kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для обучающихся с ОВЗ.В ходе урока используется презентация. которая помогает усвоить материал урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии».»


ТЕМА: «Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны.

История открытия и исследования Австралии».


Цели урока:

вспомнить, как определяют географическое положение материка;

изучить особенности физико-географического положения Австралии;

узнать, как происходило открытие и исследование Австралии;

рассмотреть основные формы рельефа материка

Задачи:

Образовательная – познакомить учащихся с особенностями географического положения, открытия и исследования, а также рельефа Австралии.

Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, умение работать самостоятельно.

Развивающая – развивать умение работать с разными источниками знаний – учебником, картами.

Тип урока: мультимедийная презентация

Оборудование: карта Австралии, атласы, контурные карты, учебник, мультимедийный проектор.

Формы учебной деятельности:

  • Повторение известных терминов и понятий;

  • Игра - проверка знаний учащихся по теме «Африка»;

  • Практическая работа в контурной карте по определению географических координат крайних точек, а также элементов береговой линии;

  • Самостоятельная работа «Сравнение особенностей рельефа Африки и Австралии»;

  • Рассказ учителя об основных формах рельефа Австралии.





Планируемые результаты:

-Называть имена путешественников и исследователей,

-Показывать все изучаемые объекты береговой линии, формы рельефа;

-Определять географическое положение материка, сравнивать его с положением Африки;

-Объяснять влияние географического положения на природные особенности континента, размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Повторение темы «Африка»(4 мин.)

  3. Изучение новой темы (20мин.)

  4. Закрепление (12 мин.)

  5. Рефлексия (2 мин.)

  6. Домашнее задание (1мин.)

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение темы «Африка» (слайд 2)

Игра: дополни предложения:

1.Самый жаркий материк: ……(Африка) (слайд 3)

2. Самая большая пустыня -…(Сахара) (слайд 4)

3.Самая большая система тектонических разломов: … (Великие Африканские разломы) (слайд 5)

4. Самая длинна река: …(Нил) (слайд 6)

5. Кто это? (горилла, шимпанзе, зебра, бегемот, лев, верблюд, окапи, лемур, муха Цеце, страус, жираф, слон, гепард) (слайд 7)

Изучение новой темы:

  1. Мотивация урока:

Посмотрите на рисунки на ваших партах, прослушайте стихотворение.

Она располагается под нами

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год

Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где-то),

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводнение

(Г. Усова)

Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока? (слайд 8) с видами Австралии

Ответы учащихся.

Формирование темы урока.

Слайд 9 - тема урока

Знакомство учащихся с целью урока: (слайд 10)

На уроке вы должны:

  • вспомнить, как определяют географическое положение материка;

  • изучить особенности физико-географического положения Австралии

  • узнать, как происходило открытие и исследование Австралии

  • рассмотреть основные формы рельефа материка

  1. Слово учителя:

Австралия (от латинского слова austral is – южный) самый маленький материк Земли. За его небольшие размеры ее иногда называют материком-островом. Есть особенности и в освоении материка, так как Австралия дольше всех прочих крупных земель планеты оставалась былым пятном. Долгое время континент был «оторван» от исторических процессов, происходивших в других частях света. За многие тысячи лет в Африке, Азии, Европе, Америке родились могучие центры цивилизации, а в Австралии по-прежнему царил каменный век.

  1. Сообщение интересных фактов об Австралии:

  • Австралия – самый маленький материк Земли;

  • Материк полностью расположен в южном полушарии;

  • Австралия-материк реликтов-животных и растений, сохранившихся с прошлых геологических эпох;

  • Здесь нет действующих вулканов;

  • Австралия – самый засушливый материк Земли. Она получает осадков в 5 раз меньше, чем Африка, в 8 раз меньше, чем Южная Америка;

  • Около половины ее площади занимают пустыни и полупустыни;

  • В окраске континента преобладают красновато-бурые тона;

  • Австралия позже других была заселена и освоена европейцами;

  • Весь материк занимает одно государство;

  1. Повторение.

Вспомните, план описания географического положения региона (учебник стр. 344).

Определить физико-географическое положение значит (слайд 11):

План изучения материка:

  1. Как расположен относительно экватора, тропиков (полярных кругов), и нулевого меридиана.

  2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

  3. Какие моря и океаны омывают материк.

  4. Как расположен материк относительно других материков

  5. В каких климатических поясах расположен материк.

  1. Географическое положение Австралии

Австралия словно уединилась от континентов-соседей (слайд 12).

  • Определите, как расположена Австралия относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана?

Она целиком расположена в Южном и Восточном полушариях и в центре океанического полушария планеты. Почти посередине ее пересекает Южный тропик, поэтому ее северная часть лежит в жарком, а южная - в умеренном поясах освещения. Большая часть материка расположена в жарком тепловом поясе (слайд 13)

  • Каковы очертания материка?

Материк похож на огромную «фасоль» в океане (слайд 14)

(слайд15)

Берега изрезаны слабо. Здесь мало бухт, удобных для стоянки судов. Самые удобные бухты и заливы расположены в восточной и юго-восточной части материка. Они расположены чаще всего в устьях рек, например, залив Порт-Джексон. На его берегах лежит Сидней. Недалеко от юго-восточного побережья лежит большой остров Тасмания

  • Покажите на карте:

Океаны, моря, заливы, проливы омывающие материк.

На контурной карте обозначьте элементы береговой линии Австралии.

Проверка: На слайдах высвечиваются элементы береговой линии, заливы проливы, полуострова (слайд 16-17)

С северо-запада берега Австралии защищены от больших океанских волн Большим Барьерным рифом. Он тянется на 2300 км. От мыса Санди на о. Фрейзер до южного побережья Новой Гвиней. Большой Барьерный риф удален от побережья на расстояние от50 до 150 км. Глубина Большой лагуны между рифом и материком достигает в некоторых местах 50 метров (слайд 18)

Большой Барьерный риф состоит из множества коралловых рифов и островов, между которыми могут пройти и большие суда. В Большом Барьерном рифе имеется около 20 хорошо изученных проходов со стороны океана. Плотную «стенку» рифы образуют только на севере.

  • Крайние точки.

На контурной карте подпишите крайние точки материка.

На слайде появляются крайние точки (слайд 19).

Северная точка - мыс Йорк — открыта в 1606 г. голландским мореплавателем В. Янсзоном. Название мысу присвоил Дж. Кук в честь герцога Йоркширского. Дж. Кук был родом из графства Йоркшир.

Восточная точка — мыс Байрон — открыта и названа Дж. Куком в честь английского мореплавателя Джона Байрона.

Крайняя южная точка носит название мыс Юго-Восточный.

Западная - мыс Стип-Пойнт.

Учащиеся определяют их координаты, затем для проверки координаты появляются на слайде (слайд 20)

  • Определите

Протяженность территории Австралии с севера на юг и с запада на восток. Определите протяженность территории с севера на юг по 40 меридиану и с запада на восток по 450 с.ш. (слайд21)

  • Положение относительно других частей света (слайд 22)

Австралия занимает 6% площади суши, S=8,9 млн. км.

Австралия больше похожа на остров, чем на материк. Возможно, именно ее удаленное расположение и стало причиной того, что она, за исключением Антарктиды, стала последним материком, открытым и освоенным европейцами.

Давайте определим расстояние от Австралии до ближайших материков. Расстояние от Австралии до Африки составляет 7000 км. До Южной Америки 12000 км., до юго-восточной Азии 2800 км., до Антарктиды 3000 км.

Давайте проведем сравнение географического положения Австралии и Африки (работа с картами атласа)



  1. История открытия и исследования Австралии

Несмотря на то, что ученые античного мира предполагали существование материка в южном полушарии, он долго не был известен европейцам. Открыли Австралию в эпоху Великих географических открытий. Испанец Торрес, голландец Тасман, англичанин Дж. Кук дали первые сведения об Австралии.

Первым европейцем, открывшим в начале XVII в. северное побережье Австралии, считают голландского мореплавателя В. Янсзона. Его соотечественник А.Тасман в середине XVII в. описал берега континента от мыса Йорк до Южного тропика.

В 1770 г. английский мореплаватель Дж. Кук повторно «открыл» Австралию, которая вскоре была объявлена колонией Англии.

(Сообщение учащегося)

Первыми европейцами, открывшими в начале XVII в. северное побережье материка, были голландские мореплаватели Виллем Янц, Абель Тасман и др.. А. Тасман в середине XVII века описал берега континента от мыса Йорк до Южного тропика. Тасман доказал, что Австралия – самостоятельный материк. В то время его называли новой Голландией (слайд 23)

Испанский мореплаватель Торрес прошел проливом между Новой Гвинеей и Австралией. Однако все эти сведения сохранялись все время втайне. Поэтому открытие материка многие приписывают знаменитому английскому мореплавателю Джеймсу Куку. В 1770 году он открыл восточное побережье Австралии, что положило начало колонизации материка англичанами. Когда корабль капитана Кука сел на мель, было сделано большое географическое открытие - открыт Большой Барьерный риф (слайд 24).

Весь XIX век был для Австралии веком исследований и географических открытий первопроходцев австралийских земель подстерегали смертельные опасности, первые колонизаторы использовали аборигенов как проводников для исследования австралийских земель (слайд 25.)

