Просмотр содержимого документа
«Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы и охрана воздуха»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа №22 п. Зорька
муниципального образования Новокубанский район
Тема:«Атмосфера- воздушная оболочка Земли. Состав воздуха. Значение атмосферы и охрана воздуха».
Учитель географии:
Самойленко Юлия Сергеевна
Тема урока: «Атмосфера- воздушная оболочка Земли. Состав воздуха. Значение атмосферы и охрана воздуха».
Цель урока: изучить строение атмосферы, её состав и значение для жизни людей.
Задачи:
- закрепить знания учащихся по изученной теме, повторение ключевых терминов и понятий темы;
- развивать умение анализировать, выделять причинно- следственные связи диалектического мышления, правильной и выразительной устной речи учащихся, умения работать в группе;
Оборудование: атлас, учебник, презентация к уроку.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
1. Ориентационно-мотивационный этап.
Здравствуйте, ребята! Итак, мы приступаем к изучению третьей оболочки нашей планеты- атмосферы. Сегодня нам предстоит познакомиться с понятием атмосфера, её составом и слоями, которые образуют атмосферу.
2. Операционно-исполнительный этап.
Открываем тетради, записываем число и тему урока: Атмосфера- воздушная оболочка Земли. Состав воздуха. Значение атмосферы и охрана воздуха (слайд 2,3)
План урока: (слайд 4)
1. Понятие об атмосфере.
2. Состав атмосферы.
3. Строение атмосферы.
4. Атмосферные явления.
5. Значение атмосферы и охрана воздуха.
6.Закрепление нового материала.
3. Проверка домашнего задания.(слайд 5, 6,7)
Для того чтобы начать новую тему , поговорим о пройденном материале.
1.Выберите верный ответ.
1.Воды Мирового океана покрывают … земной поверхности.
1/2
2/3
3/4
4/5
2 . Самый большой по площади океан
1)Индийский
2)Тихий
3)Северный Ледовитый
4)Атлантический
3. Материк, омываемый водами 3 океанов
1)Евразия
2)Северная Америка
3)Африка
4)Южная Америка
4.Соленость воды измеряется в
1)процентах
2)кг/м
3)баллах
4)промилле
5. Внутреннее море
1)Аравийское
2)Черное
3)Берингово
4)Карское
4. Изучение нового материала:
1). Понятие атмосферы.(слайд 8)
В качестве эпиграфа нашего урока я хочу взять вот это высказывание:
«Атмосфера, которую мы условно
делим на слои, физически едина».
А.Л. Чижевский
Наша планета Земля окружена оболочкой воздуха, которым мы дышим. (слайд 9) Воздушная оболочка Земли называется атмосферой. Она удерживается силой притяжения нашей планеты и поэтому не рассеивается в космосе. Атмосфера участвует во вращении Земли. Воздух концентрируется у земной поверхности, по мере поднятия вверх температура, давление и плотность уменьшаются.
2).Состав атмосферы.( слайд 10)
В воздухе атмосферы, кроме азота и кислорода, содержатся аргон, углекислый газ, пары воды, водород, озон, гелий, другие газы, а также твёрдые и жидкие взвешенные частицы.
Какие же примеси присутствуют в воздухе? Крошечные частицы соли(брызги морских волн, при сильном ветре), в лесу мы чувствуем смолистый запах, в степи- аромат сухих трав. Эти вещества полезны для здоровья человека.
Чистый воздух- самое главное условие жизни человека и всего живого.
А в городах из-за выбросов промышленных предприятий, автотранспорта в воздухе содержится большое количество углекислого и угарного газа, сажу, свинец, но больше всего в воздухе пыли. Этот воздух отрицательно влияет на здоровье человека.
3). Строение атмосферы. (слайд 11)
Наша воздушная оболочка не имеет чёткой верхней границы, и поэтому толщина атмосферы примерно равна 3000км. Свойства воздуха с высотой меняются, поэтому в атмосфере выделяют слои.
Тропосфера –нижний наиболее плотный слой атмосферы. В ней сосредоточена большая часть всей массы воздуха (80%). Выше тропосферы, находится стратосфера- здесь воздух разряженный и очень сухой( водяного пара почти нет). В нижнем слое стратосферы находиться озоновый слой, где в небольших концентрациях содержится газ озон- разновидность кислорода. За стратосферой располагаются верхние разряженные слои атмосферы, которые постепенно переходят в безвоздушное пространство.
4). Атмосферные явления.( слайд 12)
Есть оптическое явление, которые могут наблюдать немногие, одно из низ полярное сияние - необыкновенно красивое явление. Оно наблюдается в ионосфере, в полярных широтах Северного и Южного полушарий. Под действием заряженных частиц, движущихся к Земле со стороны Солнца, разреженный воздух сам заряжается электричеством и начинает светиться. Полярное сияние, переливающее всеми цветами радуги, может продолжаться от нескольких минут до нескольких суток.
5). Значение атмосферы и охрана воздуха.( слайд 13)
Воздух нужен для дыхания почти всем земным организмам. Человек без воздуха может прожить несколько минут.
Озон, содержащийся в воздухе, предохраняет живые организмы от вредного для них ультрафиолета.
В воздухе сгорает большинство метеорных тел.
Атмосфера предохраняет Землю от сильного нагревания днем и охлаждения ночью
Без атмосферы жизнь на Земле была бы невозможной.
6.Закрепление знаний по теме. (слайд 14, 15)
1. Закончите фразу: "газообразная оболочка Земли называется…."
- атмосфера
-гидросфера
- литосфера
2. Количество кислорода в воздухе составляет
- 12%
- 21%
-32%
-42%
3. Выпишите в три колонки явления:
Какие явления наблюдали
О каких явлениях вы читали или знаете из рассказов