1) Стратегия "Мозговой штурм" Сегодня мы переходим к изучению новой темы «Физические величины». Эта тема из курса физики. Физика зародилась очень давно. Еще до н.э. ученые Древней Греции пытались объяснить наблюдаемые явления природы. В сочинениях одного из них, Аристотеля, впервые появилось слово физика ( греч. «фюзис» - природа ). В русский язык это слово ввел в 18 в русский ученый М.В.Ломоносов, когда в переводе с немецкого он издал первый учебник . Измерения люди делали с давних пор. В Древней Руси наши предки пользовались такими мерами, как пядь, локоть, аршин, верста, сажень. Пядь – это расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки (от 19 до 23 см). - Определите сколько пядей в длине вашей парты? (Идут измерения, а затем сравнение результатов. Выясняем, кто точнее измерил.) Вы видите, что эта мера несовершенна. Вспомним сказку Андерсена «Дюймовочка». (Показываю картинку с изображением Дюймовочки, сообщаю, что 1 дюйм=25,4 мм и предлагаю каждому нарисовать ее в натуральную величину.) До сих пор бытуют выражения: «семи пядей во лбу», «сам с ноготок, а борода с локоток», «от горшка три вершка», «сидишь, как аршин проглотил», «семь верст до небес и все лесом». Но все эти меры неточные. В 1790 г. в Париже был принят декрет о введении единых мер длины и массы. - Какие вы знаете меры длин и массы? В СИ используются для измерения длины – метр, а для измерения массы – килограмм. В ходе беседы с учащимися выясняется, что они уже знают несколько физических величин, такие как длина, объем, масса, время, температура и т.д. Для того чтобы получить значения физических величин, надо научиться их измерять. Для измерения физических величин существуют физические приборы. Сегодня мы научимся пользоваться некоторыми физическими приборами для измерения физических величин. Отсчет значения физической величины, измеряемой с помощью прибора, производят по шкале. Значение наименьшего деления шкалы прибора называют ценой деления. Для определения цены деления шкалы любого прибора нужно разность двух соседних значений величины, обозначенных на шкале, разделить на число промежутков между ними. (Учитель демонстрирует различные измерительные приборы). - Как определить цену деления этих приборов? Абсолютно точного значения измеряемой величины не может дать ни один прибор. Причин здесь несколько, и главная из них – это несовершенство конструкции прибора. Таким образом, никакая физическая величина не может быть измерена абсолютно точно. При ее измерении неизбежны погрешности, которые могут возникать по разным причинам. Это может быть влияние окружающей среды, недостаточная тщательность измерения, неправильное обращение с прибором, непостоянство измеряемой величины и т.д. наибольшая погрешность при правильно выполняемых отсчетах для снятия показаний прибора составляет половину цены деления данного прибора. |