На уроке обучающиеся знакомятся с физико-географическим положением материка, учатся давать характеристику географического положения материка, продолжают формировать умение работать с картами: определить географическое положение материка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- познакомить с физико-географическим положением материка
- учить давать характеристику географического положения материка
- продолжить формировать умение работать с картами: определить географическое положение материка
- развитие умений комплексного применения полученных ранее знаний в новых условиях
- развитие у обучающихся познавательного интереса к предмету.
Задачи:
образовательная: формирование предметной компетентности обучающихся; использование моделей обучения, способствующих развитию навыков самостоятельности; обеспечение активной учебной деятельности
воспитательная: формирование коммуникативной культуры; создание в классе атмосферы открытости, ответственного сотрудничества, сотворчества. Создание психологически комфортной среды.
развивающая: содействовать развитию личности обучающегося, его индивидуальности;
развивать у обучающихся умения определять географические объекты; формировать у обучающихся умения определять географическое положение материка; продолжить формирование у обучающмхся умений и навыков работы с контурной картой.
Оборудование:
учебник,
карта полушарий
физическая карта Африки
атлас
контур Африки (для слабых обучающихся)
контурные карты (у обучающихся)
лист-памятка
глобус
учебник Лифанова Т.М. «География материков и океанов»: 8 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Тип урока:
урок-практикум
урок изучения нового материала
Форма проведения:
воображаемое путешествие
деловая игра
Методы:
практический
наглядный
частично-поисковый
Технологии:
здоровьесберегающая
проблемная
Ход урока
I.Оргмомент
- Сегодня мы совершим виртуальное путешествие вдоль берегов одного из материков, не забывая об изучаемом материале. О каком материке будет идти речь на сегодняшнем уроке, вы догадаетесь сами.
II.Актуализация знаний
- Вспомните, что такое материк.
- Сколько на Земле материков?
- Назовите самый большой из них.
- А какой материк самый маленький по занимаемой площади?
- Перечислите названия материков, начиная с самого крупного.
- Назовите материк, занимающий 2-ое место по занимаемой площади.
- Найдите на карте (в атласе) Африку.
III.Сообщение темы и постановка целей урока
Тема: «Географическое положение Африки»
Африка – первый изучаемый материк. Ученики впервые знакомятся с планом характеристики материки.
- Все материки мы будем изучать по плану:
- Для этого откройте учебник на с. 4. Найдите «План изучения материка», прочитайте его.
1. Географическое положение. В каком полушарий расположен? Направление от экватора. С чем граничит. Очертания берегов. Какова береговая линия материка: извилистая, изрезанная или прямая.
2. Природа материка: рельеф и полезные ископаемые, климат реки и озера.
3. Природные зоны материка. Растительный и животный мир материка. Как они зависят от географического положения.
4. Население.
5. Государства и их столицы.
- Как мы будем изучать все материки?
- Определим ГП материка. ГП любого континента мы будем давать по определённому плану. Географическое положение.
1. В каком полушарии расположен?
2. Направление от экватора.
3. С чем граничит.
4. Очертания берегов. Какова береговая линия материка: извилистая, изрезанная или прямая.
- А цели урока вы сейчас обозначите сами.
- Так какие цели вы сегодня перед собой поставите?
Цели урока
Познакомится с географическим положением Африки. В каком полушарий расположен? Направление от экватора. С чем граничит. Очертания берегов. Какова береговая линия материка: извилистая, изрезанная или прямая.
IV,V. Изучение нового материала с одновременной проверкой
первичного усвоения
Вводное слово учителя Среди других континентов Земли Африка занимает особое положение. По своим размерам Африка уступает лишь Евразии. Площадь Африки составляет 30, 3 млн. км2 или 1\5 суши нашей планеты. Африка – второй по величине материк. Есть основание полагать, что человечество зародилось в Африке и именно оттуда оно распространилось потом по всему миру. Развитая и во многом загадочная цивилизация сложилась в Египте, правители которого посылали экспедиции с исследовательскими и торговыми целями на юг по Нилу и вдоль африканского побережья к Красному морю.
Изучение материков мы начинаем с Африки – древнейшего и второго по величине континента на земном шаре. Она занимает пятую часть всей суши. Африка континент контрастов. В Африке находятся величайшая пустыня мира и тропические леса. Снежные шапки на вершинах гор возвышаются над жаркими саваннами. Здесь живут самые крупные животные и растут удивительные растения, протекает самая длинная река и расположено множество вулканов. Африка – самый жаркий материк земного шара.
Название материка, по мнению одних учёных, происходит от латинского слова «африкус», т. е. безморозный, не знающий холода. Другие предполагают, что оно происходит от названия племени афригеи жившего на севере материка а потом распространившегося на весь материк.
- Что мы знаем об этом материке? Как Вы себе его представляете. Выслушать ответы учащихся.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в воображаемое путешествие вокруг Африки. С какой темы начинается рассмотрение каждого материка?
Ответ- Рассмотрение каждого материка начинается с его географического положения.
- Для этого отправляемся в плавание вдоль побережья Африки.
- Любой материк имеет свои особенности: Австралия – самый сухой материк, Антарктида – самый холодный, Евразия – самый разнообразный. Это зависит от географического положения материка, т. е. «адреса». ГП влияет на особенности материка: климат, размещение природных зон, хозяйственную деятельность человека.
- Итак, начнем путешествие вдоль побережья Африки.
- Когда смотришь на карту Африки она напоминает перевёрнутый треугольник. Северная часть материка в два раза шире южной. Почти посередине ее пересекает экватор. Большая часть материка лежит между тропиками.
Маршрутным листом для нас будет служить памятка «Описание географического положения материка».
1. В каком полушарий расположен?
- Определите в каком полушарии расположен материк.
-А теперь полностью дайте ответ на первый вопрос маршрутного листа-памятки.
(проговаривают ответ на первый вопрос памятки)
2. Направление от экватора.
- Где расположена Африка относительно экватора? (Почти посредине материк пересекает линия экватора, большая часть материка находится в северном полушарии. Большая часть материка лежит между тропиками.)
-А теперь полностью дайте ответ на второй вопрос маршрутного листа-памятки.
(проговаривают ответ на второй вопрос памятки)
- Но задача у нас не из легких! На быстроходном морском теплоходе Африку можно обогнуть за 20 дней! А нам предстоит это сделать за 40 минут! От морского порта Александрии наш путь лежит по Средиземному морю на запад к Гибралтарскому проливу!
- Мы подплываем к Гибралтарскому проливу, на африканском побережье которого расположена крайняя северная точка Африки - Бен – Секка ( Эль – Абъяд)
- Запишите географические названия.
- Наш корабль выходит на просторы Атлантического океана и движется к экватору. Температура воздуха повышается, и становится жарко. Впереди показалась Земля! Что это? (Ищем по карте) Ответ - о- ва Мадейра.
- Запишите географическое название.
- Примерно в 500 км. от северо – западных берегов Африки расположены гористые острова Мадейра, принадлежавшие Португалии и представляющие их себя вершины подводных вулканов. КЗТ – мыс Альмади
- Запишите географическое названияе.
- Продолжим путь! На горизонте показались очертания огромной горы! Это действующий вулкан - Тенерифе, расположенный на одном из Канарских островов 120 км. от берегов государства Марокко. В древности Канарские острова казались человеку краем света. Геродот писал о них: «Мир кончается там, где нельзя больше ехать…»
- Запишите название островов.
- А для нас это не конец света, и мы плывем дальше! Проплываем по самому большому заливу Африки – Гвинейскому. Мы уже почти добрались до мыса Доброй Надежды! Его открыл в 1488 г Бартоломеу Диашом и дал ему название мыс Бурь. Здесь образуются большие волны на стыке двух океанов – Атлантического и Индийского. А позже мыс переименовали в мыс Доброй Надежды, в надежде скоро открыть Индию. А сейчас определите крайнюю южную точку Африки - мыс Игольного и продолжим плавание.
- Запишите географические названия.
- Плывем вдоль восточного побережья острова Мадагаскар, поворачиваем на запад и попадаем на остров Занзибар! Осталась последняя крайняя точка - восточная, достигнув которую вы должны определить ее название. - Полуостров Сомали еще называют «Африканским рогом» и крайняя восточная точка – мыс Рас- Хафун – расположена на острие «рога» - полуострова Сомали. Наш маршрут подходит к концу. Впереди Красное море.
- Запишите географические названия.
- Наше путешествие подходит к концу. Осталось проплыть Суэцкий канал. Раньше здесь был сухопутный перешеек, через который позже прорыли канал. Длина канала – 160 км. Строился он в течение 10 лет. С какой целью его построили?
- Запишите название канала.
- Итак, наше путешествие завершилось.
3. С чем граничит? (Близко: Евразия, их разделяет Гибралтарский пролив и Суэцкий канал. Остальные материки удалены).
-А теперь полностью дайте ответ на третий вопрос маршрутного листа-памятки.
(проговаривают ответ на третий вопрос памятки)
4. Очертания берегов. Какова береговая линия материка: извилистая, изрезанная или прямая. (Береговая линия материка изрезана слабо. На западе в сушу материка вдается Гвинейский залив).
-А теперь полностью дайте ответ на четвертый вопрос маршрутного листа-памятки.
(проговаривают ответ на четвертый вопрос памятки)
Физминутка. Игра «Руки, ноги, голова»
Руки - запад - восток, ноги - юг, голова - север.
Учитель говорит: «Руки», обучающиеся должны назвать знакомые географические объекты на западе и востоке, по команде «Голова»- объекты на севере и т.д.
Команды
Названия объектов
Действия
Голова
Бен-Секка
1-2 -руки в замок за голову, поворот головы вправо;
3-4- поворот головы влево
Руки
Альмади- Рас-Хафун
1-руки в стороны; 2-руки к плечам
Ноги
Игольный
1-присесть; 2- встать
Выполнение практической работы: «Заполни контурную карту»
Подпишите океаны, моря, заливы и проливы, омывающие берега Африки, острова и полуострова.
Красным карандашом обозначьте линию экватора.
Практическая работа для сильных обучающихся. «Заполни контурную карту»
Подпишите океаны, моря, заливы и проливы, омывающие берега Африки, острова и полуострова.
Красным карандашом обозначьте линию экватора.
Обозначьте крайние точки материка.
Карта видоизменилась. На ней появились: крайние точки, моря, заливы проливы, острова, полуострова. А теперь нам нужно сделать выводы, которые и станут пунктами плана характеристики ГП Африки.
Ответ - (Крайние точки, протяженность материка, положение материка относительно экватора, тропиков и т.д.)
VI.Закрепление
1. Самостоятельная работа. Заполните пропуски в предложениях:
1) Берега Африки омывают два океана ____________________________________.
2) На востоке выступает самый крупный полуостров _______________________,
а на юго-востоке находится остров__________________________.
3) Какие моря находятся: между Африкой и Европой?_____________________
между Африкой и Азией? _______________________________________________.
4) Материк Африка большей частью расположен в _________________ и _____________________________________________________ полушариях Земли.
5)Африка отделена от _______________ Гибралтарским проливом и _______________________________________________ каналом.
2. Проверка самостоятельной работы.
3. Резерв. Игра «Руки, ноги, голова»
Руки - запад-восток, ноги- юг, голова- север.
Команды
Названия объектов
Голова
Бен-Секка
Руки
Альмади- Рас-Хафун
Ноги
Игольный
Руки
Атлантический океан
Индийский океан
Голова
Средиземное море
Ноги
Мадагаскар
Руки
Красное море
Гвинейский залив
Голова
Гибралтарский пролив
Суэцкий канал
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание стр.24-26, ответить на вопросы №1,4,5 стр.26.
IX. Итог урока. Рефлексия. Подошло к концу наше путешествие. Подготовьте текст SMS-сообщения своим родителям или друзьям о впечатлениях, полученных в «путешествии».