kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Австралия. Географическое положение. История открытия материка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Австралия. Географическое положение. История открытия материка».

Цели и задачи урока:

Обучающие: сформировать у учащихся представление о физико-географическом положении  Австралии; познакомить с историей открытия и исследования материка, особенностями форм рельефа.

Развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, развивать интерес к географии.

Оборудование: физическая карта мира, карты атласа; “Физическая карта мира”, “Физическая карта Австралии”, презентация

Тип урока: изучение нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«австралия2»



Тема: «Австралия. Географическое положение. История открытия материка».


Цели и задачи урока:

Обучающие: сформировать у учащихся представление о физико-географическом положении Австралии; познакомить с историей открытия и исследования материка, особенностями форм рельефа.

Развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, развивать интерес к географии.

Оборудование: физическая карта мира, карты атласа; “Физическая карта мира”, “Физическая карта Австралии”, презентация

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя: Ребята, с каким материком мы познакомились на прошлых уроках?

  1. Назови озеро, меняющее свое очертание.(Чад).

  2. На этом острове обитают полуобезьянки длиной 12 см.(Мадагаскар)

  3. В начале XX в. на территории Африки было два свободных государства. Какие?(Либерия, Эфиопия)

  4. Это растение, родина, которого Эфиопское нагорье, но выращивают больше эту культуру В Южной Америки. Как называется это растение?(Кофе)

  5. Какое озеро глубже: Виктория или Чад?(Виктория)

  6. Какова площадь Африки?(30,3 млн.кв.км.)

  7. Что соединяет Африку и Евразию?(Суэцкий перешеек)

  8. Самый знаменитый вулкан Африки.(Килиманжаро)

  9. Самая длинная река Африки и всего земного шара?(Нил 6671 км)

  10. Малорослые жители зоны Экваториальных лесов. (пигмеи)

Мы совершили интересное путешествие по Африке, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с особенностями ее географического положения, с природными особенностями, изучили жизнь, обычаи и нравы местного населения.

Попробуйте определить, о каком континенте идет речь в стихотворении?


Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год,

Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Taм протекают реки без воды.

(Они в пустыни пропадают где-то)

Там в зарослях следы бескрылых птиц.

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры.

Там кролики страшней, чем наводнение.

Г. Усова.


Ill. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

И так, сегодня мы начнем изучать материк Австралия.

Австралия (с латинского переводится “ южный”) - этот край самый любопытный на всем земном шаре!

Австралия - самый тихий материк, Австралия собрала людей со всего мира, народы разных национальностей живут в мире и согласии.

Ведь на самом деле во многом Австралия и вправду, самый ...........материк!

Самый, какой?

- Чтобы ответить на этот вопрос послушайте интересные факты.

Во-первых, Австралия - самый маленький материк. Площадь Австралии составляет 9 млн. км 2, в 6 раз меньше Евразии (54 млн. км.2)

Австралия - единственный в мире страна, занимающая целый материк.

Во-вторых, самый сухой материк, ведь большую часть его территории занимают пустыни, осадки получают в 5 раз меньше, чем Африка.

В-третьих, самый удаленный материк, именно поэтому Австралия была открыта позже всех других материков.

В-четвертых; малонаселенный материк, численность населения материка сопоставима с численностью крупнейших городов мира: В Австралии проживает 17 млн. чел., в Нью-Йорке, - 12 млн., в Москве - 8 млн. чел.

Австралия — самый удивительный материк с точки зрения своего органического мира, ведь там обитают многие виды животных и растений, которых не встретишь нигде на земном шаре.

Вы послушали много интересных фактов об Австралии. А сейчас давайте познакомимся с географическим положением Австралии.

Характеристика географического положения материка.

   1.Крайние точки материка

крайние точки: северная – мыс ЙОРК 110 ю.ш., 1430 в.д.

южная - мыс САУТ-ист-ПОЙНТ 390ю.ш.1460 в.д.

западная – мыс СТИП-ПОЙНТ 260 ю.ш. 1130 в.д.

восточная- мыс БАЙРОН 270 ю.ш. 1540 в.д.

НАЙТИ ТОЧКИ В АТЛАСАХ И ОТМЕТИТЬ НА КОНТУРНЫХ КАРТАХ, ЗАПИСАТЬ В ОПОРНЫХ КОНСПЕКТАХ.

