kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Олимпиадные задания к I (школьному) этапу Всероссийской олимпиады школьников по географии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой тестовые задания трёх уровней сложности. Ответы выделены в тексте красным цветом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания к I (школьному) этапу Всероссийской олимпиады школьников по географии.»

7 класс

1 уровень

  1. Что такое география в переводе с греческого языка? Кто дал название этой науке?


По-гречески «гео» — Земля, «графо» — пишу. То есть гео­графия это описание Земли. Такое название нашей науке дал древнегреческий ученый ЭРАТОСФЕН Киренский (ок. 276-194 до н. э.), правда, его книга называлась «Географика».


  1. Установите соответствие между фамилией путешествен­ника и сделанным им открытием. Например, 1-Д


  1. Пифей а) Первое кругосветное путешествие

  2. Геродот б) Достиг островов Центральной Америки

  3. Эрик Рыжий в) Открыл путь в Индию вокруг Аф­рики

  4. Васко да Гама г) Составил описание природы и на­родов Малой Азии,

Балканского по­луострова и Восточно-Европейской равнины

  1. Христофор Колумб д) Исследовал Север Европы, достиг Британии, первым

установил зави­симость между географической ши­ротой

и длиной дня и ночи Е. Основал колонии в Исландии,

Грен­ландии, Северо-Восточной Америке

  1. Фернан Магеллан е) Основал колонии в исландии, Гренландии,

Северо-Восточной Америке


1 —Д, 2—Г, 3—Е, 4—В, 5—Б, 6 —А


  1. Что изготовил в 1492 году М. Бехайм?

В 1492 г. М. Бехайм изготовил первый большой глобус.

  1. Вы, наверное, слышали песню, где почти каждая строчка повторяется 2 раза:

Ветер с моря дул (2 раза),

Нагонял беду (2 раза ),

И сказал ты мне (2 раза):

«Больше не приду!»

В какое время дня произошло это грустное событие? Ответ аргументируйте.

Днем на берегу больших водоемов наблюдаются бризы, с моря эти ветры дуют днем, когда суша разогрелась и над ней образова­лась область пониженного давления.


  1. Напишите, кто первым:

  1. Совершил кругосветное путешествие.

  2. Достиг островов Центральной Америки.

  3. Открыл путь в Индию вокруг Африки.

  4. Изобрел акваланг.

  5. Погрузился в Марианскую впадину.

1) Спутники Магеллана (сам Магеллан погиб в стычке с ту­земцами на Филиппинских остовах, а кругосветное путешествие завершила шхуна «Виктория» под руководством Хуана Элька- но — на ней вернулось 18 человек), 2) Колумб, 3) Васко да Гама, 4) Жак Ив Кусто, 5) Жак Пикар.


  1. Вы заблудились в лесу и потеряли компас, пошел дождь, но вы точно помнили, что домой надо возвращаться по ази­муту 90'. Увидев перед собой муравейник, примостивший­ся у дерева, вы, наверное, страшно обрадуетесь. Куда вы повернетесь, чтобы идти домой?

Муравейники обычно располагаются с более теплой, южной стороны деревьев. Если перед вами муравейник, а за ним дерево, то вы смотрите прямо на север. Чтобы идти по азимуту 90°, вам надо повернуть строго направо.

  1. Напишите, как называется (слова-определения):

  1. Место на глубине, где образуется разрыв и смещение пород при землетрясении.

  2. Излившаяся на поверхность магма.

  3. Горячий фонтанирующий источник.

  4. Прибор, с помощью которого изучают внутреннее стро­ение Земли.

  5. Метаморфическая горная порода, образовавшаяся из песчаника.

1) очаг землетрясения, 2) лава, 3) гейзер, 4) сейсмограф, 5) кварцит.


  1. Что такое вулкан? Почему его конус часто имеет слои­стое строение? Нарисуйте схему вулканы и укажите его основные части. Назовите не менее 5 вулканов.

Вулкан (от лат. 1и1сапиз — огонь, пламя) — это геологиче­ское образование, возникающее при извержении на земную по­верхность вещества мантии (лава, пепел, горячие газы), паров воды и обломков горных пород. Основные части вулкана: магма­тический очаг (в земной коре или верхней мантии); жерло — вы­водной канал, по которому магма поднимается к поверхности; конус — возвышенность на поверхности Земли из продуктов вы­броса вулкана; кратер — углубление на поверхности конуса вул­кана. Слоистое строение объясняется многократно повторяю­щимися извержениями, каждое из которых оставляет слой (см. рис. 34).


  1. Какие горы моложе — складчатые или складчато-глы­бовые? Приведите примеры.

Более молодыми являются складчатые горы (Анды, Кавказ). Впоследствии они могут быть разбиты тектоническими движени­ями на блоки (глыбы), часть из которых будет приподнята. Так, в неоген-четвертичную эпоху были подняты и преобразованы Ал­тай, Саяны и др. Такие горы называются возрожденными.

  1. уровень

  1. Опишите путь семьи Марко Поло. Нанесите его на карту.

Их путь пролегал через Средиземное море, потом по долине р. Тигр, Персидскому заливу, через пустыни и горы Централь­ной Азии в Китай. Через 17 лет обратно через Индонезию, вокруг Индокитая (рис. 29).




  1. Какие доказательства шарообразности Земли вы знаете?

Первое доказательство — круглая тень Земли при затмениях Солнца — было получено Аристотелем. Главное современное до­казательство — вид Земли из космоса. Исчезающие же за гори­зонтом корабли и даже кругосветное путешествие свидетельству- ют, строго говоря, лишь о выпуклости планеты.


  1. Почему древние мореплаватели боялись заплывать да­леко на юг?

Древние мореплаватели представляли Землю в виде большо­го перевернутого таза и думали, что далеко на юге «Земля конча­ется» .


  1. Для чего используются следующие приборы: анемометр, осадкомер, гигрометр, барометр, эхолот, компас, флюгер, рулетка, сейсмограф. В каких единицах измеряются показания, ими выдава­емые?

Анемометр предназначен для определения скорости ветра (м/с), осадкомер — для измерения количества выпавших осадков (мил­лиметры), гигрометр — влажности воздуха (абсолютная влажность измеряется в граммах на 1 м3, относительная влажность — в %). Барометр показывает атмосферное давление (мм ртутного столба или гектопаскали), эхолот — глубину (расстояние до дна в мет­рах), компас — направление на север или азимут (в градусах), флюгер — направление ветра (стороны горизонта), рулетка — рас­стояние (метры и сантиметры), сейсмограф — колебания земной поверхности при землетрясениях и взрывах.



  1. Если вы будете совершать кругосветное плавание, ка­кой пункт вы выберете для старта? Опишите подробно ваш путь (моря, заливы, проливы, каналы)? Что вы знаете о первом кругосветном путешествии?

Можно повторить первое кругосветное путешествие Магел­лана через Магелланов пролив и вокруг Африки или путь героя романа Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней». Или попытаться пробиться через льды Арктики Северным Морским путем (по российским Северным морям и через Канадский арктический архипелаг. Самый реальный путь для российских путешествен­ников начинается в Санкт-Петербурге. Использование Панамского и Суэцкого каналов существенно его сократит.


  1. Что такое изобаты, изогипсы, изобары, изогиеты, изотермы. Какие ещё картографические способы изображения вы знаете?

Все это линии, соединяющие пункты с равными значениями какого-либо параметра: изобаты — глубины, изогипсы высо­ты над уровнем моря, изобары — атмосферного давления, изоги- еты — равного количества осадков, изотермы — равной темпера­туры. Для лучшего восприятия карт с изолиниями применяют способ послойной окраски. Другие распространенные картогра­фические приемы: качественный фон, картограммы, картодиа­граммы, линии движения, внемасштабные значки.


  1. Из каких минералов состоит горная порода, название которой созвучно среднему слою материковой земной коры?

Гранит состоит в основном из полевого шпата, кварца и слюды


  1. Как называется участок земной коры, опущенный по разломам? Какие интересные водные объекты приурочены к таким участкам?

Грабен. К ним приурочены самые глубокие озера: Байкал, Танганьика, Ньяса.


  1. Найдите в списке горных пород первичную и объясни­те свой выбор:

кварцит, базальт, песок, глина, сланец.

Первичными считаются магматические породы, из них по­том образуются осадочные обломочные и метаморфические. В дан­ном случае это базальт.


  1. Уровень

  1. Отвечая на уроке географии о форме Земли, герой кни­ги Л. Лагина «Старик Хоттабыч» сказал: «Если бы Земля была шаром, воды стекли бы с нее вниз, люди умерли бы от жажды, а растения засохли. Земля имеет форму...» Ка­кую форму имела Земля в представлении древних и Вольки? Почему воды не стекают вниз?

До УН-У1 вв. до н. э. Земля представлялась плоским диском, омываемым со всех сторон «величественной рекой, называемой Океан. Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе». Воды, как и атмосферу, удерживает сила всемирного тяготения.


  1. Какой древнегреческий ученый написал во II в. н. э. вось­митомный труд «Руководство по географии». Это произведе­ние пользовалось в течение 14 столетий такой популярнос­тью среди ученых, путешественников и купцов, что было переиздано 42 раза. Что еще вы знаете об этом ученом?

Древнегреческий ученый Клавдий Птолемей (ок. 90 — ок. 160 гг.), кроме прочего, разработал математическую теорию дви­жения планет вокруг неподвижной Земли, позволявшую предвы- числить их положение на небе. Вместе с теорией движения Сол­нца и Луны она составила так называемую Птолемееву систему мира. Она изложена в труде «Альмагест» — энциклопедии астро­номических знаний древних. Птолемей ввел понятие о проекции и составил первую настоящую карту.


