Просмотр содержимого документа
«Дальний восток - край контрастов »
Данные были проверены
От кого:
Карта памяти
Кому:
Лидия Рыльщикова
2 мая, 0:56
Лидия Петровна
Размещённый Вами рассказ «Место захоронения полного кавалера Ордена Славы Смирнова И. И.» был проверен и опубликован на сайте проекта. Ссылка на рассказ: Место захоронения полного кавалера Ордена Славы Смирнова И. И..
Отредактировать или удалить рассказ Вы можете по следующей ссылке: редактировать (никому не сообщайте и не передавайте). Обращаем Ваше внимание, что отредактированные данные будут отображены на сайте только после проверки, до этого момента на сайте будет отображаться ранее одобренная версия рассказа.
Получить список всех рассказов – запросить список.
Если у Вас есть вопросы, возникли трудности или что-то работает не так, как должно, то просто напишите на это письмо ответное письмо. Как только мы получим и прочитаем Ваше сообщение, мы сразу же Вам сможем помочь, подсказать или решить возникшие сложности.
С уважением, коллектив проекта «Карта памяти» Издательства «Просвещение»
«Дальний Восток – край контрастов»
Цели урока:
Создать условия для формирования у учащихся представления об особенностях природы Дальнего Востока и взаимосвязях природных компонентов.
Показать уникальность природы Дальнего Востока.
Продолжить формирование умений учащихся ставить цели, делать выводы, а также навыков работы с различными источниками информации.
Оборудование: атласы, физическая карта «Северо-восточная Сибирь и Дальний Восток», фотовыставка «Дальний Восток», презентация к уроку.
Ход урока
Организационный момент
ЗДРАВСТВУЙТЕ! Проверьте, все ли готовы к уроку, есть ли все необходимое.
Изучение новой темы
Учитель:
Сейчас мы прочтем стихотворение, попробуйте определить о каком районе идет речь?
Б.Глушаков
По склонам сопок тропы вьются круто.
Там, в буйных зарослях душистых трав,
Могучая ветвистая лиана
Деревья обвивает как удав.
Сверкают ильмы, ольхи жмутся к ивам,
И там, где кедры выстроились в ряд,
Густо-зеленый, с полевым отливом,
Гирляндами, прижавшись к хвойным гривам,
Нет-нет, да глянет дикий виноград.
Воркуют горлицы, их резким криком
Безмолвная вокруг колышется тайга,
И на заре по крутосклонным пикам
Мелькнут то тигр, то рысь, то кабарга.
Учитель:
Теперь вы можете сказать,
Что мы будем изучать?
Мы изучаем последний район, и есть определенная последовательность изучения территории, какая?
(дети самостоятельно составляют план урока)
ГП и его особенности
Тектоника и рельеф
Полезные ископаемые
Климат
Внутренние воды
Органический мир
Итоги урока
Я предлагаю разделиться на группы. Через 5-7 минут проверим, что удалось сделать.
Дальний Восток – окраина России, отсюда начинает свой путь новый день нашей Родины. Дальний Восток протянулся вдоль побережий Тихого океана и его морей почти на 4,5 тыс. километров от Чукотского моря на севере до государственной границы с Китаем и Кореей на юге, от морей Тихого океана на востоке до Восточной Сибири на западе.
Учитель:
Но ГП Дальнего Востока имеет и свои особенности. Какие? Попробуйте их определить?
Прибрежное положение
Меридиональная вытянутость
В своем составе имеет материковую, островную, полуостровную части.
Задание
Покажите на карте острова и полуострова Дальнего Востока.
( В тетрадь записывается первый контраст: северные территории находятся за полярным кругом, а южные – на широте Италии)
Отчет группы 2
(Учащиеся, пользуясь текстом учебника и тектонической картой в атласе, объясняют связь тектонических процессов и рельефа дальнего Востока)
Дальний Восток – это области мезозойской складчатости (Чукотка, Приморье), герцинской складчатости (юг Дальнего Востока), и кайнозойской складчатости (островная часть и Камчатка). Здесь проходят современные тектонические процессы. Какие?
