kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Австралия: географическое положение, история открытия и освоения и рельеф материка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи урока:

1.         Продолжить формирование страноведческих знаний: 1) Создание общего представления о своеобразии, неповторимости географии самого маленького материка, а также раскрыть причины этого своеобразия; 2)  Ознакомление учащихся с основными сведениями из истории открытия Австралии.

2.         Закрепление и развитие общих понятий в процессе их применения: 1) Совершенствование умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; 2)  Продолжить формирование умения работать с картой и вести табличные конспекты; 3) Развитие монологической речи.

3.         Воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги, мужества путешественников и исследователей.

Оборудование: Физическая карта, школьные атласы, контурные карты, учебник по географии, использование ПК для показа презентации.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично – поисковой, репродуктивный.

Форма организации обучения:  фронтальная, индивидуальная, групповая.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Австралия: географическое положение, история открытия и освоения и рельеф материка»»

Урок по географии в 7 классе «Австралия: географическое положение, история открытия и освоения и рельеф материка»

Цель и задачи урока:

1. Продолжить формирование страноведческих знаний: 1) Создание общего представления о своеобразии, неповторимости географии самого маленького материка, а также раскрыть причины этого своеобразия; 2) Ознакомление учащихся с основными сведениями из истории открытия Австралии.

2. Закрепление и развитие общих понятий в процессе их применения: 1) Совершенствование умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; 2) Продолжить формирование умения работать с картой и вести табличные конспекты; 3) Развитие монологической речи.

3. Воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги, мужества путешественников и исследователей.

Оборудование: Физическая карта, школьные атласы, контурные карты, учебник по географии, использование ПК для показа презентации.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично – поисковой, репродуктивный.

Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

I .Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Мы с Вами совершим сегодня путешествие по Австралии. “Терра инкогнито”, как в старину называли Австралию, и сейчас остается для нас землей, полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Как ни одно другое место на планете, Австралия поражает своим многообразием. Эта страна прекрасных дорог и бесконечных океанских пляжей, край необъезженных мустангов и коралловых рифов. По количеству видов уникальных растений и животных у Австралии нет соперников. По сути дела, вся страна – это заповедник мирового значения, причем 80% животных – эндемики, так как встречаются, только здесь.

Задача урока: познакомиться с ГП, историей открытия и рельефом Австралии, знать имена путешественников, научиться находить на карте объекты береговой линии, формы рельефа, полезные ископаемые, определять ГП, крайние точки.

Мы сегодня будем работать с картой, с текстом учебника.

Стихотворение «Австралия»

Вы в Австралии бывали? Вы Австралию видали?

Неужели никогда вы? Не ездили туда?

А со мною – так случилось – мне Австралия приснилась

Вы послушайте сейчас мой короткий сон – рассказ.

Карта физическая «Австралии»

Австралия (от латинского означает – южный) – самый маленький материк на Земле. За небольшие размеры ее иногда называют материком – островом. Есть особенности и в освоении материка, так как Австралия дольше всех прочих крупных земель планеты оставалась белым пятном. Долгое время континент был, как бы оторван от исторических процессов, происходивших в других частях света. За многие тысячи лет в Африке, Азии, Европе, Америке родились могучие центры цивилизации, а в Австралии по – прежнему царил каменный век. Австралийский союз — государство в Южном полушарии площадью 7 692 024 км². Австралия является шестым по площади государством в мире после России, Канады, Китая, США и Бразилии, занимая около 5 % поверхности суши Земли.

II Изучение нового материала.

1. Постановка проблемы.

Послушайте страстный монолог Паганеля, который удивляет, вызывает вопросы о природе Австралии. Правда или вымысел заключается в его словах? Нам предстоит это выяснить на следующих уроках.

2. Чтение отрывки из книги Ж. Верна «Дети капитана Гранта».

«…..Этот край самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн ни своей центральной частью, краями, как какое – то гиганское кольцо – материк; в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море, где реки с каждым днем все больше и больше высыхают, где нет влаги, ни в воздухе, ни в почве, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени…

Самая причудливая, самая нелогическая страна из всех когда – либо существовавших».

3. Обсуждение.

Вопрос. Согласны ли вы с представлением Паганеля об образовании материка Австралии?

Дополнение учителя (Австралия – часть древнего материка. В основе территории страны лежит древняя Австралийская платформа, представляющая часть материка Гондвана в южном полушарии Земли.)

Об остальных утверждениях Паганеля мы порассуждаем после изучения полного материала об Австралии.

4. Практическая работа по определению географического положения и нанесение основных сведений на контурную карту.



Постановка задачи.

-А сейчас мы все отправляемся в экспедицию. Задание – «проплыть» вокруг Австралии и собрать сведения о ГП Австралии. Сведения нанести на к/к. Условия выполнения – быстрота, добросовестность, количество фактов.

Работа с картой и планом

Задание 1.

Используя план «Характеристика ГП материка» с. 311 и физическую карту Австралии, описать ГП континента.

Проверка самостоятельной работы.

• Контроль учителя во время выполнения работы.

• Демонстрация теоретических знаний, умений.

Один из учеников у доски ( физическая карта на доске) Северное и восточное побережья Австралии омывают моря Тихого океана: Арафурское, Коралловое, Тасманово, Тиморское моря; западное и южное — Индийский океан. Близ Австралии расположены крупные острова Новая Гвинея и Тасмания. Вдоль северо-восточного побережья Австралии более чем на 2000 км тянется самый большой в мире коралловый риф — Большой Барьерный риф.

Задание № 2.

-Определите координаты Австралии.

- Проверьте правильность выполнения задания на экране.

(Крайними точками материка являются: на севере — мыс Йорк (10° ю. ш.), на юге — мыс Саут-Ист-Кейп (39° ю. ш.), на западе — мыс Стип-Пойнт (114° в. д.), на востоке — мыс Байрон (154° в. д.).)

Задание № 3.

- Определите протяженность от крайних точек материка Австралии с С – Ю, З –В.

Комментарий учителя. Австралия — это огромная страна, простирающаяся с запада на восток почти на 4000 км, а с севера на юг — на 3700 км.

Задание 4. ( устно)

- Используя физическую карту Австралии, охарактеризуйте береговую линию, покажите заливы, проливы у берегов Австралии.

Дополнение и уточнение учителя. Длина береговой линии Австралии составляет 59 736 км (из них материковой части — 35 877 км, островной — 23 859 км), а площадь исключительной экономической зоны — 8 148 250 км².



Отработка номенклатуры:

Моря: Арафурское (С), Коралловое (В)., Тасмановое (ЮВ), Тиморское (СЗ).

Заливы: Карпентария(С), Большой Австралийский (Ю).

Проливы: Торресов (С), Басов (Ю).

Полуострова: Арнемленд (С), Кеп – Йорк (СВ), Эйр (Ю).

Острова: Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания, Большой Барьерный риф.

5. Решение логической задачи:

- Как вы считаете, ребята, почему открытие Австралии начиналось с ее северного, южного и юго – восточного побережья, а не с восточного? Ведь именно с восточной стороны Австралии в Тихом океане проходили важные морские пути.

( На пути моряков встречался Большой Барьерный риф)

Вопрос.

- Может быть, мы зря вначале определили географическое положение? Может, нам стоило сразу изучать природу материка?

( Нет. Именно ГП главным образом оказывает влияние на природу любой территории.)

6. Практическая работа.

- Сравнить ГП Африки и Австралии и определите их общие отличительные черты.

Материки « +» «- »

Африка

Австралия

Вывод: В рельефе материков много общего, но есть и различия, которые заключаются в единстве происхождения и особенностях происхождения материков.

Обучающийся выходит к доске и заполняет на экране таблицу.

- Почему много общего в ГП этих материков?

( В одних широтах. Время развития. Единый материк в древности)

Герб и флаг Австралии

- Как вы думаете, что изображено на гербе Австралии? И почему?

Сообщение подготовленное обучающимся.

1908 году король Эдуард VII официально подарил Австралии герб, который был модифицирован и подарен заново 19 сентября 1912 года королем Георгом V.

В верхней части герба расположена семиконечная звезда. Она символизирует союз между шестью штатами Австралии и Австралийской столичной территорией.

Щит разделен на 6 частей, каждая из которых заключает в себе эмблему соответствующего штата:

* Новый Южный Уэльс — крест с золотой звездой

* Виктория — созвездие Южный Крест с имперской короной

* Квинсленд — синий Мальтийский крест

* Южная Австралия — птица-сорокопут

* Западная Австралия — лебедь на взлете

* Тасмания — лев

Щит окружают страус эму и кенгуру, наиболее известные в мире типично австралийские животные. Они были выбраны также и потому, что ни кенгуру, ни эму не могут ходить (пятиться) назад.

Животные-щитодержатели стоят в переплетении ветвей золотой акации (ее называют также мимозой).

- А сейчас, послушайте сообщение о флаге Австралии. (Подготовил ученик)

Флаг Австралии введен в 1901г и утвержденный королевой Великобритании в 1903 году.

На синем (британском) фоне сияют пять звездочек Южного Креста и шестая, представляющая Австралийский союз. Дизайн флага Австралии был создан в результате конкурса 1901 года на котором было представлено около 30 000 предложений. Впоследствии на флаге Австралии были несколько изменены форма, размер, и расположение звезд. Шесть концов большой звезды представляют шесть штатов Австралии, а седьмая - внешние территории.

7. Знакомство с основными сведениями из истории открытия материка.

Карта путешествий на слайде.

Рассказ учителя об открытии и исследовании материка.

7. Работа по вопросам: Карта на экране.

1) Перечислите основные черты рельефа Австралии.

2) Почему в Африке много вулканов, а в Австралии нет?

3) Какую часть материка занимают древнейшие участки суши и как это отражается в рельефе?

4) Почему горы Австралии более разрушены и низки по сравнению с горами Африки?

Рельеф Австралии

Рельеф (Дополнение учителя)

Рельеф Австралии сравнительно прост. В процессе развития материк испытывал поднятия, опускания и разломы. На профиле Австралия похожа на “блюдце”: западная и восточная части приподняты. На востоке расположены горы Большой Водораздельный хребет и самая высокая точка г.Косцюшко. На западе горы переходят в Центральную низменность.

Большую часть территории страны занимают обширные пустыни и низменные территории. Среди пустынь известны: Большая Песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория. На востоке от пустыни Виктория простирается полупустыня Большой Артезианский Бассейн. На востоке материка находятся сильно разрушенные, невысокие горы герцинской складчатости — Большой Водораздельный хребет с максимальной высотой на юге (гора Косцюшко, 2228 м; Таунсенд, 2209 м). Разломы и речные долины расчленяют горы на отдельные массивы. Вершины гор имеют куполообразную форму. Восточные склоны гор круто обрываются к морю, западные — более пологие. Австралия — единственный материк, где нет действующих вулканов и современного оледенения.



Самой низкой точкой Австралии является озеро Эйр (-20 м), площадь которого составляет около 15000 км². Гора Косцюшко — высшая точка Австралийского континента. Высшая точка страны (вулкан Моусон) находится на субантарктическом острове Херд.

Основное природное богатство страны — минеральные ресурсы. Обеспеченность Австралии природно-ресурсным потенциалом в 20 раз выше среднемирового показателя. Страна занимает 1-е место в мире по запасам бокситов (1/3 мировых запасов и 40 % добычи), циркония, 2-е место в мире (после Канады) по запасам урана (1/3 мировых). Страна занимает 6-е место в мире по запасам угля. Имеет значительные запасы марганца, золота, алмазов. У северо-восточных и северо-западных берегов в шельфовой зоне имеются незначительные месторождения нефти и природного газа.



Самые большие в Австралии залежи железной руды, которые начали разрабатываться с 60-х годов XX век.

Крупные месторождения полиметаллов (свинец, цинк с примесью серебра и меди) находятся в западной пустынной части штата Новый Южный Уэльс. Основные запасы золота сосредоточены в выступах докембрийского фундамента и на юго-западе материка.

Основные залежи каменного угля расположены в восточной части материка.

Геологическими изысканиями установлено, что в недрах Австралийского материка и на шельфе у его берегов находятся большие месторождения нефти и природного газа. Нефть найдена и добывается в штате Квинсленд. Залежи газа (крупнейшее месторождение Ранкен) и нефти обнаружены также на шельфе у северо-западных берегов материка.

Австралия богата различными полезными ископаемыми: железными, алюминивыми, свинцово – цинковыми, никелевыми, медными, оловянными рудами, каменным и бурым углем, нефтью, газом, фосфоритами, золотом, платиной и т.д. Разделите указанные полезные ископаемые на две группы в соответствии с их происхождением.

Осадочные:_________________________________________

Магматические и метаморфические:_____________________________________

Каковы закономерности размещения месторождений полезных ископаемых на территории Австралии?

Взаимопроверка.

III. Заключительная часть урока.

Задание: заполните текст ( вставьте пропущенные слова.)

Проверка.

- Вот и подошло наше путешествие к концу.

Подведение итогов.

Учитель: Ребята, сегодня мы познакомились ещё с одним материком – Австралией. Древность большей части материка – один из ведущих факторов, который определяет своеобразие его природы, но это тема другого урока.

- Отметить самых активных.

Домашнее задание: п. 35, задание № 2, № 3.

Составьте маршрутную карту путешествий.

1 – й вариант – с А. Тасманом;

2 – й вариант– с Дж. Куком

Завершите работу с к/к.

Подготовьте сообщение о путешественниках.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
«Австралия: географическое положение, история открытия и освоения и рельеф материка»

Автор: Усольцева Светлана Васильевна

Дата: 01.03.2016

Номер свидетельства: 300912

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация к уроку по теме "Австралия и Океания. Географическое положение и очертания". "
    ["seo_title"] => string(104) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-avstraliia-i-okieaniia-gieoghrafichieskoie-polozhieniie-i-ochiertaniia"
    ["file_id"] => string(6) "102580"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402522970"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(16) ""Океания""
    ["seo_title"] => string(10) "okieaniia1"
    ["file_id"] => string(6) "262799"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449411712"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства