kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по географии и искусству "Традиционные промыслы Центральной России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проведён в 9 классе при изучении темы "Население Центральной России".целями урока являлось знакомство с народными промыслами и их географией. Не только расширение кругозора учащихся, но и умение самостоятельно отбирать необходимый материал,проявлять творческие способности при составлении презентации,видеть прекрасное в окружающем мире,чувствовать красоту слова,воспитывать художественный вкус и чувство гордости за свой народ-в этом воспитательный потенциал урока. Для достижения цели и задач выбрана нестандартная форма проведения:урок-ярмарка. Сегодня большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, возрождение природных комплексов является достаточно актуальной темой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по географии и искусству "Традиционные промыслы Центральной России" »

Интегрированный урок по географии и искусству

Тема «Традиционные промыслы Центральной России»

Класс: 9

Цель: познакомить с народными промыслами Центральной России, их художественными особенностями и рассмотреть их географию.

Задачи урока:

1.Образовательные: показать самобытность русского народа, проявляющуюся в творчестве народных умельцев, способствовать расширению кругозора обучающихся.

2.Развивающие: развивать познавательный интерес к народному творчеству, социокультурную компетенцию, умение говорить, артистизм, творческие способности обучающихся.

3.Воспитательные: воспитывать художественное видение окружающего мира, эстетический вкус, чувство патриотизма, уважительное отношение к национальному художественному наследию, традициям.


Форма урока: театрализованная ярмарка.

Оборудование: интерактивная доска, физическая карта России, записи русской народной музыки, видеоролики, презентация промыслов, образцы изделий народного промысла, репродукции картин художника Б.М. Кустодиева «Масленица», «Купчиха за чаем», фото народной артистки М.Л.Пахоменко.

На доске: «Веселись честной народ. Нынче ярмарка идет!»

Класс разбит на торговые ряды: каждый ряд соответствует одному промыслу, где представлена коллекция народных промыслов: гжель, хохлома, палех, Сергиево-Посадские матрёшки, дымковская игрушка, подносы Жoстово, изделия из хрусталя, финифть.

За месяц до проведения урока учитель знакомит учащихся с темой и целью урока, предлагает темы сообщений и план изложения материала, список литературы для подготовки, проводит консультации. Учащиеся готовят опережающие сообщения. Те учащиеся, которые не задействованы в процессе выступлений с устными сообщениями, заполняют таблицу "Путеводитель по ярмарке"

Ход урока:

Учитель географии:

Продолжая знакомство с Центральной Россией, сегодня мы поговорим о духовных ценностях страны, о том, что составляет «золотой фонд» России , ее гордость и делает знаменитой во всем мире. Речь пойдет об изделиях народных российских умельцев.

Учитель искусства:

Человек во все времена стремился украсить свой быт. «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» - гласит пословица. Народ творил из простого материала: дерева, глины, кости ,бересты и др., но ценность изделия умельцев определялось не материалом, а их мастерством. Много талантливых мастеров было на русской земле. В народных промыслах участвовали порой целые деревни: секреты мастерства передавались из поколения к поколению, от отца к сыну, от матери к дочери. Очень многие художественные традиции сохранились до наших дней. Народные промыслы сохраняют ручной труд. Сегодня мы познакомимся только с некоторыми видами народных промыслов.

Учитель географии:

Особенностью населения Центра России было разнообразие занятий: сочетание сельскохозяйственной деятельности с ремесленной (кустарной промышленностью). Кустарные промыслы, потом их стали называть народными или традиционными, начали приносить больше доходов и ими стали заниматься многие жители в те далекие времена. Эти изделия привозили на ярмарки и продавали. Крупнейшей ярмаркой в России в конце 19-начале 20 века являлась Нижегородская ярмарка, известна как знаменитая макарьевская ярмарка -один из всероссийских центров оптовой и розничной торговли. Расположена была в нижней части Нижнего Новгорода на площади перед главным ярмарочным домом и обители Св.Макария. Нижний Новгород называли карманом России. В конце урока вы должны дать ответ ,почему?

