ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА СТЫКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗИКИ).
Учитель физической культуры
МБОУ «Корниловская СОШ» Смольников С.П.
Происходящие в окружающей жизни изменения требуют развитие новых способов образования, ориентированных на индивидуальное развитие личности, развитие навыков самостоятельного движения в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи в своей деятельности. Акцент переносится на формирование способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Одной из таких форм является исследовательская работа учащихся, так как именно она призвана способствовать приобретению учащимися навыка познания мира с помощью исследования – непременного качества образованного человека.
Главная цель, которую я ставлю при организации исследовательской деятельности: развитие и совершенствование учащихся, создание основ творческого индивидуального образования независимо от уровня достижения учащегося. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого, поэтому наиболее удачными, на мой взгляд, являются работы, имеющие междисциплинарную тематику, например, работы, лежащие на стыке физики и физической культуры. Примерами таких работ могут быть следующие исследования учащихся:
1. Тема «Физика и спорт»
Цель: определение работы и мощности учащихся при различных физических нагрузках.
Для достижения заявленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определение механической работы при прыжках в длину или в высоту;
2) определение средней скорости при беге на дистанцию 60м или 100м.
С помощью знаний, полученных на уроках физической культуры, в данной работе можно освятить следующие моменты: основы техники бега на заявленную дистанцию и прыжков; основные факторы, определяющие спортивные результаты в беге и прыжках; характеристики основных частей техники бега и прыжков. Знания из уроков физики, анализ научной литературы помогут рассчитать силы, под воздействием которых спортсмен может получить травму при выполнении данного физического упражнения (например, получить перелом кости).
Анализа результатов тестирования конкретного ученика за 2-3 года позволит сделать вывод: с увеличением опыта соревнований скорость увеличивается;
с увеличением длины дистанции мощность, которую развивает спортсмен, как правило, уменьшается.
2. Тема «Познай себя»
Цель – изучение собственного физического развития.
Задачи:
1) определить личностные антропологические и физиологические
характеристики организма;
2) сравнить индивидуальные данные с градациями шкалы;
3) применить знания, полученные на уроках физики для изучения
особенностей физического развития собственного организма;
4) оценить собственное физическое развитие.
Состояние здоровья связывают с понятием физического развития. Под физическим развитием человека понимают совокупность физических и морфологических показателей, характеризующих состояние организма. За основу антропологических измерений можно взять рост исследуемого, его массу и обхват груди. К основным физиометрическим признакам относятся: частота сердечных сокращений (ЧСС), показатели артериального давления, жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ), сила кисти.
Определить уровень физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии. Уровень физического развития оценивается с помощью двух методов:
а) антропологических стандартов,
б) индексов.
Антропометрические стандарты – это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого количества людей, однородного по составу. Среднюю величину антропометрических признаков определяют методом математической статистики. Для каждого признака определяют среднюю арифметическую величину и среднее отклонение, которое определяет границы отклонения однородной группы.
Оценка определяется в зависимости от величины рассчитанного результата:
результат меньше -2,0 - очень низкое,
от – 1,0 до – 2,0 -- низкое,
от – 0,6 до – 1,0 -- ниже среднего,
от – 0,5 до +0,5 -- среднее,
от +0,6 до +1,0 -- выше среднего,
от +1,0 до +2,0 -- высокое,
больше +2,0 -- очень высокое.
Индексы физического развития – это показатели физического развития, представ-
ляющие соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах.
В данной работе следует провести следующие практические исследования:
1. Оценка результатов антропометрических измерений расчётом сигмальных отклонений от стандартов.
Оборудование: ростомер, медицинские весы, сантиметровая лента, прибор для измерения давления крови, таблицы стандартов физического развития.
Оценить результаты исследования можно методом сигмальных отклонений от стандарта
Таблица 1 Стандарты физического развития.