2.Определить протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в километрах:

с севера на юг - 3108 км.

с запада на восток - 4100 км.

3.относительно экватора – в южном полушарии, южный тропик пересекает почти посередине, значит.

4.Австралия омывается водами Индийского океана на западе и водами Тихого океана на востоке. Также материк омывается морями: Тиморским на С-З, Арафурским на С., Коралловым на С-В, и Тасмановым на Ю-В. На севере в материк глубоко вдается залив Карпентария, на юге- Большой Австралийский залив.

4.Австралия расположена в тропическом и субтропических поясах, относительно нулевого меридиана – в восточном полушарии.

5.По отношению к Южной Америке Австралия находится к востоку. К Северной Америке – на юго-востоке. По отношению к Антарктиде – на севере. По отношению к Евразии – на юго-востоке. По отношению к Африки – на востоке.

3.Определяем изрезанность береговой линии материка:

Берега Австралии, как и Африки, очень слабо изрезаны. Здесь мало бухт, наиболее удобные из них расположены на юго-востоке материка, где и находятся крупные порты. Больше изрезана береговая линия северного побережья. Австралию омывают теплые воды Индийского и Тихого океанов. Температурные условия способствуют росту кораллов, которые образуют известковые постройки причудливой формы. Поэтому вдоль северо-восточной части Австралии, как бы повторяя очертания береговой линии, тянется на протяжении более 2 тыс.км самый большой в мире коралловый риф, называемый БОЛЬШИМ БАРЬЕРНЫМ РИФОМ.

Давайте найдем на карте моря, заливы, острова, полуострова, которые подчеркивают очертания береговой линии.

Согласно современным исследованиям, первые коралловые рифы на этом месте начали образовываться около 18 миллионов лет назад, но с течением истории старые рифы разрушались, а на их месте росли новые. Сегодня на поверхности воды можно увидеть лишь малую часть кораллов, и то во время отливов. Его общая площадь 348 698 км2 , что больше площади Великобритании. Ширина северной и южной его частей совершенно несоизмерима — на севере она составляет всего 2 километра, тогда как на юге доходит до 150 километров! Для роста кораллов необходимы особые условия. Температура воды не должна быть ниже 17,5 °C (идеальная температура 22—27 °C). Это объясняет, почему Большой Барьерный риф не распространился в южном направлении дальше тропика Козерога. Вода, в которой растут кораллы, должна обладать определённой соленостью, поэтому риф заканчивается у берегов Новой Гвинеи, где река Флай выносит в океан большое количество пресной воды.


Выводы:

  • Австралия расположена в 2 полушариях, южном и восточном

  • Австралию почти посередине пересекает Южный тропик, т. о. климат – жаркий и сухой

  • Австралия удалена от других материков

  • Береговая линия Австралии слабо изрезана

  • ГП материка является определяющим.

История открытия и исследования Австралии.

Название Австралия произошло от латинского austral is – южный- самый маленький материк на земле. За небольшие размеры её иногда называют материком-островом. Есть особенность и в освоении материка, так как Австралия дольше всех прочих крупных земель планеты оставалась белым пятном. Долгое время континент был как бы оторван от исторических процессов, происходивших в других частях света. За многие тысячи лет в Африке, Азии, Европе, Америке родились могучие центры цивилизации, а в Австралии по-прежнему царил каменный век.

Итак, ребята, давайте вспомним тех великих путешественников которые внесли свой вклад в открытие и освоение этого удивительного материка.

УЧАЩИЕСЯ:

1.В 1606 г. испанец Торрес открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп-Йорк. а пролив отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк, назвал Торресовым. Когда Торрес Сообщил испанским властям на Филиппинах о своем открытии, было решено держать это открытие в секрете, и свыше 150 лет об этом никто не знал. Только после захвата Манилы англичане нашли в архивах сообщение Торреса. Его опубликовали лишь после того, как Джеймс Кук в XVII в. вторично прошел проливом между Австралией и Новой Гвинеей. Почти в одно время с Торресом голландский мореплаватель Янсзон также видел северный берег Австралии, зайдя в залив Карпентария.

2.В первой половине XVII в. голландцы открыли северный, западный и часть южного берега Австралии, которую до начала XIX в. называли Новой Голландией. Этот массив суши сначала объявили частью Южной Земли, но в 1642-1643 гг. голландец Тасман, обойдя Новую Голландию по кольцевому маршруту, доказал, что она представляет собой особый континент. Тасман не видел восточных берегов, так как шел слишком далеко от них, но он открыл участок побережья Новой Зеландии.

В XVIII в. между Англией и Францией началось соперничество за первенство нового континента.

3.Летом 1768 г. от берегов Англии на поиски нового континента на корабле «Индевор» («Попытка») отправилась экспедиция под командованием уже известного к тому времени мореплавателя Джеймса Кука. В инструкциях, которые Кук получил перед уходом в плавание, ему предписывалось для поисков Южного материка проследовать от берегов Таити до 400 ю.ш. Если континент не будет открыт, куку предлагалось отправиться на его поиски к западу, следя между 400 и 350 ю.ш. до тех пор, пока экспедиция не откроет его или не достигнет восточного берега земли, открытой Тасманом.

В октябре 1769 г. с «Индевора» заметили на горизонте землю. Это был новозеландский берег. Здесь КУК определил, что Новая Зеландия представляет два острова. Таким образом, программа исследования была выполнена.

Обратный путь Джеймс Кук предложил пойти через мыс Доброй Надежды, следуя на запад. 1 апреля 1770 г. «Индевор» взял курс на запад, а 19 апреля экспедиция достигла восточного берега Австралии у самой южной оконечности. 28 апреля на 340 ю.ш. состоялась первая высадка на побережье. Небольшая группа темнокожих аборигенов при виде пришельцев скрылась в лесу. 29 апреля был обнаружен большой залив. Местность вокруг была замечательная: на берегу рос густой лес, воздух в нем был удивительно свеж, и крепкий смолистый запах чуть кружил голову. Деревья в этом лесу были эвкалиптами, а залив был назван БОТАНИЧЕСКИМ.

До конца мая корабль шел вдоль центрального участка восточного побережья. В конце мая «Индевор» вошел в опасную зону коралловых рифов и мелей. Здесь корабль сел на мель и распорол днище. В устье реки ( она была названа Индевор) пришлось остановиться для ремонта. «Индевор» очень медленно шел среди рифов и мелей, которые Кук назвал проходом Провидения. Следуя этим узким проливом, экспедиция 21 августа 1779 г. вышла к северной оконечности пятого материка, которому Кук дал название КЕЙП-ЙОРК. На следующий день Кук вступил в пролив, отделяющий Австралию от Новой Гвинеи.

22 августа 1770 г. Кук высадился на небольшом острове в Торресовом проливе и ввел во владение британской короны все восточное побережье Новой Голландии, которое он назвал Новым Южным Уэльсом.

Так завершилось открытие пятого континента Земли – АВСТРАЛИИ.

УЧИТЕЛЬ: Д. Кук был великим мореплавателем. Что еще о нем мы можем сказать?

4.Д.Кук был великим мореплавателем XVIII века! Он совершил три кругосветных плавания. Во время его плаваний ни один моряк не болел цингой, так как Д. Кук всегда запасался большим количеством квашеной капусту. А в ней, как известно, содержится целая кладовая различных витаминов. Советую вам чаще кушать капусту. Очень полезно для здоровья! Но, к сожалению, жизнь великого первооткрывателя Австралии трагически оборвалась на Гавайских островах при схватке с туземцами.



Исследователь



Открытие


Л. Торрес

Открыл северную оконечность п-ова Кейп-Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк назвал Торресовым.


Абель Тасман

исследовал северные и северо-западные берега материка и открыл в 1642г. остров, позже названный его именем — Тасмания)


Д, Кук

1770г, 18 в. открыл восточное побережье Австралии)



Рельеф и полезные ископаемые Австралии.

- Чтобы понять рельеф материка необходимо знать что лежит в его основании. Какая карта поможет это выяснить? (тектоническая).

- О чем нам может рассказать тектоническая карта Австралии? (В основании Австралии лежит Австралийская платформа, значит, можно предположить, что рельеф будет преобладать равнинный)

- Рельеф Австралии, как и Африки, сравнительно прост. На востоке материка находятся сильно разрушенные, невысокие горы древней складчатости - Большой Водораздельный хребет. Вершины их, как правило, имеют куполообразную форму. Восточные склоны гор круто обрываются к морю, западные более пологие. Наивысшая точка Австралии - гора Косцюшко 2 228 м. К западу, поверхность понижается, и горы переходят в Центральную низменность, которая покрыта мощной толщей осадочных отложений. Западная часть материка приподнята - обширное плоскогорье высотой 400-600 м. Австралия - единственный материк, где нет действующих вулканов и современного оледенения.

