4.Начальная мотивация учебной деятельности (2 -3 минуты)
Биологические знания формируют научное мировоззрение, способствуют формированию здорового образа жизни
5. Изучение нового материала (20-22 минуты)
Беседа: - что такое биосфера?
- что такое гидросфера?
- что такое атмосфера?
- что такое литосфера?
- как эти оболочки Земли связаны между собой?
- что является структурной единицей биосферы?
- какие процессы объединяют биогеоценоз?
- почему в настоящее время наблюдается интенсивное загрязнение окружающей природной среды?
- что такое природные ресурсы?
- как вы понимаете понятие природопользование?
- приведите примеры использования различных видов природных ресурсов.
Природопользование – это совокупность всех форм использования природных ресурсов, мер по их восстановлению и сохранению.
Природопользование изучает проблему взаимосвязи использования природных ресурсов и мер по охране природы.
- приведите примеры воздействия на природу хозяйственной деятельности человека.
(ответы обучающихся об истреблении животных, вырубке лесов, разрушении почв, загрязнении атмосферы, гидросферы, почвы)
Это примеры нерационального природопользования, т.к. природно- ресурсный потенциал не сохраняется. Примером рационального природопользования является ресурсосбережение, комплексное использование природных ресурсов, утилизация отходов, использование современных материалов, охрана природы.
После объяснения материала, используя текст учебника, обучающиеся составляют таблицу.
Природопользование
Виды природопользования
Особенности природопользования
нерациональное
Прямое уничтожение животных и растений, вырубка лесов и как следствие опустынивание территории, хищническое использование природных ресурсов.
рациональное
Комплексное использование месторождений, рекультивация земель, борьба с почвенной эрозией, замена природных материалов на современные (металлические трубы на пластиковые) создание на промышленных предприятиях очистных сооружений.
Ноосфера – оболочки Земли, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность людей. В.И. Вернадский развил учение о биосфере, он понимал под ноосферой новое эволюционное состояние биосферы. Дальнейшее неконтролируемое, ненаправленное развитие деятельности людей таит в себе опасность, которую трудно предвидеть. «Биосфера перейдёт так или иначе, рано или поздно в ноосферу. На определённом этапе развития человек вынужден взять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию планеты, иначе у него не будет будущего», - утверждал Вернадский.
Государство должно принимать природоохранные законы, долгосрочные программы улучшения природной среды, введение системы штрафов за загрязнение среды, создавать специальные государственные органы, вести государственную экологическую политику.
Обучающимся предлагается доклад «Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах», который является индивидуальным проектом по биологии.
6.Закрепление полученных знаний (5 минут)
Вопросы:
1) Дайте определение понятия «ноосфера»
2) Почему возникло понятие «ноосфера»?
3) Каковы последствия потребительского отношения к природе.
4) Постарайтесь доказать, что проблема охраны природы имеет важнейшее государственное значение.
7. Обобщение и систематизация изученного материала (5 минут)
Биосфера является наиболее высоким уровнем организации жизни на Земле. Биосфера связывает между собой живые организмы и неживую природу.
Биосфера находится в той стадии эволюционного развития, когда в ней проходят процессы круговорота веществ в природе. Поэтому главной задачей человечества является: не нарушить данные процессы.
8. Итоговая часть занятия (3 минуты)
Анализ качества работы обучающихся индивидуально и по группе в целом. Выявление типичных ошибок и причин, вызывающих их. Выставление оценок.