Возраст-13 лет, показатели для мальчика
Стандартные показатели
Длина тела, см
155,67+7,73
Масса тела, кг
44,60+4,84
Окружность грудной клетки, см
75,6+4,78
Пульс, ударов в мин.
76,0+9,0
Систолическое а.д.
116,5+10,1
Таблица 2
Методика оценки результатов исследований антропометрических и физиологических характеристик методом сигмальных отклонений от нормы.
стандарт
Откл.
Показатели
исследователя
Разность показат.
Частное от деления (ϭ)
Уровень физического развития
Длина тела, см
155,57+7.73
7,73
170
14,33
1,9
Выше среднего
Масса тела, кг
44,60+4,84
4,84
52,8
8,2
1,7
выше среднего
ОГК,см
75,6+4,78
4,78
79
3,4
0,7
средний
ЧСС, ударов в мин.
76,9+9,6
9,6
69
-7,9
-0,8
средний
А.д.
116,5+10,1
10,1
116
-0,5
-0,1
средний
В данной таблице ϭ – сигма, сигмальное отклонение.
Для оценки результатов таблицы следует заметить, что:
- физическое развитие считается средним, если величина сигмального отклонения не более +1ϭ;
- показатель развития считается выше среднего, если величина отклонения превышает +1 ϭ;
- показатель развития принято считать ниже среднего, если величина отклонения находится в пределах от -1 ϭ до -2 ϭ;
- низким является развитие при значении менее -2 ϭ.
Вывод: анализ результатов измерений говорит о том, что у исследуемого по росту и массе показатель развития выше среднего, а остальные показатели свидетельствуют о среднем уровне физического развития.
2. Оценка гармоничности развития.
Цель: используя индивидуальный профиль развития, оценить гармоничность развития.
По результатам исследования можно вычертить профиль индивидуального разви-
тия. Точки, выражающие величину сигмальных отклонений, поставлены по средней линии клетки того или иного показателя. Развитие считается гармоничным, если крайние значения сигмальных отклонений отличаются друг от друга не более чем на 1.
Сигмы
Показатели физического развития
рост
масса
ОГК
ЧСС
АД
Точки, выражающие величину сигмального отклонения поставлены по средней линии клетки того или иного показателя. Как видно из таблицы крайние значения отклонений показателей физического развития (для роста тела 1,9, а для ЧСС –
(-0,8) отличаются примерно на 1,9 –(-0,8) =2,7, т.е. больше 2 сигма, а значит можно сделать вывод о недостаточной гармоничности физического развития исследуемого.
3. Исследование физического развития с помощью законов физики.
В этой части работы совместно с учителем физики можно провести следующие исследования:
а) определение механической работы при подъёме гантелей;
б) определение механической работы при прыжке в высоту;
в) определение средней мощности при беге на 60 м;
г) определение средней мощности, развиваемой при приседании.
В заключении следует отметить, что после тщательного анализа результатов исследования учитель физкультуры может разработать комплекс домашних упражнений для улучшения показателей физического развития. Физическое развитие является основным показателем состояния здоровья человека. Зная и умело используя законы физического развития, можно воздействовать на организм человека так, чтобы повысить работоспособность на уроках, а значит улучшить результаты успеваемости в целом.
Литература:
1.Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда. Элективный курс. Санкт-Петербург.2006.
2. Погадаев Г.И. Физическая культура. Ответы на экзаменационные билеты. 9 кл.
«Экзамен». Москва. 1998.
3. Пёрышкин А.В. Физика 7. Москва. «Дрофа». 2009.
4. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. Корректор Успенская Л.Б. Москва. «Сфера». 2004.
5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре. Авторы-составители: Матвеев А.П., Петрова Т.В. Москва. «Дрофа».2000.
6. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». №46 1997, №5 1998.
7. Энциклопедический словарь юного спортсмена. Авторы-составители: Сосновский И.Ю., Чайковский А.М. Москва. «Педагогика». 1980.