Землетрясения – 1995 год, город Нефтегорск стерт с лица земли.
Моретрясения - с ними связаны гигантские морские волны – цунами.
В пределах Дальнего Востока выделяют крупные складчатые области. На многие километры параллельно береговой линии протягиваются системы складок. Они образуют как бы гигантские застывшие волны.В рельефе это выражено:
Хребты: Срединный, Джугджур, Буреинский, Сихотэ-Алинь и др.
Нагорья: Чукотское, Корякское
Равнины: Зейско-Буреинская
(Учащиеся работают с физической картой, определяя полезные ископаемые Дальнего Востока и показывая их на карте)
Дальний Восток – часть великого Тихоокеанского рудного пояса, в котором во время мезозоя образовались богатые месторождения золота (Зейское), олова(Чукотка, Приморье), полиметаллических руд (Приморье). А также горючие полезные ископаемые:нефть, каменный уголь, природный газ (Сахалин), каменный уголь (Буреинский бассейн – самый крупный на Дальнем Востоке).
Отчет группы3
(Идет работа с климатическими картами атласа)
- В пределах каких климатических поясов расположен Дальний Восток?
(Арктический, субарктический, умеренный)
Приморское положение Дальнего Востока определяет особенности климата. Для него характерна муссонная циркуляция.
Муссон – ветер, меняющий направление 2 раза в год, зимой муссон дует с суши на океан, а летом с океана на сушу.
Соответственно, неравномерно распределены осадки по сезонам года. Основная масса осадков летом, в виде ливневых дождей, которые могут продолжаться 2-3 суток.
Так как Дальний Восток – это край контрастов, то контрасты проявляются и в климате. Попробуйте найти этот контраст. Существует ли разница между северными и южными районами?
( В тетрадь записывается второй контраст: различия в температурном режиме и осадках северных и южных районов)
Физкультминутка
Отчет группы 4.
Большое количество осадков и малое испарение определяет значительную густоту речной сети дальнего Востока. Общая особенность внутренних вод:
Небольшая протяженность рек (так как водораздел рядом с Тихим океаном). Исключение: реки бассейнов Амура, Колымы, Анадыря
Реки с летним половодьем, как следствие муссонного климата
Среди озер выделяют: вулканические (на Камчатке), пойменные (бассейн Амура), тектонические (озеро Ханка)
По всей территории распространены болота
На территории региона много растений и животных, сохранившихся с древних времен до наших дней. Причина этого – огромная протяженность с севера на юг, слабое проявление ледниковой деятельности, постоянное единство с Азией.
Здесь все не как у нас. Все тоже, да не то. Белки не рыжие, а черные. Сороки голубого цвета. Даже вороны большеклювые. Нигде больше не увидишь кедр, увитый виноградом. Вот с винограда слетели рябчики. Рябчики и виноград – разве у нас такое увидишь?
Леса юга Дальнего Востока называют Уссурийской тайгой.
Для Дальнего Востока характерны такие растения как: корейские кедры и пихты; тисы и клены; белая, черная, желтая и железная березы; корень жизни – женьшень. А также субтропическая растительность: лианы и дикий виноград, маньчжурский орех, амурский бархат с его пробковой корой. Из животных характерны: амурский тигр, гималайский медведь, куница, утка- мандаринка, харза и другие.
( В тетрадь записывается третий контраст: на одной территории обтают северные и южные виды растений и животных)
Учитель:
Итак, мы возвращаемся к плану урока. Все ли мы выполнили или нет?
4. Закрепление темы
Учитель:
Давайте мы подведем итог урока. Я предлагаю составить синквейн и зачитать.
Учитель:
- Итак, ответим на главный вопрос урока. Почему же Дальний Восток – это край контрастов? (версии детей)
Домашнее задание
Параграф 41
Заполнить контурную карту по теме, обозначив на ней ГП, рельеф, полезные ископаемые и внутренние воды Дальнего Востока
Рефлексия
Расскажите, что понравилось на уроке?
Используемая литература
Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2006 год
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2004