  1. На рисунке 1 показан путь одного купца, который из­вестен нам благодаря произведению, описывающему этот путь. Как звали купца и как называлась книга? Какие го­рода показаны на схеме под номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6?


Афанасий Никитин «Хождение за три моря».

1) Тверь, 2) Астрахань, 3) Баку, 4) Дели, 5) Маскат, 6) Киев.



4.Расшифруйте эту схему (рис. 6):



Какой материк больше — первый или второй? Какой океан глубже — первый или третий? Что находится в цен­тре второго океана? Кто первый проплыл через пролив?

Больше — первый материк (это Евразия), глубже третий океан (Тихий). В центре второго океана находится Северный по­люс. Первым через Берингов пролив проплыли Семен Дежнев и Федот Попов (Алексеев).



  1. Представьте, что вы оказались в точке с координатами 15° с. ш., 15 в. д.

Какой бы природный объект вы сфотографировали? Что вы о нем знаете? Представьте, как бы выглядел окружаю­щий его ландшафт? Какие растения и животные могли бы попасть в кадр, если бы вам исключительно повезло? Знае­те ли вы литературные произведения, ему посвященные?

Эта точка расположена на западе африканского государства Чад, северо-восточнее озера Чад. Оно расположено в южной час­ти пустыни Сахара и меняет свои размеры, контур и соленость в зависимости от количества выпадающих осадков. Находится на границе стран Чад и Камерун, а во влажные сезоны разливается до Нигера и Нигерии. Ландшафт Сахели, переходной от пустыни к саванне полосы, как и саванны, существенно меняется в тече­ние года, расцветая летом в сезон дождей и высыхая зимой. Растения: злаки, редкие баобабы и акации. Животные: крупные травоядные (слоны, антилопы, жирафы) и хищники (львы, гепарды). Озеру Чад посвящено известное сти­хотворение Николая Гумилева, не раз совершавшего путешествия в Африку.



  1. Как известно, герой произведения английского писате­ля Алена А. Милна Винни-Пух и его друзья жили в боль­шом лесу, недалеко от пуховой опушки. Вспомните, как он с Пятачком играл на мосту в пустяки. Попробуйте изобра­зить этот лес в топографических знаках.

Нужно изобразить в условных знаках лес, луг, домик, дере­вянный мост через реку и т. п.


  1. Обуреваемый жаждой большой исторической темы, в 1830 г. известный живописец Карл Брюллов побывал на месте раскопок древнего города. После трех лет работы ро­дилась картина «Последний день Помпеи» (она экспониру­ется сейчас в Русском музее в Санкт-Петербурге). Какое природное явление на ней изображено? Известны ли вам другие примеры катастрофических событий, им вызванных. Что произошло в 1883 г. в Зондском архипелаге?

Карл Брюллов изобразил извержение вулкана Везувий. В 1883 г. между островами Ява и Суматра произошло одно из силь­нейших извержений вулкана Кракатау.


  1. Равнины обычно сложены осадочными горными поро­дами. Почему? Почему равнинные территории меньше, чем горные массивы, подвержены резким колебаниям земной коры?

Равнины обычно приурочены к тектонически спокойным участ­кам земной коры — платформам. За миллионы лет равнины пере­жили несколько этапов медленного погружения и воздымания и накопили мощный слой осадочных пород. Правда, если преобла­дали поднятия, то на поверхность могут выходить твердые крис­таллические породы. Такие участки называются щитами.


  1. Формы рельефа на Земле весьма разнообразны, иногда причудливы и удивительны. Как могли образоваться изоб­раженные на рисунке 4 природные изваяния? Где они мог­ли образоваться?

















Это формы эолового выветривания, останцы твердых пород, оставшиеся после того, как более мягкие породы были разруше­ны «бомбардировкой песчинок» и унесены ветром. Такие формы встречаются в районах с сухим климатом. Похожие формы могут образовываться и в результате действия текучих вод.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Сарапулова Елена Владимировна

Дата: 29.09.2016

Номер свидетельства: 346733

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Олимпиадные задания к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по географии."
    ["seo_title"] => string(93) "olimpiadnyie_zadaniia_k_shkol_nomu_etapu_vsierossiiskoi_olimpiady_shkol_nikov_po_ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "346738"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1475171796"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Результативность олимпиадного движения как определяющая компонента развития одаренности обучающихся в предметных областях "
    ["seo_title"] => string(148) "riezul-tativnost-olimpiadnogho-dvizhieniia-kak-opriedieliaiushchaia-komponienta-razvitiia-odariennosti-obuchaiushchikhsia-v-priedmietnykh-oblastiakh"
    ["file_id"] => string(6) "232572"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442859970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства