«География хозяйства Западного Казахстана» Цель урока: Изучить географию хозяйства Западного Казахстана, и их особенности. Задачи: 1. Продолжить развивать умения работать по типовому плану. 2. Развивать умение учащихся давать хозяйственную оценку экономическим районам. 3. Формировать умение обобщать, и делать выводы, используя различные источники знаний. 4. Воспитывать чувство ответственности, гордость к своей Родине. Тип урока: Комбинированный. Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический. План урока: 1. Организационный этап. 2. Этап опроса. 3. Этап изучения нового материала 4. Этап закрепления. 5. Итоги урока. Ход урока:
1. Организационный этап. Настрой к уроку. - Здравствуйте, садитесь. Кто сегодня отсутствует на уроке? Готовы к уроку? На партах должны лежать тетрадь, учебник, атлас, дневник Эпиграфом нашего урока будут слова Луи де Брейля « Знания — дети, удивления и любопытства». 2. Проверка пройденного материала. Сегодня на уроке мы приступаем к изучению хозяйства западного экономического района, но прежде, повторим пройденный материал. Несколько слов скажу о нашей работе. Работаем по группам. Для начала проведем разминку. Я задаю вопросы - вы отвечаете. Сколько экономических районов мы уже выучили? (центр и восточ) О каком экономическом районе идет речь «Расположен в бассейне небольших бессточных рек Нуры и Сарысу, в пределах древней страны» (Центральный Казахстан) Показать. Сколько районов входит в эту область (карагандинская обл) С какими экономическими районами граничит Центральный Казахстан? (все) Что такое урбанизация (рост городов и городского населения) 3акончите мое предложение: ведущими отраслями экономики Центрального Казахстана являются (электорэнергитика, угольная промышленность и черная металлургия) Занимает ли Центральный Казахстан выгодное транспортно-географическое положение (выгодное, почему). По его территории проходят железнодорожные и автомобильные магистрали. Охарактеризуйте ЭГП Западного Казахстана Какова площадь Западного Казахстана?.(736,1 тыс.кв.км.) Сколько областей входит в состав района? Назвать показать Какими полезными ископаемыми богат Западный Казахстан? Учитель: По оценке западных экспертов Казахстан занимает 11 место в мире по запасам нефти, а по запасам нефти месторождения Кашаган пятое место в мире. Западный Казахстан единственный в республике нефтегазоносный район, богатый район, как по запасам так и по разнообразию полезных ископаемых. Очень большие запасы нефти обнаружены на Каспийском шельфе, где проведены огромные работы, по подготовке к освоению шельфа (Кашаган, Шатан, Курмангазы. В северной части Каспии сосредоточены большие запасы нефти, они составляют 20 млрд.баррелей. Что такое баррель? Баррель в переводе с английского — бочка, мера вместимости и объема в системе английских мер. В США различают сухой и нефтяной баррель. Один баррель равен 159 дм. куб. Освоение Каспийского шельфа, пока затруднено, из-за отсутствия единого соглашения между странами имеющие выход к Каспийскому морю ( Россия, Иран, Азербайджан, Туркмения, Казахстан). Только Казахстан и Россия пришли к соглашению по освоению шельфа. Вы знаете,что нефть транспортируется по нефтепроводам. Каспийский трубопроводный консорциум начал свою деятельность в 2001 году. 1580-ти километровый трубопровод, идущий от Тенгизского месторождения до черноморского порта Новороссийск. По нему потечет не только нефть Тенгиза, но и нефть российских и казахстанских месторождений.
Закончите предложение 1. Район не граничащий с ЗК (Восточ) 2. Областной центр ЗКО (уральск) 3. Область где находятся месторождения Доссор и Макат (зко)
-Рассказать от водных ресурсах ЗКО Речная сеть развита слабо, огромные территории вообще лишены рек. Недостаток водных ресурсов. Учитель: Урал в переводе с казахского обозначает обогнуть, река совсем необычная. Отсюда начал свой поход Емельян Пугачев, приезжал Александр Сергеевич Пушкин, когда писал свою повесть «Капитанская дочка». Кроме того на ней в разное время побывали Иван Андреевич Крылов, Тарас Григорьевич Шевченко, писатель Лев Николаевич Толстой. В гражданскую войну на ее берегах сражался Василий Иванович Чапаев. Название Каспийского моря связано с племенами, которые проживали на его берегах. 3. Этап изучения нового материала. Итак закончили работать. Открываем тетради записываем число и тему урока: « Хозяйство Западного Казахстана». Цель урока: выяснить уникальные особенности хозяйства Западного Казахстана, изучить природные ресурсы и особенности их влияния на экономическую жизнь района, а так же выявить экологические проблемы в регионе. Для этого мы поделимся на три группы. Каждая группа получает задание(на карточках), в течение нескольких минут вы работаете по своему вопросу, после выполнения информирует нас о изученном материале, остальные внимательно слушают и делают запись в тетради в виде опорного конспекта. Итак приступаем к работе. Слово учителя. ((Взаимодействие отраслей промышленности Отрасли специализации: нефте-газохимическая, нефтегазодобывающая, производство ферросплавов, рыбоперерабатывающая. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, машиностроение, химическая промышленность и промышленность стройматериалов. ))
1группа Промышленность ЗКО 1)Нефтегазовая и нефте-газохимическая промышленности.Какие существуют предпосылки в Западном Казахстане для развития данной отрасли? 2) Заводы Атырау - Завод по выпуску полиэтилена, полипропилена, термостойких изделий Актау Завод пластмасс Жанаозен Газоперерабатывающий завод «Каз ГПЗ». Актюбинск: лакокрасочный завод ,завод хромовых соединений. химический комбинат Атырау: полиэтиленовый завод «ШевронТексако» В Актобе действуют заводы хромовых соединений и ферросплавов. Машиностроение. Уральск Машины и оборудование для ведущих отраслей промышленности Балыкшы – судоремонтный завод Актобе – завод рентгеновской аппаратуры Промышленность строительных материалов Уральск – завод строительно-монтажного оборудования. Асфальтовый завод Пищевая промышленность. Рыбоперерабатывающая отрасль (Балыкшинский рыбзавод – АО «Атыраубалык) Легкая промышленность. 9. Фармацевтическая промышленность
2 группа Сельское хозяйство ЗКО Животноводство (92% территории пастбища и сенокосы) Грубошерстное и каракулевое овцеводство Мясомолочное животноводство Коневодство Верблюдоводство Растениеводство (3,8 млн. га ) Яровая пшеница Просо Озимая рожь Свёкла Подсолнечник Расписать 4 крупных промышленных центра
3 группа Экологи Экологические проблемы в регионе Какие существуют проблемы и предлагаемые пути их решения После подготовки группы выходят к доске и отвечают задание. 4. Закрепление материала. Для закрепления пройденного материала проведем. Ученики по очереди встают и называбт то что они больше всего запомнили на уроке. Каждый ответ должен начинаться со слов « я знаю что … ».
5. Итоги урока. 6. Домашнее задание. Параграф 49 задание 5 стр 344. Работа в контурных картах |