Просмотр содержимого документа
«".и мелькают города и страны."»
МОУ - средняя общеобразовательная школа № 38 с углублённым изучением предметов эстетического профиля г. Орла.
Рукина Ирина Игоревна,
учитель географии
высшей квалификационной категории.
Королёва Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории.
Методическая разработка
интегрированного урока географии и русского языка на тему «… и мелькают города и страны…»
Государственная программа по географии под редакцией Сиротина В.И.
Государственная программа по русскому языку под редакцией Н.М. Шанского.
Количество времени – 80 минут.
Возраст обучающихся – 7 класс ( 13 лет).
Учебники для образовательных учреждений:
учебник географии- авторы В. А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв.
учебник русского языка – авторы М.Т.Баранов,Т.А.Ладыженская,Л.А.Тростенцова,Л.Г.Григорян,И.И.Кулибаба.
Орёл - 2010
«…и мелькают города и страны…» Интегрированный урок географии и русского языка. Страны Южной Америки. Описание действий ( на географическом материале).
Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Учитель сознательно формирует у учащихся интерес к получению знаний, что помогает освоить учебный материал и добиться нужных результатов. Формирование познавательного интереса к предмету зависит от многих факторов, и один из них – межпредметные связи. Самая эффективная в настоящее время, по нашему мнению, форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе – интегрированный урок. Интеграция позволяет сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплины. Внедрение инновационных технологий становится актуальным, так как используемые приёмы создают условия для формирования у учащихся потребностей в постоянном совершенствовании, в реализации творческих возможностей, а также вносят принципиально новые черты: динамизм и вариативность.
Наш урок «…и мелькают города и страны…» является сплавом таких предметов, как география и русский язык. Это результат целенаправленной работы учителей по формированию творческой деятельности учеников для достижения учебных исследовательских задач на основе межпредметных связей.
Одним из направлений нашей работы в этом году является дальнейшее совершенствование методики преподавания географии и русского языка в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Инновационные подходы в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся», а также подготовка и проведение современных уроков , направленных на более качественное повышение эффективности учебно- воспитательного процесса.
Во время подготовки урока нами активно использовалась технология модульного обучения, характеризующаяся опережающим изучением теоретического материала укрупнёнными блоками – модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершённостью и согласованностью циклов познания русского языка на географическом материале.
Идеей нашего урока стало следующее: формирование целостного представления о современной политической карте Южной Америки, расширение кругозора учащихся и развитие устной и письменной речи.
Данный урок является продолжением изучения темы « Южная Америка» и русского языка ( развития речи) « Описание действий» в разделе « Наречие».
Рассмотрение этой темы предполагается на двух уроках (80 минут).
Предварительно учащиеся были разбиты на группы, которые получили творческие задания:
*подобрать материал по теме « Страны Южной Америки» (Бразилия, Аргентина, Перу, Венесуэла);
*подготовить экскурсии по столицам Перу и Бразилии;
*найти научное и художественное описание водопада « Анхель»;
подготовить сообщение на тему « Коренное население Южной Америки»;
*написать сочинение-описание с использованием наречий в виде рекламы (индивидуальное задание).
Кроме того, отдельная группа учащихся готовила небольшое театрализованное выступление.
Блочное построение нашего урока осуществляет идею преемственности в логике изучения программного материала, позволяет реализовать межпредметные связи, способствует последовательности в усвоении географии и русского языка, совершенствованию полученных навыков как на уроках географии, так и на уроках русского языка, а также позволяет учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся. В основе разработки данного урока лежат следующие принципы: принцип научности, проблемности и историзма, интегративности, регионализации, ценностный принцип, культурологический, личностно-ориентировочный, деятельный.
При конструировании урока мы определили его важнейшие функции, нашедшие отражение в главных его компонентах – тексте и методическом аппарате. Мы учли важнейшие функции урока: познавательную, ценностную, социальную, коммуникативную, воспитательную.
Этот урок не является традиционным. Подобная форма повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, предметам, к учёбе и формирует обстановку творческого сотрудничества, даёт ощущение творческой свободы и самое главное- приносит радость и удовлетворение от процесса получения и накопления знаний.
Цели урока:
Образовательные:
Сформировать представления о современной политической карте Южной Америки, народах материка, их хозяйственной деятельности, традициях и достопримечательностях.
Совершенствовать умения выделять главное в лекционном сообщении (развивать общенаучный навык).
Научить составлять текст с описанием действий.
Повторить правописание наречий и знаки препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.
Повторить типы текста и стили речи.
2)Развивающие:
Развивать навыки устной и письменной речи.
Расширить кругозор учащихся.
Развивать творческие способности.
3)Воспитательные:
Продолжить формировать межличностные отношения в процессе группового взаимодействия.
Побудить интерес к организаторской деятельности.
Прививать любовь к родному слову.
Содействовать в ходе урока формированию творческой активности и самостоятельности учащихся.
Оборудование.
Театральные костюмы для ролевой игры.
Технологические карты урока ( таблица).
Контурные карты.
Атласы.
Газета « Южная Америка».
Мешочек с шариками для игры.
Тетради для развития речи по русскому языку.
«Старинное» письмо – свиток.
Технические средства обучения
1. Мультимедиапроектор для показа презентаций с помощью ПК, интерактивная доска.
2. Набор слайдов (видеоряд), фрагменты музыкальных произведений, видеофрагменты.
В процессе работы учащиеся выполняют различные задания, основанные на повторении изученного материала. Презентации усиливают зрительное и слуховое восприятия темы урока.
Мультимедийная разработка урока построена так, что ученики могут работать самостоятельно, сверяясь с экраном. Использование мультимедийных технологий даёт возможность рассмотреть большое количество заданий, лучше усвоить новый материал. Такая структура урока помогает обобщить уже имеющиеся знания, наиболее качественно закрепить новый материал.
Предварительно учащиеся были разбиты на группы, которые получили опережающие творческие задания.
Ход урока.
( Слайд 1). « Психологический».
( Слайд 2-3).Урок начинается с организационного момента. Учитель русского языка объявляет тему урока, его цели, ученики записывают тему в тетради.
Тема урока «…и мелькают города и страны».
Цели урока:
Сформировать представления о современной политической карте Южной Америки, народах материка, их хозяйственной деятельности, традициях и достопримечательностях.
Совершенствовать умения выделять главное в лекционном сообщении (развивать общенаучный навык).
Научить составлять текст с описанием действий.
Развивать навыки устной и письменной речи.
Расширить кругозор учащихся.
( Слайд 4).
Урок начинается с эвристической беседы.
Учитель географии задаёт вопросы, ученики отвечают на них.
Вспомните, что вы знаете об открытии Южной Америки?
( В конце 15-начала 16 веков развитие науки и мореплавания привело к Великим географическим открытиям. Время, когда народы Старого Света открыли Новый Свет, в точности пока не установлено. Учёные полагают, что к берегам Америки могли плавать жители Европы, Африки, Океании. Интересы торговли заставили европейцев искать морской путь на восток в Азию, в сказочную Индию).
2.Кто из путешественников искал путь в Индию?
( Колумб, Америго Веспуччи).
Далее следует театрализованное представление. В руки ученикам случайно попадает «старинный» свиток-письмо одного из моряков Колумба.
(Слайд 5,6,7). Дети читают письмо, а потом «отправляются» в турагенство « Путешественник».
Письмо моряка.
…вот уже много дней мы в море. Индии всё нет. Команда наша отчаялась Вода, одна вода вокруг, волны колышут наш корабль, а солнце слепит нас весь день, и нет конца нашему плаванию.
…Сегодня произошло долгожданное событие: Родриго де Триана с
« Пинты» крикнул:
« Земля!» Все воодушевились. Богатства Индии должны окупить наши страдания. Я тоже очень рад.
вчера увидел огромного паука, ещё мы услышали шорох, раздвинули ветки… какой-то зверь шёл мимо нас…
Мы встретили странных людей. Они не были похожи ни на индусов, ни на африканцев. Индейцы ( так мы их назвали) приглашали нас разделить всё, что у них было, и выказывали столько любви, словно хотели отдать нам свои сердца.
Прошло 4 дня. Мы высадились на чудесной земле. Она богата и прекрасна. Но мы с трудом продвигаемся сквозь дебри девственного леса. Везде растут незнакомые деревья, цветы, кустарники. Мы идём вдоль большой реки .Она кишит рыбой, невиданные птицы кормятся ею.
Всё чаще я задаю себе вопрос: « Где мы?» Ясно одно—это не Индия!
( Слайд 8).
Ученики. Как интересно! Надо побольше узнать об этом материке. Давай мы совершим путешествие!
Только пойдём сначала в туристическое агенство.
Ученики. Здравствуйте. Мы хотим больше узнать о Южной Америке. Можем ли мы туда ОТПРАВИТЬСЯ?
Туроператор (ученик). Да, конечно. (Слушаем сведения о Южной Америке).Хотите ли вы туда поехать?
Ученики. Да!
Туроператор. Добро пожаловать в Южную Америку!
(слайд 9).На экран выведена таблица.
Учитель географии. Чтобы систематизировать свои знания, полученные на уроке, мы будем заполнять таблицу в течение урока ( таблица у каждого ученика).
Учитель русского языка. Обратите внимание на последнюю колонку. В ней вы будете записывать рабочие материалы к сочинению.
(Слайд 10)Беседа на лингвистическую тему.
Какие типы текстов вы знаете?
Что значит описать предмет?
Что такое описание?
Какова структура описания?
Объяснение новой темы « Описание действий»
При описании действий необходимы последовательность и точность, а также используются глаголы. Последовательность нам помогут сохранить наречия. ( В ходе объяснения используется слайд).
(Слайды 11,12,13).
Прослушайте текст (прочитайте на слайде) и найдите наречия, которые передают последовательность при описании действий. Запишите их в тетрадь. Проверьте. ( На слайде эти наречия меняют цвет).
Экскурсовод ( ученик). Мы находимся в столице Перу – городе Лиме.
Учитель русского языка. Какие наречия вы записали?
( Ученики зачитывают слова)
(слайды 14,15).Творческий отчёт группы « Путешествие по Перу»
Гид ( ученик). А ВОТ ПЕРЕД НАМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ коренного населения Южной Америки, и он расскажет нам о своём народе.
Индеец (ученик).
( Слайд 16).
В XII веке н. э. в долине реки Урубамба возникло государство инков. Следует отметить, что инки — это не этнос, а правящий класс. За пять столетий инкское государство Тауантинсуйу превратилось в крупнейшую империю доколумбовой Америки. На севере граница проходила по реке Патия (Колумбия), на юге — по реке Мауле (Чили), на востоке власть инков распространялась на части территорий нынешних Бразилии, Парагвая и Аргентины.
Основной отраслью производства эпохи инков было земледелие. Земля разрыхлялась палками, плуг был неизвестен. Возделывались маис, маниока, картофель, томаты, бобы, табак, кока и хлопок. Из домашних животных разводилась лама.
( Слайд 17)
Пончо («Poncho») является латиноамериканским традиционным предметом верхней одежды. Чаще всего пончо имеет прямоугольную форму, в центре которой имеется отверстие для головы.
В основном, пончо изготавливали из шерсти. Для бедных людей из низшего сословия пончо шилось из очень грубой ткани, по своей фактуре, «аваски», которая изготавливалась из шерсти ламы. Для людей же из сословия повыше, пончо шили из ткани более высокого качества. Ткань для этого сословия ткали из шерсти альпака. Что же касается вождей племён, то они носили особые пончо, которые изготавливались из самой дорогой и самой редкой шерсти викуньи. В прошлом изготовлением пончо занимались лишь только избранные, которым посчастливилось узнать все секреты этого ремесла. Этот ограниченный круг мастеров в основном были родом из разных районов Патагонии. Причём, интересно отметить, что с тонкой тканью работали только мужчины, а самая же трудная работа с грубой тканью, как вы уже могли догадаться, доставалась женщинам.
( Слайд 18).Гид рассказывает о современных моделях пончо, в это время ученицы демонстрируют одежду( пончо).
Пончо, столь модные в семидесятые годы, вернулись к нам в прошлом сезоне. Однако традиционный покрой в виде прямоугольника или квадрата с отверстием для головы отошел на второй план. Современные модели, с крупными узорами и актуальными расцветками, порадовали разнообразием тканей и новыми вариантами кроя.
Короткое облегающее мини-пончо заменит вам шарф или топ, мягкий пончо-плащ с великолепной брошью-застежкой окажется незаменим прохладным весенним вечером, а пончо с ажурной вязкой и длинными кистями притянет к вам внимание окружающих на любой вечеринке.
Пусть эти модели известных дизайнеров вдохновят вас на изготовление пончо собственными руками. Сегодня мы предлагаем вам варианты вязаных пончо без шва, со швом и пончо-пелерины. Фантазируйте и дерзайте!
Учитель русского языка. Цель нашего урока – научиться писать сочинения- описания действий, используя наречия. И сейчас напишем мини-сочинение « Как создать пончо?» с помощью наречий. ( На слайде 19 постепенно появляются наречия и картинки, определяющие последовательность действий.)
Несколько учеников читают свои сочинения.
( Слайды 20-24). Творческий отчёт группы 2. Дети рассказывают о Венесуэле.
( Слайд 25). Гид ( ученик).
ВЫСОЧАЙШИМ В МИРЕ считается водопад Анхель, его высота-1054 м (по другим источникам-979 м). Водопад Анхель (по-английски - Энджел, местное название-Чурум-меру) находится на р. Чуруми - притоке р. Каррао (бассейн р. Ориноко) в Южной Америке, в Венесуэле.
( Слайд 26)Учитель русского языка.(Задание и текст описания водопада у учеников на парте)..
Сравните описания водопада. Какое из них можно отнести к научному стилю? Почему? Какое принадлежит художественному стилю? Обоснуйте свой ответ.
Какие изобразительно-выразительные средства использовал поэт Р. Саути в стихотворении « Лодорский водопад»?
Какую картину рисует автор, употребляя одни деепричастия?
( Слайд 27).Гид ведёт рассказ о водопаде.
Анхель в переводе на русский язык означает "ангел". Хотя названия водопадов, как правило, очень образны и поэтичны, этот водопад назван ангелом отнюдь не в честь библейских ангелов и не в силу своей "близости к небу". Гигант 1 - й величины носит имя его первооткрывателя - венесуэльского летчика Хуана Анхеля, индейцы же называли водопад Апемей или Девичья бровь. Водопад Анхель более чем километровой высоты открыт сравнительно недавно - в 1935 г. Это доказывает, как много неизведанного еще таит наша прекрасная планета Земля.
Как могло скрываться от человечества на протяжении истории такое феноменальное чудо природы - вертикальный поток воды высотой с версту? Дело в том, что Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных уголков земли. Юго-восточная часть Венесуэлы - горный массив Ауян-Тепуи (гора Дьявола) сложен пористыми песчаниками, имеет высоту до 2600 м, круто обрывается отвесной скальной стеной. Подступы к стене перекрывает сельва - дремучий тропический лес.
Ученики сравнивают описания водопада и отвечают на вопросы задания.
( Слайд 29).
Учитель географии. Следующая страна, в которую мы отправимся,- это Бразилия. Послушаем творческое задание 3 группы.
Сообщение 1 ученика на тему: «Особенности географического положения страны».
( Слайд 30).Видеофрагмент о Бразилии.
Учитель географии. Откройте учебник п.46 стр.183-184.Прочитайте и заполните таблицу.
( Слайды 31,32).Сообщение 2 ученика на тему: «Хозяйственная деятельность населения».
Сообщение 3 ученика о достопримечательностях страны.
( Слайды 33-34). Рассказ гида о столице Бразилии.
( Слайд 35).Учитель русского языка.
Списать. Графически объяснить правописание пропущенных орфограмм и пунктограмм.
Город-птица.
В 20 веке новые города стали строить исключительн… быстро широко применяя типовые проекты и одинаковые приёмы планировки. Однако появились и города ярко заявившие о себе. Создатели столицы Бразилии стремились возвести соверше .… о оригинальный город. Даже из космоса он смотрится изящно и необычно: он напоминает птицу готовящуюся к полёту. Бразилиа выстроен вдоль двух пересекающихся магистралей. Посередине находится центральная площадь Трёх Властей для административных и общественных зданий. Слев… направ... её плавно пересекает транспортная артерия, а сверху донизу проходит Монументальная ось, где расположен дворец Национального конгресса с куполом и водоёмом- «блюдцем». В городе почти нет перекрёстков , поэтому можно ездить быстр… и свободн… . Оригинальная планировка, интересная архитектура, море зелени-всё это позволяет бразильцам утверждать, что их город лучше всех в мире.
(2 ученика комментируют правописание букв и запятых.)
( Слайды 36-42)Учитель географии. Прибываем в Аргентину.
Выступление 4 группы - устный журнал « Путешествие по Серебряной стране».
Также показывает свою газету, посвящённую Аргентине.
(Слайды 42-44).Учитель русского языка.
Танго родилось в Ла Бока, портовом пригороде Буэнос-Айреса, в той его части, которая называется Каменито. Сегодня в Каменито едут туристы посмотреть на места, где родился самый популярный танец XX века. Любопытно развитие танго в Аргентине: его восприятие и невосприятие обществом всегда зависели от далекой Европы. Когда в конце XIX века танго родилось в бедных районах Буэнос-Айреса, его танцевали лишь представители социального дна. Потом появился легендарный Карлос Гардель, создавший tango cancion - песню танго - с ее глубоким смыслом, текстами, затрагивавшими самые глубокие чувства. В Буэнос-Айресе и сегодня тысячи людей разных возрастов посвящают ему все свое свободное время.
Основная тема песен танго - это ностальгия по минувшей жизни, печаль по поводу измен в любви, потери дружбы, изменения родных ландшафтов. Из портовых кабачков танго довольно быстро перекочевало в светские гостиные. Музыку для него стали писать известные композиторы, причем не только аргентинские. Несмотря на стремительный рост популярности, католическая церковь долго относилась к танго резко отрицательно, считая его непристойным. И только накануне Первой мировой войны Папа Римский разрешил танцевать танго всем католикам
В России танго тоже было запрещено. Этот танец долго считали неприличным. Но сегодня его многие танцуют с удовольствием, и на нашем уроке мы увидим аргентинское танго в исполнении ваших одноклассников.( Пара танцует танго.)
(Слайд 45).
Вы многое узнали об Аргентине, теперь выполните следующее задание.
Напишите сочинение-описание Аргентины с использованием наречий последовательности для рекламного буклета турагентства « Путешественник» (с описанием действий).
Но вначале послушайте сочинение, которое написал ученик ( это было его индивидуальное задание).
Читается сочинение.
(Слайд 46).Образец ещё одного сочинения.
Ученики пишут сочинение.
Путешествие по Серебряной стране.
Аргентина занимает почти всю юго – восточную часть Южной Америки.
До испанской колонизации её территорию населяли индейские племена.
Сейчас это одна из самых богатых стран континента. В ней хорошо развит туризм.
Сначала наш путь лежит в столицу Аргентины- Буэнос-Айрес. Его называют Парижем Южной Америки. Город знаменит музеями, Национальной галереей, где постоянно выставлены полотна знаменитых аргентинских художников, а также картины Ван Гога, Пикассо, Родена, Ренуара. Буэнос-Айрес впечатляет своей древней и современной архитектурой.
Затем мы отправимся в мир девственной природы. Грандиозные каскады водопадов, живописные подножия Анд, грохочущие ледники потрясают своим величием.