- Что вы можете сказать о месторождениях полезных ископаемых, которыми обладает Австралия? (Есть каменный уголь, Золото, железная руда, полиметаллические руды, медные руды, алюминиевые руды, природный газ, нефть)

3. Работа с планом и картой.

Практическая работа:

Задание 2. Работа с контурными картами (работа по рядам- отметить объекты на К/К)

1 ряд. Моря: Тасманово, Тиморское

Проливы: Торресов, Басов, мыс. Йорк.

2 ряд, Моря: Коралловое, Арафурское, мыс. Байрон.

Заливы: Большой Австралийский, Карпентария.

З ряд Острова: Тасмания, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Кейп-Йорк, Арнемленд, мыс. Стип-Пойнт, мыс. Саут-Ист-Пойнт

Проверка: Выходят к доске и показывают объекты.

Задание3

Обозначить на контурной карте

  • особенности географического положения Австралии.

  • крайние точки материка и их географические координаты;

  • протяженность материка с севера на юг и с запада на восток;

  • океаны, омывающие берега Австралии;

Закрепление

1Определите, какие океаны и моря омывают материк.

2Крайними точками материка являются_____________________________


3 Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.

4 Назовите имена первооткрывателей Австралии.

5 Сравните ГП Африки и Австралии.

V. Домашнее задание.

Параграф 35, стр. 148-150.

На контурную карту нанести элементы береговой линии, крайние точки, моря, заливы, проливы и океаны, омывающие Австралию.

Очертания береговой линии материка (игра-путешествие).

Сегодня на нашем уроке присутствует знаток географической карты. Учащиеся называют географический объект, а знаток географической карты показывает его у доски на физической карте полушарий.

  1. Пролив … (Торресов)

  2. Море… (Коралловое)

  3. Океан… (Индийский)

  4. Море… (Тиморское)

  5. Полуостров… (Арнемленд)

  6. Океан… (Тихий)

  7. Остров… (Тасмания)

  8. Пролив… (Басов)

  9. Залив… (Карпентария)

  10. Море… (Тасманово)

  11. Полуостров… (Кейп-Йорк)

  12. Море… (Арафурское)

  13. Залив… (Большой Австралийский)

  14. Коралловый риф… (Большой Барьерный риф)

IV. Итог урока.

Повторение ключевых моментов по темам:

  1. Особенности физико-географического положения.

  2. История исследования материка.

  3. Рельеф и полезные ископаемые.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
«Австралия. Географическое положение. История открытия материка».

Автор: Сушкина Кристина Васильевна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312363

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Методическая разработка урока "Географическое положение. История открытия и исследования материка Австралия" "
    ["seo_title"] => string(123) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-gieoghrafichieskoie-polozhieniie-istoriia-otkrytiia-i-issliedovaniia-matierika-avstraliia"
    ["file_id"] => string(6) "212024"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431715169"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Технологическая карта урока географии. Тема урока: Особенности географического положения ,  история открытия материка Австралии. "
    ["seo_title"] => string(145) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-ghieoghrafii-tiema-uroka-osobiennosti-ghieoghrafichieskogho-polozhieniia-istoriia-otkrytiia-matierika-avstralii"
    ["file_id"] => string(6) "123306"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414442539"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "«Австралия: географическое положение, история открытия и освоения и рельеф материка»"
    ["seo_title"] => string(87) "avstraliiaghieoghrafichieskoiepolozhieniieistoriiaotkrytiiaiosvoieniiairieliefmatierika"
    ["file_id"] => string(6) "300912"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456824938"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Ф.Г.П. северной Америки. История открытия и исследования материка."
    ["seo_title"] => string(71) "f-g-p-sieviernoi-amieriki-istoriia-otkrytiia-i-issliedovaniia-matierika"
    ["file_id"] => string(6) "315104"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459837456"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "конспект урока на тему "Физико - географическое положение Африки" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-fiziko-ghieoghrafichieskoie-polozhieniie-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "111906"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408036371"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства