Ход урока Проверка домашнего задания (карточки АВС) Задание1 “Небылицы” Текст содержит 5 ошибок и 5 понятий Рассказ №1. «История о черепашках». Гидросфера – это воздушная оболочка Земли. Здесь находятся любимые места обитания морских черепашек, которых называют красивым именем – морена. Больше всего эти животные любят плескаться в пресных бессточных озёрах вроде Мёртвого моря. Летом они собираются большими группами на полуострове Гольфстрим и отправляются на отдых в заросли кораллов, которых всегда в достатке в водах Красного моря, имеющих слабую солёность. Рассказ № 2 «История о черепашках». Путешествуя по морям и океанам, я часто встречал морских черепашек. Особенно много их в очень солёном море Танганьика. Ближе к осени черепашки начинают путешествовать и нередко заплывают в устья крупных равнинных рек. Но здесь их поджидает большая опасность – бурное течение этих рек может выбросить путешественниц на камни порогов или вовсе разбить об уступы водопадов. Зимуют же черепашки в горах выше снеговой линии, где круглый год нет снега и льда. А с наступлением весны, когда от вершин горных ледников откалываются айсберги, начинается новое путешествие. Ошибки в тексте № 1: 1) гидросфера – водная, а не воздушная оболочка; 2) морена – не название черепах, а ледниковые отложения; 3) Мёртвое море – не пресное, а самое солёное озеро в мире; 4) Гольфстрим – это течение, а не полуостров; 5) воды Красного моря - самые солёные среди вод Мирового океана. Ошибки в тексте № 2: 1) Танганьика не море, а озеро; 2) у равнинных рек не может быть бурного течения, порогов и водопадов; 3) выше снеговой линии всегда есть снег и лёд; 4) черепахи не поднимаются так высоко в горы; 5) айсберги откалываются от покровных ледников, а не от горных. 2. ЭТАП 1 Актуализация знаний Ход урока: 1.Оргмомент Вступительное слово учителя. Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она подлинное чудо природы, единственное в своем роде. Сегодня на уроке мы говорим не только об уже известных всем свойствах воды, но и о новых интересных открытиях ученых, о правильном использовании, охране воды и других вопросах. (Запись темы урока в тетрадях учащихся). 2.Актуализация знаний Вода - самый удивительный минерал на Земле, удивительный потому, что она создает условия для развития и роста многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворительное влияние на климат континента. Водные потоки формируют поверхность нашей планеты; в одних местах они разрушают горные породы, в других - создают обширные низменности. Может быть, именно наличие воды наша планета отличается от других планет Вселенной. Вода незаменима, ее можно назвать самым ценным минералом Земли. В самом деле, что может быть ценнее? Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого; целебной и очистительной силой плодородия. Существует пословица: Вода - кровь земли. Ученые считают, что именно в воде зародилась жизнь на Земле. Допиши: вода находится в трех состояниях … Водные ресурсы и их использование. Потребление воды человеком в сотни раз превышает потребление всех остальных видов природных ресурсов. Рост потребления вызывает истощение запасов пресных вод. И хотя вода покрывает свыше 70% поверхности Земли и относится к возобновимым ресурсам, она становится все более дефицитным природным продуктом. Водные ресурсы - это воды (поверхностные и подземные), которые человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве. Значение рек: А) На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды, а в год около 110-150 м3. Для производства 1 т сахара расходуется 100м3 воды, 1 т бумаги - 900 м3, 1 т резины - 1500 м3. Крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн. м3воды. Б) Вода рек - это самые дешевые водные пути, которые часто были единственными дорогами в лесной зоне России 10 - 19 вв. В) Большая часть пресных вод расходуется в сельском хозяйстве на орошение. Задание для групп2: заполните схему в задании 2 Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно: северо-запад Русской равнины - озерный край, очень хорошо обеспечен водой, а юго-восток Русской равнины, Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток влаги. Основные запасы пресных вод сосредоточены в озерах, ледниках и подземных водах. Поскольку возобновление этих вод идет очень медленно (в ледниках вода задерживается на несколько веков), то их называют вековыми запасами. Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление. Ежегодно в России из разных источников для хозяйственных нужд изымается много воды - в среднем около 2% речного стока. Однако в некоторых районах с высокоразвитой промышленностью и большой долей орошаемого земледелия этот показатель достигает 40%. Вода, используемая для водоснабжения человека и его хозяйства, возвращается в гидросферу не в полном объеме и не всегда в чистом состоянии. Много воды теряется за счет испарения с орошаемых полей и поверхностей искусственных водоемов, из-за несовершенных промышленных технологий и утечек из водопроводов. Антропогенное воздействие уменьшило годовой сток Волги на 10%, а Дона, Кубани, Терека - на 25-40%. Сток малых рек европейской части России снизился на 50%, многие из них просто исчезли. Итак, человек влияет на водные ресурсы. - Рассмотрим две стороны этого процесса: отрицательное влияние и положительное влияние. Группа 2 Задание: заполните таблицу в задании 4 Использование воды водопользование | водопотребление | Рыбное хозяйство | Промышленность | Гидроэнергетика | Сельское хозяйство | Речной транспорт | Коммунальное хозяйство (вода в квартире, полив улиц) | Купание в реке | | Рыбалка на берегу с удочкой | | Водопользователи загрязняют воду, ухудшают ее качество | В результате потребления воды становится меньше, т.е. уменьшается ее количество, но и меняется качество воды из-за стоков. | Группа 1 Таблица «Загрязнение воды» Вид загрязнения | Загрязняющий фактор | Источник загрязнения | Устранение загрязнения | | | | | | | | | Охрана вод, система обратного водоснабжения. Как сохранить воду чистой для нас и будущих россиян? Ребята называют ответы, учитель постепенно открывает шторку для проверки. - Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать. - Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на этом же предприятии. - Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику. Группа 4 Составить рассказ «Значение гидросферы для человека» по иллюстрациям 3. Закрепление. Закончи предложение: Вода в природе встречается в …………..,…………….,…………..состояниях. При каком условии вода превращается: - в лед? - в пар? 3. Отметь свойства чистой воды: - текучая, - имеет запах, - вязкая, - является растворителем, - прозрачная, - белая, - без запаха. 4. Какие вещества растворяются в воде: - соль, - речной песок, - мел, - глина, - сахар, - питьевая сода. 5. Каким способом можно очистить мутную, загрязненную воду? - прокипятить, - нагреть, - пропустить через фильтр, - заморозить. 6. Какую воду человек использует для своих нужд? - чистую, - соленую, - пресную, - морскую. 7. Где находятся самые большие запасы пресной воды? - в реках, - в морях, - в озерах, - в ледниках, - в океанах, - в живых организмах. 8. Почему нельзя в походе пить воду из реки? - она мутная, - содержит вредные вещества и болезненные микробы. - она не кипяченная. 9. Когда люди расходуют наибольшее количество воды? - для полива сельскохозяйственных культур, - для приготовления пищи, - для гигиенических нужд, - для промышленного производства. 10. Где будешь брать воду для пищевых целей: - из реки, - из родника, - из водопроводного крана, - из ручья, - из пруда, - из озера. 11. Что нужно предпринять, чтобы не загрязнялись реки, протекающие в городе, воду из которых используют для своих нужд промышленные предприятия: - строить очистные сооружения, - закрывать промышленные предприятия, - вести сброс загрязненных вод в почву. 12. Какая часть природы больше всего страдает от загрязнения воды? - растения, - человек, - животные, - все живое на Земле. 4. Вывод. Наша страна необычайно богата разными видами пресных вод: реками и озерами, подземными водами и ледниками. В настоящее время в ряде районов страны сложилась тревожная ситуация, связанная с нехваткой воды или ухудшением ее качества. Необходимо вести постоянную борьбу с загрязнением и истощением вод. Уже сейчас затраты на сохранение и воспроизводство качества воды занимают первое место среди всех расходов человечества на охрану природы, и суммарная стоимость пресной воды намного больше стоимости любого другого вида используемого сырья. V. Рефлексия Какие впечатления об уроке остались у вас? Поделитесь своими впечатлениями. Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом: Карточка с заданием «Продолжить фразу»: Мне было интересно… Мы сегодня разобрались… Я сегодня понял, что… Мне было трудно… Завтра я хочу на уроке… Домашнее задание §44 Варианты творческих заданий: (АВ) - подготовить проект водосбережения в быту, в школе. -найти отображение темы воды в литературе нашей страны. - подготовить рекламную продукцию по водосбережению, охране воды. |