Потом мы посетим Национальные парки Аргентины, восхитимся экзотическими растениями, увидим удивительных животных и рыб.
Далее наша дорога следует вдоль побережья Атлантического океана. Замечательные пляжи запомнятся вам навсегда.
И ,наконец, возвращаемся в Буэнос-Айрес. Но идём мы на тангодром, а потом в Сан-Тельмо – центр артистической жизни города. Танго в Аргентине танцуют все и везде. Кажется, что даже лунный свет дрожит в его ритме.
Серебряная страна ждёт вас!
1 ученик читает свою работу после её написания.
( Слайд 47) Учитель географии.
Во время знакомства со странами Южной Америки вы заполняли таблицу. Проверьте свои записи.
Страна.
Площадь.
Численность и состав населения.
Столица.
Основные виды хозяйственной деятельности.
Собирание материала к сочинению.
Перу.
1285216 км/кв.
27484 тыс.чел.
Перуанцы, (метисы, креолы), индейцы.
Город Лима.
Сначала, затем, потом, дальше.
Бразилия.
8511996 км/кв.
176500 тыс.чел.
Европейцы, метисы, выходцы из Африки.
Город Бразилиа.
Слева, справа, сверху, блестяще, исключительно, лучше всех.
(Слайд 48).Работа над схемой. Определите состав населения Южной Америки.
В результате смешения населения между собой и с коренными народами состав населения приобрел необычайную сложность.
В процессе смешения языков, обычаев, традиций, нравов образовались народы Южной Америки.
( Слайд 49).Чтобы закрепить знания, полученные на уроке, поиграем в географическое лото. У меня в мешочке фанты с заданиями, выберете своё задание.
Далее следует подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание.
Заполнить таблицу, используя материал учебника.
Составить кроссворд по теме: «Страны Южной Америки».
Написать сочинение-описание одной из стран ( Перу, Бразилия, Венесуэла) для турагентства « Путешественник» на географическом материале с использованием наречий.
Ход урока.
Учитель
Ученики
1.Учитель русского языка объявляет тему и цели урока. Слайды 1-3.
1. Записывают тему урока.
2.Учитель географии проводит эвристическую беседу. Слайд 4.
2. Отвечают на вопросы учителя.
3.Показ слайдов 5-8.
3. Разыгрывают инсценировку.
4.Учителя определяют задания на урок. Слайд 9.
4. Работают по таблице.
5.Беседа на лингвистическую тему, повторение типов текста. Слайд 10.
5.Отвечают на вопросы учителя.
6.Объяснение нового материала по русскому языку. Слайд 10.
6.Записывают в тетради. Слушают учителя.
7.Учитель русского языка задаёт тренировочное упражнение на закрепление нового материала. Слайды 11-13.
7.Слушают выступление ученика (экскурсия по Лиме). Выполняют задание.
14.Слушают сообщение 3 группы о Бразилии. Смотрят видеофрагмент. Заполняют таблицу.
15.Показ слайдов 33-34.
15.Слушают сообщение ученика о столице Бразилии.
16.Учитель русского языка даёт задание на повторение по теме «Правописание наречий. Запятая в предложениях с причастными и деепричастными оборотами». Слайд 35.
16. Списывают текст, выполняя орфографическую и пунктуационную работу. Устно объясняют правописание наречий и постановку знаков препинания.
17.Отчёт 4 творческой группы в виде устного журнала об Аргентине. Слушают, заполняют таблицу.
18.Рассказ учителя о происхождении танго. Слайд 43.
18. Танцевальная пара исполняет танго. Слайд 44.
19.Учитель русского языка даёт задание: написать сочинение-описание действий с помощью наречий в виде рекламы «Путешествие по Аргентине» ( как итог работы по развитию речи). Слайды 45-46.
19.Слушают сочинение ученика, предварительно им написанное дома. Далее выполняют творческое задание. 1 ученик читает свою работу.
20.Учитель географии проверяет записи в таблицах учеников. Проводит игру «Географическое лото». Подводит итоги по теме « Южная Америка». Слайды 47-49.