Самые жаркие и сухие внутренние территории континента были исследованы экспедициями Р. Берка, Д.Стюарта, Дж. Форреста. (слайд 26). Некоторые отважные путешественники бесследно исчезли в глубине континента. Трагически закончилась экспедиция Р. Берка, который первым пересек материк с севера на юг с целью изыскания трассы для телеграфа. Р. Берк погиб на обратном пути.

Многие исследования были связаны с поисками сначала пастбищ, а позднее – с разведкой месторождений полезных ископаемых, прокладкой дорог (слайд 27.)

В 70-е годы XIX века в Австралии жил и работал известный русский путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай (слайд 28)

  1. Рельеф Австралии.

-вспомните теорию движения литосферных плит А. Вегенера, частью какого материка была в далеком прошлом Австралия?

-Покажите на карте Индо-Австралийскую литосферную плиту.

- Определите положение на ней Австралийской платформы.

Это самый низкий и самый плоский в мире континент с выровненным и однообразным рельефом. Средняя высота материка составляет 215 м. Только 2% территории находятся выше тысячеметровой отметки.

Рельеф Австралии определяется расположением основных географических объектов

Горы на востоке материка появились в эпоху альпийской складчатости, когда почти на всех крупных материках формировались крупные горные массивы.

Физико-географические районы (слайд 29)

- Большой Водораздельный хребет

- Большой Водораздельный хребет

- Центральная низменность

-На физической карте найдите низменности, плоскогорья, укажите их преобладающие высоты.

(Слайд 30)

Центральная низменность сложена мощными толщами осадочных горных пород морского и озерного происхождения. Кое-где на ее поверхности встречаются столовые останцы, возникшие в результате эрозионной деятельности древних водотоков, а также русла эпизодических рек - криков

В Австралии много обширных песчаных и каменистых пустынь. Крупнейшие из них – это Большая пустыня Виктория, Большая песчаная пустыня и пустыня Гоби (слайд 31)

В тектонических впадинах залегают артезианские воды. Территория, на которой они находятся, называется Большой Артезианский Бассейн

- Где расположены горы, какова их наибольшая высота? (на восточной окраине материка вдоль побережья протянулись сильно разрушенные невысокие горы – Большой водораздельный хребет. Разломы и речные долины разбивают горы на отдельные массивы. Восточные склоны гор круто обрываются к морю, западные – более пологие. На крайнем юго-востоке горы достигают наибольшей высоты и называются Австралийскими Альпами. (Снежные горы) (слайд 32).

Наивысшая точка континента — это гора Косцюшко, ее высота над уровнем моря 2230 м, а самая низкая местность - озеро Эйр - лежит на 12 м ниже уровня моря.

Здесь нет действующих вулканов, не бывает землетрясений.

IV. Закрепление:

  • Сравнение особенностей рельефа Африки и Австралии (слайд 33):

Признаки сравнения

Африка

Австралия

Плоскогорья и нагорья

Эфиопское нагорье, нагорье Ахаггар, Тибести

Плато Кимберли, плато Баркли

Низменности

Ливийская

Центральная, Налларбор

Горы: высота, возраст

Атлас - молодые горы (2000-4000);

Драконовы - древние (2000-3000);

Капские – древние (1000-2000).

Большой Водораздельный хребет – древние горы (1000-2000)

Вулканы

Камерун, Кения, Карисимби, Килиманджаро

Вулканов нет

Землетрясения


Землетрясения есть на востоке Африки, в районе гор Атлас

Землетрясения – большая редкость

Ученики отвечают в соответствии с планом (на слайде), для проверки на слайде появляются ответы (слайд 34)

  • Используя текст учебника (стр. 122-124), вставьте пропущенные в тексте слова: (слайд 35)(выполнение задания в тетради)

Очертания материка просты, берега ________(слабо) изрезаны. Вдоль северо-восточных берегов Австралии более чем на 2000 км. тянется полоса коралловых островов и рифов, получивших название __________(Большой Барьерный риф). Высшая точка Австралии ___________ (г. Косцюшко) расположена в горах ___________ (Австралийские Альпы). Ее высота равна _________ (2230) метров. В геологическом прошлом большая часть Австралии была частью материка __________ (Гондвана), от которого она отделилась к концу Мезозоя. Крайними точками материка являются _____________(Байрон, Йорк, Стип-Пойнт, Юго-Восточный).

Проверка правильности выполнения задания на слайде 36

  • Укажите координаты мысов (слайд 37)

Мыс Йорк

260 09/ ю.ш. 1130 05/ в.д.

Мыс Стип-Пойнт

390 11/ ю.ш. 1130 09/ в.д.

Мыс Юго-Восточный

280 38/ ю.ш. 1530 09/ в.д.

Мыс Байрон

100 41/ ю.ш. 1420 32/ в.д.



  • Используя цифровые значения, подпишите на карте моря и заливы, омывающие Австралию.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом (слайд 38)

  1. Тиморское море

  2. Китайское море

  3. Арафурское море

  4. Саргассово море

  5. Тасманово море

  6. Залив Карпентария

  7. Персидский залив

  8. Эгейское море

  9. Селебское море

  10. Коралловое море

  11. Большой Австралийский залив

  • Подпишите географические объекты, используя их цифровые обозначения

Самостоятельная работа с раздаточным материалом (слайд 39)

  1. Центральные равнины.

  2. Большой водораздельный хребет

  3. Западное плато

  4. Гора Косцюшко

  5. Оз. Эйр

  6. Большой Артезианский бассейн

  7. Большая песчаная пустыня

Мягкий контроль (самоконтроль). Учащиеся сверяют правильность выполнения задания.

V. Рефлексия (слайд 40)

Вернёмся к задачам нашего урока. Решили мы их или нет? Самостоятельно оцените свою работу на уроке.

Ребята, перед вами лежат разноцветные листочки. Выберите тот, который в полной мере отражает ваше восприятие урока. На карту Австралии прикрепите «мордашки»









Урок понял, могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение, историю открытия и современные исследования Антарктиды

Урок понял, но не могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение, историю открытия и современные исследования Антарктиды

Урок понял, могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение, историю открытия и современные исследования Антарктиды и научить этому товарищей



VI. Домашнее задание (слайд 41): выучить параграф 27 учебника, составить кроссворд из 7-10 слов на темы (по выбору) «Географическое положение Австралии», «История открытия Австралии», «Рельеф Австралии»

Приложение 1.

Используя текст учебника (стр. 122-124),

вставьте пропущенные в тексте слова: (выполнение задания в тетради)



  1. Очертания материка просты, берега ________(слабо) изрезаны.

  2. Вдоль северо-восточных берегов Австралии более чем на 2000 км. тянется полоса коралловых островов и рифов, получивших название __________(Большой Барьерный риф).

  3. Высшая точка Австралии ___________ (г. Косцюшко) расположена в горах ___________ (Австралийские Альпы).

  4. Ее высота равна _________ (2230) метров.

  5. В геологическом прошлом большая часть Австралии была частью материка __________ (Гондвана), от которого она отделилась к концу Мезозоя.

  6. Крайними точками материка являются _____________(Байрон, Йорк, Стип-Пойнт, Юго-Восточный).



























Приложение 2.

Вариант 1.

Подпишите географические объекты, используя их цифровые обозначения

Самостоятельная работа с раздаточным материалом (слайд 39)

  1. Центральные равнины.

  2. Большой водораздельный хребет

3. Западное плато

  1. Гора Косцюшко

  2. Оз. Эйр

  3. Большой Артезианский бассейн

  4. Большая песчаная пустыня





Вариант 2.

Используя цифровые значения, подпишите на карте моря и заливы, омывающие Австралию.



  1. Тиморское море

  2. Китайское море

  3. Арафурское море

  4. Саргассово море

  5. Тасманово море

  6. Залив Карпентария

  7. Персидский залив

  8. Эгейское море

  9. Селебское море

  10. Коралловое море

  11. Большой Австралийский залив





Приложение 3.

Сравнение особенностей рельефа Африки и Австралии:



Признаки сравнения

Африка

Австралия

Плоскогорья и нагорья



Низменности



Горы: высота, возраст



Вулканы



Землетрясения


































Литература:

  1. Андреева В. Н. Предметная неделя географии в школе. – Ростов н./Д.: Феникс, 2008

  2. Душина И. В. , Коринская В. А. , Щенев В. А.. География: наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2005.

  3. Душина И. В. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. В. П. Дронова.- М. Дрофа, 2009

  4. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах. Сост. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007

  5. География: Уроки – игры в средней школе. / Сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2004 .

  6. Карасев С. А. География материков и океанов. 7 класс. Тетрадь с печатной основой.- Саратов: «Лицей»,1999

  7. Нагорная И. И.. География.7 класс: поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2004

  8. Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2005

  9. Тарасенко В. Т. Обобщающие уроки географии. Ролевые игры, семинары, викторины. Пособие для учителя: Краснодар, 2002.

  10. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 7 класс.

  11. Электронные уроки и тесты. География в школе. Австралия, Океания, Арктика, Антарктида





16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Ахтанина Ирина Васильевна

Дата: 21.07.2017

Номер свидетельства: 424329

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "конспект урока на тему "Физико - географическое положение Африки" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-fiziko-ghieoghrafichieskoie-polozhieniie-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "111906"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408036371"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "История исследования и географическое положение Евразии "
    ["seo_title"] => string(68) "istoriia-issliedovaniia-i-ghieoghrafichieskoie-polozhieniie-ievrazii"
    ["file_id"] => string(6) "104633"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402742772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства