждая группа
получает свою точку. Их 4. Все группы получают задачу: Со своей точки 12
определить азимут школы,( ориентир дерево перед школой) и определить
относительную высоту места, где стоит школа от
своих точек (см. рис.1.)
.
Рис.1.
1. Группа определяет азимут. На планшете показывают
направление на север и азимут по какому направлению они будут
подниматься.
2. Устанавливают нивелир и начинают двигаться по
направлению к школе с каждой точки. Расстояние между колышками
считают своими шагами, (они уже знают ширину своего шага) и
превращают в метры и на планшете с помощью линейки отмечают это
расстояние. В каждой группе 1 человек работает с компасом, 1
записывает, 1 с колышком, 1 с нивелиром. Необходимо, чтобы каждый
учащийся прошел через все виды работ. Учитель контролирует
выполнение работ в каждой группе.
3. Когда группы все сходятся наверху со своими данными,
учитель собирает их планшеты и ребята заходят в школу, в класс.
2 часть урока. Учитель на доске пишет данные всех 4 групп. Дает
исходные их точки на доске, откуда они начинали работать. Учащиеся
переписывают данные в свои тетради и получают домашнее задание:
Составить план холма, на котором стоит школа с 4 точек. Провести горизонтали
через 1 метр. Дается масштаб в 1 см. – 2 метра.
Оценивание работы:
- учащиеся получают оценки за работу на улице (со слов
ответственных);
-за изготовление приборов;
-за оформление отчета о работе.
Работая с планом своей местности, учащиеся видят не отвлеченные
условные знаки, а живые, очень знакомые ориентиры, реально представляемые
масштабы. Такой вид деятельности, как практика на местности 13
приобщает учащихся к поисковой научно-исследовательской работе,
основанной на краеведческом материале. Позволяет сформировать
познавательную активность на уроках географии.
Так, уроки географии в 6-м классе по темам "Рельеф", "Горы суши" всегда проходят с обязательным использованием местного материла. Приведу в качестве примера несколько фрагментов, которые станут подтверждением выше сказанного.
Фрагмент из урока по теме "Рельеф".
- Я даю понятие рельефа, объясняю, какие силы влияют на его формирование. Знакомлю учащихся с основными формами рельефа. Затем подвожу их к мысли о рельефе своей местности.
- Ребята, давайте подумаем, какой рельеф характерен для нашей местности?
- Какие силы повлияли на формирование рельефа нашей местности?
- Повлияли внутренние и внешние силы.
После того, как я добиваюсь у учащихся удовлетворительного ответа на поставленные вопросы, рассказываю о рельефе нашей республики, подчеркиваю его разнообразие по территории и, идя от общего к частному, стараюсь составить представление о рельефе района, а затем и окрестностей .
Фрагмент из урока
Местный материал можно использовать и при изучении темы "Воды суши". Уроки по темам "Подземные воды" и "Реки" целесообразно проводить, опираясь на местный материал.
Наше село расположено на надпойменной террасе реки Иганя. Здесь можно наблюдать выходы подземных вод. Поскольку наша школа находится недалеко от реки, в 5-ти минутах ходьбы, урок по теме "Подземные воды" я провожу у реки, где на крутом обрыве можно увидеть выходы подземных вод.
Фрагмент из урока по теме “Подземные воды”.
Я объясняю, что горные породы различаются по их способности пропускать воду. Те горные породы, которые легко пропускают воду, называются водопроницаемыми. Тутже выясняем, через какие горные породы просочилась вода.
Учащиеся отмечают, что вода прошла через песок, галечник, гравий, а глина не пропускает воду – это водоупорный слой.
Я обращаю внимание учащихся на то, что выше слоя глины лежит слой, насыщенный водой иливодоносный слой. Здесь же ученики узнают о том, что вода, находящаяся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называется грунтовой.
На этом уроке учащиеся наглядно наблюдают изучаемые природные явления и объекты, что способствует овладению более глубокими и прочными знаниями.
Далее я поделюсь опытом проведения урока по теме "Реки".
Я даю понятия реки, что называется речной долиной, истоком, устьем и речное системой. Затем следуют понятия бассейна реки и водораздела.
Применение местного материала уместно при разборе третьего подпункта параграфа - реки горные и равнинные. Учащиеся определяют характер течения реки, скорость, глубину и ширину реки в месте наблюдения.
Краеведческий принцип уместно использовать в тех классах, где изучается география России. В 8 кл. после завершения изучения темы "Природные комплексы" я провожу практическую работу “Природный комплекс в руке”.
Фрагмент урока.
Урок я начинаю со вступления:
- Рука является символом человека - она может создавать и разрушать природные комплексы.
Практическую работу начинаем с того, что каждый ученик в своей тетради обводит карандашом свою левую руку, каждый палец - соответствует одному компоненту природы. От центра ладони к каждому компоненту природы проводится луч. Ниже точки, где все лучи сходятся, подписывается - Охрана ПК. Затем проводим стрелку к основанию ладони и пишем "человек". Это символизирует, что в руках человека судьба природного комплекса.
Далее практическая работа посвящена изучению ПК своей местности.
В 9 классе изучается экономическая география России. Наряду с темами, изучаемыми по общему курсу экономической географии России, я провожу органическую связь с конкретным местным материалом. На этих уроках я даю характеристику развития хозяйства республики, раскрываю особенности природно-ресурсной базы, какие межотраслевые комплексы получили развитие на территории.
Фрагмент из урока по теме “Взаимодействие общества и природы».
Я рассказываю о составе данного комплекса, какие отрасли туда входят, какова структура комплекса. Привожу пример предприятия из комплекса . Это Петровский спирт завод, который производит спирт. В тетрадях учащиеся записывают характеристику завода как промышленного предприятия. На уроке мы разбираем это предприятие по вопросам: - ЭГП предприятия.
- Какова продукция завода?
- Что является сырьем для производства этой продукции?
- Куда поставляется продукция завода?
- Есть ли местные потребители данной продукции?
- Экологическая оценка предприятия.
Такое ведение урока способствует лучшему восприятию изучаемой темы.
Из сказанного видно, что почти все уроки и физической и экономической географии можно проводить с упором на конкретный краеведческий материал.
Все эти материалы находятся сейчас в кабинете географии и используются мною на уроках. В заключении отметим, что изучение природы района воспитывает у детей ответственное отношение за сохранение природы, патриотическое чувство, гордость за свою землю.
География является единственным естественно-общественным предметом, охватывающим практически все аспекты жизни на Земле: изучает природу, хозяйство, население, регионы, страны. Наука эта так же прекрасна и разнообразна, как жизнь на планете. Я считаю, что именно с помощью географии можно сильно влиять на моральное становление растущего человека. Тем более что все более актуальным для нашей эпохи является ослабление любви к ближнему, родному краю, Родине.
Литература:
1.Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии». М.,
«Просвещение», 1988 г.
2. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., №Начальный курс географии, 6
класс». М. «Дрофа», 2009 г.
3. Герасимова Т.П., Крылова О.В. «Методическое пособие по
физической географии. 6 класс» М., «Просвещение», 1991 г.
4.Журнал «География в школе» 2002 г, №5,
5.Журнал «География в школе», 2004 г., №7
6.. Козлова Ю.В. «Краеведение», М. «ТЦ Сфера». 2007.