Учитель географии обращается к классу:

Почему именно в Центральном районе получили развитие многочисленные народные промыслы?

Этому способствовали малоблагоприятные для ведения земледелия, зернового хозяйства природные условия (обилие лесов, отсутствие чернозёма, неудобные для пашни земли) и населению пришлось промысшлять себе на пропитание другими способами, т.е. заняться разными промыслами. Сырья для всех этих промыслов было достаточно на месте, а топлива при кустарной технике не требовалось. Обмен промысловой продукции на хлеб обеспечивал центральным положением и наличием ряда водных путей, имевших в то время несравненно большее значение). Условиями их возникновения стали также неустойчивые урожаи, свободное время зимой (внесезонье), соседство рынков, ярмарок, где можно рыло продать изготовленные изделия.

Учитель искусства:

Итак, мы открываем ярмарку! (учащиеся выходят в народных костюмах)

Ведущая (с поклоном):

Мастера, мастерицы – искусницы.

Привезли они нам развесёлые

Краски яркие – всё художество,

Коим волости их прославились.

Гости, лавки отворяйте!

Продавайте! Продавайте!

Что душа твоя желает,

Все на ярмарке найдешь,

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!”

В 1641 г. царь Михаил Фёдорович дал монастырю право собирать с торговцев за один день торговли (25 июля — день Святого Макария) таможенную пошлину. В 1666 г. на ярмарку приезжали уже купцы не только из всей России, но и из-за границы, и она продолжалась 2 недели.

Заходит иностранный гость под восточную музыку.

Иностранец:

Как мне найти бозор?

Ведущая недоумённо разводит руками.

Иностранец:

Ну, от персидского, узбекского, таджикского-бозор, с туркменского базар- там много продавцов и покупателей.

Ведущая: бозор, базар, продавцы, покупатели…так это же ярмарка! И Вы уже нашли нас. Что хотели бы купить?

Иностранец: подарок своей невесте.

Ведущая: проходите, выбирайте!

Выбирай товар, полезай в карман.... Денег нет — так любуйся!.

«Сергиево-Посадская матрёшка»    и «Дымковская игрушка» 


Ведущая:

Город Загорск, в Сергиево-Посадском районе Московской области считается родиной русской матрешки – точеной из дерева и оригинально расписной многоместной куклы, ставшей подлинным русским сувениром. Русской матрешке досталась особая слава и любовь. Не только для русских, но и для жителей других стран планеты она стала символом самой России.

Продавец:

В конце 19 века мастер Звездочкин вырезал куклу на славу, одел ее в передник и сарафан, нарядил в платок с цветочками, в руки ей дал петуха. И имя девочке подобрал самое, что ни на есть простонародное – Матрена. И «разбрелись» русские матрешки по всему свету. Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но не лентяйка, в руках у нее может быть серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзина с грибами-ягодами.


 Игрушки, игрушки, славные, забавные!

Есть прехитрые штуки, позабавиться от скуки!

Дешево продам, на совесть отдам

Господа честные, люди добрые, посмотрите –

Полюбуйтесь, да только больно не торгуйтесь!

 Хоть игрушка и детская забава

 Да вам придется по нраву!

Дымковские барыни

Всех на свете краше,

а гусары – баловни –

кавалеры наши.

«Гжель»

Ведущая:

Гжель – большой район, объединивший 30 сел и деревень, находится в 60 км. От Москвы. Гжель известна массовым производством в течение всего 20 века фарфоро -фаянсовой керамикой: посудой, игрушек, декоративных статуэток.


Продавец:

Гжель – родина русской керамики. Гжельскую посуду отличает единство вещи и ее декора. Все виды росписи – цветы, птицы, люди, животные, посуда – прочно связаны между собой. Рельефность фигур, отдельных декоративных деталей, появляющихся в самоварах, сахарницах и других произведениях, не разрушают общего единства предмета и украшений. Все, что рисует кисть художника, становится, синим и голубым, и цветы, и люди, и птицы, и трава. А какая нарядная и праздничная роспись.. Бело – синие, сине – синие цвета всегда радуют взор человека

Гжельская посуда,

Это просто чудо!

Сколько в ней голубизны,

Красоты и новизны

В руки ты её возьмешь,

И на душе светло.

Это руки мастера,

Передают тепло!


 «Жостово»


Ведущая:

Любили на Руси почаёвничать - с вареньем, баранками, сладостями. А поднос при чаепитии - вещь незаменимая. На него удобно поставить горячий самовар и вазочки с вареньем, пряниками-баранками и другим угощением. Да что говорить, поднос - нужная вещь. Должен он быть красивым, взор радовать. Жостовские подносы нравятся всем. Декоративная роспись подносов в Подмосковье стала развиваться в начале 19 века. Подносы изготовляли в деревне – Жостово. Жостовская роспись-это букеты цветов, натюрморты, в которых главенствует букет.


Продавец:

Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Мастер – живописец по ходу работы связывает изображение цветов, плодов ветками и листьями. Чаще всего букет пишут на черном фоне, из глубины которого как бы вырастает объем цветов и листьев. В росписи оживают розы, тюльпаны, хризантемы и другие цветы. По краю поля или на бортах подносов выполняют «золотой» орнамент, графический рисунок, который подчеркивает живописность росписи.

                                                   

  Поднос – практичное изделье, 

необходимое в быту,                                                                                                                          Он принесет вам в день рожденье:                                                                 

Цветы, улыбку, красоту.

Украсит также он ваш дом

 И станет радостнее в нем.

 Он служит годы долгие, в семейном очаге

 Поможет он еще, в работе и еде,

 Напитки он украсит вам,

 И выпить ты захочешь сам,

 И чай, и кофе, лимонад,

 И съесть любимый шоколад!                  

                             

      «Хохломская роспись»


Ведущая:

 Хохлома и Семёнов– село и городок в Нижегородской области. Там придумали роспись по золотому.


Продавец:

Способ золочения дерева и письма по нему позаимствовали у иконописи. На загрунтованную глиной и проолифенную доску наносили серебристый по цвету оловянный порошок, по нему писали красками, потом ставили в печь калить. И так несколько раз. Олифа, в результате спекалась до такой медной густоты, что серебристое под ней казалось уже золотым и светилось. Художественно выразительно сочетание золотого, черного и красного цвета. Семеново – центр Хохломы. Здесь в 1918 году была организована школа художественной обработки дерева. Хохломская роспись очень выразительна. Черные и красные узоры на золоте вызывают впечатление красочных мазков. Растительный орнамент – травка, ягодки.


Иностранец а: какие значения имеют цвета: красный, черный, золотой?...

Продавец:

Красный- любовь, преданность.



Черный - торжественность.



Золотистый - свет, солнце.


 

               

                                                              Покупайте, хохлому!

                                                      И счастье в дом придет тому,

                                                       Кто ест из ложки расписной,

                                                        Тот будет вечно молодой! 


Учитель искусства:

Мы сегодня слушали песню «Моя Россия». Кто её исполняет? Её исполняет Народная артистка России Мари́я Леони́довна Пахо́менко. Она пела такие знаменитые песни как «Школьный вальс»:

Давно друзья весёлые простились мы со школою

Но каждый год мы входим в этот класс

В саду берёзки с клёнами

Встречают нас поклонами

И школьный вальс опять звучит для нас

Сюда мы ребятишками с пеналами и книжками

Входили и садились по рядам

Здесь десять классов пройдено

И здесь мы слово Родина

Впервые прочитали по слогам


и «Девчата»:

Сегодня праздник у девчат

Сегодня будут танцы!

И щеки девушек горят,

С утра горят румянцем.

Припев:

Пришли девчонки,

Стоят в сторонке,

Платочки в руках теребят,

Потому что на десять девчонок

По статистике девять ребят.


Давайте сейчас прослушаем ещё одну знаменитую песню «Золотая Хохлома» в исполнении Марии Пахоменко. Вы должны видеть не только прекрасное, но увидеть прежде всего человека, чьими руками, умом, талантом создается замечательная продукция народных промыслов, некоторые образцы которой стали шедеврами мировой культуры и экспонируются в самых знаменитых музеях мира.


Гусь-Хрустальный

Ведущая: А вот знаменитый хрусталь из города Гусь-Хрустального Владимирской области.

Продавец:

В 18 веке купцы Мальцовы на реке Гусь начали строительство стекольной мануфактуры, давшей начало известному бренду Гусевской хрустальный завод и, собственно, название самого города «Гусь-Хрустальный». Причина строительства — необходимость вывода своих предприятий из Подмосковья, где правительство запретило стекольные заводы из-за вырубки лесов.

Иностранец: а как вы мне докажете, что это хрусталь, а не простое стекло? Что это не обман?

Продавец: хрусть обладает игрой света и красивым звоном-он звонкий и продолжительный. А у простого стекла он не звонкий, а глухой.


Палех.


Ведущая :

Народный промысел, развившийся в посёлке Палех Ивановской области.


Продавец:

Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы

Плещутся звезды в мерцающих далях,


Светится снег, хоть в ладони бери.


Сказочной росписью, загадочной росписью


Скачет на тройке в отсветах зари.


Ожили краски и в душу запали,


Русским напевом заслушался мир.


Сколько кудесников вырастил промысел,


Сколько диковин красою затмил.


Вешнее солнце в шкатулке хранится,


Не увядает старинный секрет


Кисти взлетают, как крылья жар-птицы,


Роспись рисует России портрет


Ведущая:

Да, красивые товары наши гости привезли,


Есть из чего выбрать!


А вы, почтенный, не робейте,


Своих денег не жалейте,


Покупайте гжель, хохлому покупайте


И про нашу дымку не забывайте.


Иностранец:

Всё красиво у вас на ярмарке, но мне бы украшение для невесты.


Ведущая:

Предлагаю изделие из ростовской финифти- эти серьги сделаны с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке. «Финифть» в переводе с греческого означает светлый, блестящий камень. Белоснежные пластинки из сплавов, обожженные при высокой температуре, сияют драгоценной росписью. В технике финифти изготовляли нагрудные иконки, образки, позднее - женские украшения с цветочной росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.


Закрепление:

Нужны ли сейчас народные промыслы?

Красота всегда приносит людям радость. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Народное искусство современно и любимо народом.


Почему Нижний Новгород называли карманом России?



Рефлексия:


Какие мысли и чувства вызывают у вас изделия народных промыслов?


Домашнее задание: подготовить сообщение о других промыслах, представленных в таблице.





Путеводитель по ярмарке


Название промысла.

Центры производства

Художественные особенности

( материал, цвет, узор)

1

Русская игрушка






.


2

Гжель






3

 

 

 

Жостово



4

Хохлома






5.

Палех






6.

Стекло и хрусталь





7.

Финифть






8.

Городецкая роспись





9.

Вологодское кружево




10.

Федоскинская

миниатюра
























































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Левина Марина Владимировна

Дата: 23.02.2015

Номер свидетельства: 177549

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Интегрированный урок-ярмарка по географии и искусству "Традиционные промыслы Центральной России" "
    ["seo_title"] => string(104) "intieghrirovannyi-urok-iarmarka-po-ghieoghrafii-i-iskusstvu-traditsionnyie-promysly-tsientral-noi-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "177564"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424682459"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства