kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Астрономия как наука звездное небо

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «атмосфера», границ    атмосферы, её состава и строения, значения атмосферы в    жизни планеты и человечества.

 Развивающие: создать условия для развития познавательной активности,   интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

способствовать развитию умений выделять, описывать и   объяснять существенные признаки основных понятий темы      способствовать развитию навыков самостоятельной работы с     географическими текстами, учебником, схемами, делать   обобщения и выводы.

 Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию  коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому     предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Астрономия как наука звездное небо»

Предмет

Естествознание

Класс 5

Тема урока:

Астрономия как наука звездное небо

Общая цель:

Познакомить учащихся с созвездиями как участками звездного неба в пределах установленных границ.


Задачи:

Образовательная:

формирование у учащихся представлений о Галактике, ее возникновении, составе, расстояниях между звездами, измеряемых с помощью астрономической единицы длины – светового года, расширение представлений о множестве галактик во Вселенной.

Развивающая:

продолжение формирования интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать), развитие умений учащихся применять полученные знания конкретно на практике, развивать инициативу учащихся.

Воспитательная:

воспитание у учащихся интереса к обучению, привитие навыков коммуникативного общения, развитие культуры речи.

Конкретный результат обучения

  1. учащиеся должны знать о Галактике, ее возникновении, составе, расстояниях между звездами,; учащиеся должны уметь Научить находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы.

Делать выводы из своих наблюдений.


a) Подход в преподавании / обучении

Использование работы в группе для стимулирования общения среди учеников с целью «совместного мышления»

Источники:

таблички с названием комических кораблей “Восток”, “Восход”, “Союз”, «Прогресс» (Приложение 1),

20 жетонов в виде солнца

тесты “Чтомы знаем о Вселенной?” (Приложение 2),

компьютерная презентация "Созвездия" (Приложение3),

карты с игровым заданием, (Приложение4),

компьютерная презентация "Галактики" презентация.учебник для 5 кл.

I. Организационный момент

Класс делится на четыре группы (четыре космических корабля), назначаются командиры кораблей.

В течение урока за каждый правильный ответ на вопрос команда получает поощрительный жетончик в виде солнышка. Команда, получившая наибольшее количество жетончиков, становится победительницей, получает отметку “отлично”. Две другие команды делят второе и третье места, получают отметку “хорошо”.

II. Мотивация

Слова учителя:

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Вы отправляетесь в космическое путешествие на космических кораблях: “Восток”, “Восход”, “Союз”, «Прогресс» (учитель раздаёт эмблемы кораблей (Приложение 1))а чтобы добраться до намеченной цели, вам нужно будет выполнить задания и узнать тему урока. Мне доверено руководить вашим полетом из “центра управления полетами”. Итак, ключ на старт, запускаем ракетные реактивные двигатели. Поехали! Счастливого полета вашим кораблям.

Мне поступают сведения, что все идет по плану: корабли вышли на космическую орбиту.

III. Проверка знаний учащихся

И сейчас мы узнаем, как вы справитесь с первым заданием.

1. Разминка: вопросы каждой команде.

1. Корабль “Восток” поднялся на высоту 80 - 100 км, и какие-то вспышки мешают движению. Что за вспышки в атмосфере Земли?

(сгорание метеоров в атмосфере Земли)

2. Корабль “Восход” приближается в межпланетное пространство Марса и Юпитера. К чему готовиться экипажу?

(Между орбитами Марса и Юпитера расположен пояс астероидов)

3. Внимание, на горизонте корабля “Союз” “хвостатое чудовище”. Как вы объясните это явление?

(Это чудовище называется комета)

4. По правому борту корабля «Прогресс» можно наблюдать красноватую планету, напоминающую своим цветом огонь и кровь. Какую планету вы пролетаете?

(Марс)

(Ребята дают развернутое объяснение).

Молодцы! С первым заданием вы справились отлично.

2. Рефлексия (размышление) “Тревожный стул”.

Внимание, внимание! На кораблях обнаружены неисправности. Командиры кораблей должны выйти в космическое пространство и устранить поломки.

Командиры по очереди выходят, и садятся на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся групп, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.

Термины: Солнце, планета, Вселенная, спутник планеты.

Молодцы, командиры устранили неисправности, и мы летим дальше.

3. Тест “Что мы знаем о Вселенной”. Работа в группах.

Ребята, ваши космические корабли следуют заданному маршруту, вам необходимо заполнить “маршрутные листы” (Тест “Выбери из четырёх”) Приложение2. На это задание вам дается 5 минут.

Заполненные “маршрутные листы” отложите в сторону.

4. Сообщения.

В иллюминаторы вы наблюдаете звезды на небе, а что такое созвездия?

(Ответы ребят).

А знаете ли вы созвездия?

(По предлагаемой презентации "А знаете ли вы созвездия?"(Приложение3) ребята должны определить их название созвездий: Ковш Большой Медведицы, Близнецы, Кассиопея, Цефей, Андромеда, Пегас, Персей, Дракон, Ящерица)

5. Игровое задание “Космический бой”. Приложение 4

Ребята, вы летите все дальше и дальше, и теперь настало время определить тему нашего урока. Определить тему вы сможете, сыграв в небольшой “космический бой”. Приложение 4

(Работа в группах. На каждую команду раздаётся по одной игровой карте по ним учащиеся определяют тему урока: “Галактики. Многообразие галактик”. Учитель формулирует цель: познакомиться со звездными системами, расширить представление о строении Вселенной).

IV. Изучение нового материала

Рассказ ученика (А) сопровождается компьютерной презентацией "Галактики"слайд1

Полет продолжается, цель определена, открыли свои “бортовые журналы” и записали тему урока: “Галактики. Многообразие галактик”.

(Слайд №2)

Наша Солнечная система – маленькая частица громадной звездной системы, которую называют Галактикой. В Галактику входят все те звезды, которые мы видим в созвездиях и невооруженным глазом, и в телескоп. Наша Галактика называется Млечный Путь, часть её мы можем наблюдать ясной, звёздной ночью, протянувшейся подобно ожерелью из драгоценных камней от одного края неба до другого.

Долгое время природа Млечного Пути оставалась неизвестной. Ученые думали, что это сияние в воздухе нашей планеты. Только в 1609 году Галилео Галилей с помощью телескопа обнаружил, что Млечный Путь состоит из множества звезд. В телескоп видно и скопление слабых, далеких звезд, и скопление ярких, близких звезд.

слайд 3

Итак, давайте запишем: “Галактика – это огромное скопление звезд, звездная система”. Существует миф древних греков, что Млечный Путь напомнил им молоко, брызнувшее из груди богини Геры.

Запишем: “Галактика (от греческого слова “галактикос” - млечный, молочный).

слайд 5

Что же представляет собой Галактика Млечный Путь? Млечный Путь представляет собой уплощенный диск с выделяющимся ядром. Но диск не сплошной. Он состоит из спиральных ветвей, или рукавов один из которых мы и наблюдаем на звёздном небе.

слайд 6

Спиральные ветви состоят из звезд, газовых и пылевых туманностей, которые закручиваются вокруг ядра. Солнце находится в одном из рукавов диска галактики Млечный Путь. Откройте учебники с. 41. Вы видите рисунок Млечного Пути, зарисуйте в ваши “бортовые журналы”. (Ребята рисуют).

слайд 7

Расстояние между звездами так велико, что его неудобно измерять в километрах. Поэтому астрономы пользуются особой единицей длины под названием световой год.

Запишем:

“Световой год – это путь, который проходит свет за один год.

Скорость света – 300 тысяч километров в секунду.

За год свет преодолевает 10 триллионов километров.

Среднее расстояние между звездами около 5 световых лет (т. е. примерно 50 трлн. лет).

слайд 8

Раньше считали, что между звездами - пустота. Но затем определили, что пространство между звездами заполнено разреженным газом и твердыми частичками – межзвездной пылью. Межзвездный газ состоит из водорода и гелия. Межзвездное вещество является тем материалом, из которого образуются новые звезды и планеты. Ученые считают, что наша Галактика возникла 12 млрд. лет назад из гигантского вращающегося облака, образованного в основном водородом и гелием.

Галактика Млечный Путь находится в постоянном движении. Она вращается и одновременно “мчится” в космическом пространстве с огромной скоростью. Наша Солнечная система обращается вокруг центра Галактики.

слайд 9

Запишем:

“Скорость нашей Галактики – 1 млн. 500 тыс. км в час.

Скорость Солнечной системы вокруг Галактики – 800 тыс. км в час.

Один оборот Солнечной системы вокруг Галактики – 200 млн. лет”.

слайд 10

Кажется, как огромна, как необъятна наша Галактика, но она – лишь небольшая часть Вселенной. Сегодня известно, что существуют миллиарды галактик.

Ближайшие к нам галактики – Большое и Малое Магеллановы Облака. Они расположены от нас на расстоянии 150 тыс. световых лет. Обе эти галактики меньше нашей. Их можно увидеть невооруженным глазом в Южном полушарии. Впервые их наблюдали участники кругосветного путешествия Ф. Магеллана.

слайд 11

А мы можем увидеть на звездном небе галактику Андромеды. Она крупнее нашей и находится от нас на расстоянии свыше 2 млн. световых лет. Галактики Большое и Малое Магеллановы Облака и галактика Андромеды изображены и у вас в учебнике (с. 40 – 41).

(Слайд №12)

Галактики различны по форме, размерам, составу, удаленности от нашей Галактики, они образуют скопления. Также схема внешнего вида галактик изображена в учебнике (с. 42).

(Слайд №13-17)

Современные телескопы позволяют наблюдать и изучать множество галактик, некоторые из них вы сейчас видите, пролетая на своем “корабле”.

(Слайд №18)

Большинство галактик образуют группы – скопления галактик. Скопления галактик могут включать от нескольких галактик до нескольких тысяч. Их называют “Местные галактики”. Эти “Местные галактики” могут образовывать еще огромные группы – Сверхгалактики, а Сверхгалактики образуют Метагалактики. Вот как удивительно строение Вселенной!

Каково же наше место в этой бесконечной Вселенной? Ответ на него может дать следующий адрес:

Бесконечная Вселенная

“Наша” Метагалактика

“Наша” Сверхгалактика

“Местное скопление” Галактик

Наша Галактика

Солнечная система

Планета Земля

Материк Евразия

Страна Россия

Новосибирская область

Искитимский район

Село Калиновка

Запишите.

V. Закрепление (Слайд №19-21)

Вопросы.

Итак, что вы узнали сегодня, путешествуя в космосе?

Что такое Млечный Путь?

Что такое галактика?

Каково строение нашей галактики?

Как движется галактика?

Что такое световой год?

Из чего состоит межзвездное вещество Галактики?

Какие вы запомнили галактики?

(Ответы ребят)

(Слайд №24) Подумай!

(Слайд №25)

Ребята, ваш полет подходит к завершению.

Итак, вы благополучно вернулись на Землю, в свою школу, на свой урок. Теперь подсчитайте заработанные жетоны и мы вместе выставим оценки.

(Затем каждая команда подсчитывает заработанные жетончики и получает соответствующие отметки).

VI. Задание на дом (Слайд №22)

Записываем домашнее задание:

*Изучить текст в учебнике на стр. 12;

*Записать в словарик определение понятий «галактика», «световой год»;

*Ответить на вопросы

«Проверь свои знания;

*Выполнить практическую

Работу в тетрадях;


Урок закончен, до свидания.

Приложение2

Тест: «Выбери из четырёх»

1.Какое небесное тело располагается в центре в моделях Вселенной по Аристотелю и Птолемею?

а) Луна; б) Солнце; в) Земля; г) Звезда

2. Кто первый предположил, что Земля имеет форму шара?

а) Аристотель; б) Пифагор; в) Бруно; г) Птолемей

3. Кто первым для исследования небесных тел стал использовать телескоп?

а) Николай Коперник; б) Джордано Бруно; в) Галилео Галилей; г) Птолемей

4. Какая самая маленькая планета Солнечной системы?

а) Марс; б) Земля; в) Плутон; г) Юпитер

5. Самая дальняя от Солнца планета нашей системы?

а) Венера; б) Плутон; в) Меркурий; г) Сатурн

6. 8. Какая планета-гигант?

а) Сатурн; б) Венера; в) Плутон; г) Марс

7. На какой планете находится большое красное пятно?

а) Нептун; б) Сатурн; в) Юпитер; г) Марс

8. Какая ближайшая к нам звезда?

а) Сириус; б) Альдебаран; в) Солнце; г) Арктур

9. 12. Что такое метеорит?

а) космические тела, упавшие на Землю; б) падающая звезда; в) кусок планеты; хвостатая звезда

10. Что такое Вселенная?

а) небесные тела; б) планеты, которые вращаются вокруг Солнца;

в) космическое пространство и все, что его заполняет; г) скопление звёзд.

11. Что относится к небесным телам?

а) звезды Московского кремля; б) морская звезда; в) комета Галлея; г) птицы

12. Что изучает астрономия?

а) природу; б) небесные тела; в) форму и строение Земли г) полезные ископаемые

Ключ: 1-в, 2-б, 3-в, 4-в, 5-б, 6-а, 7-в, 8-в, 9-а, 10-в, 11-в, 12-б.

Результаты обучения для учеников (A)

учащиеся должны знать о Галактике, ее возникновении, составе, расстояниях между звездами,; учащиеся должны уметь Научить находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы.

Делать выводы из своих наблюдений.

Результаты обучения для учеников (B)

учащиеся должны знать о Галактике, ее возникновении, составе, расстояниях между звездами,; учащиеся должны уметь Научить находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы.

Делать выводы из своих наблюдений.

Результаты обучения для учеников (C)

учащиеся должны знать о Галактике, ее возникновении, составе, расстояниях между звездами,; учащиеся должны уметь Научить находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы.

Делать выводы из своих наблюдений.

























Тест: «Выбери из четырёх»

1.Какое небесное тело располагается в центре в моделях Вселенной по Аристотелю и Птолемею?

а) Луна; б) Солнце; в) Земля; г) Звезда

2. Кто первый предположил, что Земля имеет форму шара?

а) Аристотель; б) Пифагор; в) Бруно; г) Птолемей

3. Кто первым для исследования небесных тел стал использовать телескоп?

а) Николай Коперник; б) Джордано Бруно; в) Галилео Галилей; г) Птолемей

4. Какая самая маленькая планета Солнечной системы?

а) Марс; б) Земля; в) Плутон; г) Юпитер

5. Самая дальняя от Солнца планета нашей системы?

а) Венера; б) Плутон; в) Меркурий; г) Сатурн

6. 8. Какая планета-гигант?

а) Сатурн; б) Венера; в) Плутон; г) Марс

7. На какой планете находится большое красное пятно?

а) Нептун; б) Сатурн; в) Юпитер; г) Марс

8. Какая ближайшая к нам звезда?

а) Сириус; б) Альдебаран; в) Солнце; г) Арктур

9. 12. Что такое метеорит?

а) космические тела, упавшие на Землю; б) падающая звезда; в) кусок планеты; хвостатая звезда

10. Что такое Вселенная?

а) небесные тела; б) планеты, которые вращаются вокруг Солнца;

в) космическое пространство и все, что его заполняет; г) скопление звёзд.

11. Что относится к небесным телам?

а) звезды Московского кремля; б) морская звезда; в) комета Галлея; г) птицы

12. Что изучает астрономия?

а) природу; б) небесные тела; в) форму и строение Земли г) полезные ископаемые








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Астрономия как наука звездное небо

Автор: Саядян Марина Асатуровна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286265

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Исследовательская работа "Загадки звездного неба""
    ["seo_title"] => string(54) "issliedovatiel-skaia-rabota-zaghadki-zviezdnogho-nieba"
    ["file_id"] => string(6) "279173"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453203768"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Среднесрочное планирование уроков по естествознанию"
    ["seo_title"] => string(59) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-urokov-po-iestiestvoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "257839"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448388297"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Презентация. Как люди познают мир. "
    ["seo_title"] => string(38) "priezientatsiia-kak-liudi-poznaiut-mir"
    ["file_id"] => string(6) "173225"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423938642"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Викторина "Загадки звездного неба" "
    ["seo_title"] => string(36) "viktorina-zaghadki-zviezdnogho-nieba"
    ["file_id"] => string(6) "203660"
    ["category_seo"] => string(11) "astronomiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429528690"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Науки бывают разные. Учёные России"
    ["seo_title"] => string(100) "priezientatsiia_k_uroku_okruzhaiushchii_mir_2_klass_po_tiemie_nauki_byvaiut_raznyie_uchionyie_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342515"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1473164267"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства