kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Здесь Урал встречается с Сибирью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

История одного уральского села (Чудиново Октябрьского р-на)

Просмотр содержимого документа
«"Здесь Урал встречается с Сибирью"»

Село мое, южноуральское
























Введение


«Русь, куда ж несешься ты?

Дай ответ…»

Н.В. Гоголь


Ответ на этот сакраментальный вопрос мы получим совсем скоро. Наша страна стоит на пороге грандиозного по своей всеобъемлемости мероприятия – сельскохозяйственной переписи. Это уникальное явление в жизни страны, хотя переписи известны на Руси с XVIII века. Они, главным образом, касались учета населения. Необходимость в учете людей существовала на Руси всегда. Вначале это были «дымы», то есть дань с отдельно взятого дома. В XIV – XVI в.в. появляются писцовые книги, куда скрупулезно вносились имена насельников. В XVII веке определяется единица налогообложения – двор, в связи с чем учеты стали именовать подворными переписями. Со времен Петра I такие учеты получили название «ревизии». В указе 1718 года предписывалось «… взять сказки (сведения) у всех, чтобы правдиво принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола…». Всего в России прошло 10 ревизий. Последние «ревизские сказки» были собраны в 1857- 1860 годы. Однако, все они были неточны и не охватывали полностью территорию России.

Первая научно-обоснованная перепись населения была проведена в 1897 году. Инициатором ее был Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский, известный ученый-исследователь, вице - председатель и глава Русского географического общества, почетный член Петербургской Академии наук, автор многотомного сборника «Россия». 25 лет убеждал он высокопоставленных чиновников в необходимости переписи. В организации и проведении этого чрезвычайно важного события принимали участие многие известные государственные деятели, ученые, писатели. Так, например, Антон Павлович Чехов во время переписи был рядовым переписчиком. Участник переписи Москвы Лев Николаевич Толстой писал: «Для общества интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое, хочешь - не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас». Резонанс этой переписи настолько велик, что некоторые ее данные не потеряли значение вплоть до наших дней.

Последующие переписи проходили в советское время. В 1920 году в условиях разрухи было охвачено учетом 72% населения. Более полная перепись прошла в 1926 году. Полученные данные легли в основу народно-хозяйственного плана. Перепись 1937 года была признана неудачной, так как имелись просчеты в ее организации. Следующая перепись состоялась в 1939 году. Часть данных осталась необработанной из-за начавшейся войны.

В послевоенное время переписи осуществлялись регулярно: в 1959, 1970, 1979, 1989 годах. Последняя перепись населения «Узнай Россию» была проведена 9 – 16 октября 2002 года.

Что касается сельскохозяйственных переписей, то они проходили в России и ранее. Первая всеобщая сельскохозяйственная перепись была произведена в 1916 году в целях учета продовольственных ресурсов. Выборочные переписи (с охватом от 2 до 10%) проводились многократно вплоть до 1930 года. В последующие годы после коллективизации велись переписи скота, садов, земельных участков и т.д., а с 1965 года практиковались учеты по линии ЦСУ (центрально статистическое управление).

Предстоящая сельскохозяйственная перепись, несомненно, будет иметь огромное значение для дальнейшего анализа ситуации в стране, для организации практической и хозяйственной работы, так как в связи с судьбоносными переменами в Росси нарушен учет и контроль в сельскохозяйственном производстве. Настало время разобраться во всем, и в этом большая надежда возлагается на Всероссийскую сельскохозяйственную перепись.





Село мое, южноуральское


Два с лишним века прошло с тех пор, как на берегу небольшого озера в лесостепном Зауралье появилась маленькая деревушка со странным названием Ячмёнка. Впрочем, если разобраться, то ничего в этом странного и не было. Просто группа переселенцев во главе с Егором Чудиновым облюбовали местечко для проживания близ озерца, прозванного башкирами Ишмен-куль. Непонятное инородное слово тут же было переиначено пришельцами на русский лад в совершено конкретную Ячменку, кое название и утвердилось за поселением. Случилось это 24 октября 1794 года. Позднее селу дали официальное имя Чудиново, по фамилии первого переселенца, справившего документы на пользование землей. Основали село пять семей, перебравшихся из слободы Верхне-Увельской (Варламово), что располагалась недалеко от Чебаркуля. История не сохранила имен всех переселенцев, но доподлинно известно, что среди прибывших было 11 душ мужского пола и 8 – женского, то есть всего 19 человек. Долгое время поселение оставалось в округе малоприметным. За 20 лет появилось всего две новые семьи. В 1816 году мужское население составляло 13 человек, женское – 14. В те времена огромные территории плодородных земель оставались невостребованными. По этому поводу П.И. Рычков, первый географ, историк и экономист Южноуральского края писал: «… Оренбургская губерния по великому множеству самых лучших и хлебных земель могла бы числиться между плодороднейшими местами всей Российской империи, ежели б умножены были в ней прилежные земледельцы». Полвека потребовалось для того, чтобы Чудиново из неприметной деревушки, затерянной среди многочисленных зауральских озер и болот, бесконечных березовых колков постепенно выдвинулось и стало известной в округе.

В 1841 году в деревне стояло 83 двора, в коих имелось 382 жителя. Как указывает статистика тех лет «из оных – 199 душ мужского и 183 – женского пола». Население имело 555 лошадей, 640 голов крупного рогатого скота, 450 овец, 17 коз, 103 свиньи. 20 ветряных мельниц, неустанно ворочая крыльями, приводили в движение тяжелые жернова, откуда струился благодатный хлебный ручеек, плод тяжелого и неустанного крестьянского труда.

В 1865 году в Оренбургской губернии образуется Челябинский уезд. Чудиново входит в состав нового уезда. Это уже крупное село, насчитывающее 130 дворов, 879 жителей. В селе появилась церковь, часовня. Оживилась торговля. Три лавки, три питейных дома наперебой приглашали посетителей. Были в деревне и мастеровые люди: чеботари (2), пимники (2), портные (3). Но основная часть занималась хлеборобством: 765 душ государственных крестьян, 126 – временно-обязанных. 808 десятин засевали крестьяне в том далеком 1865 году. Какие же культуры предпочитали чудиновцы? А вот такие: пшеница – 340 десятин, ярица (яровая рожь) – 225, овес –160, озимая рожь – 34, ячмень – 25, лен – 16, конопля – 15, картофель - 13. Как видим, преобладали три культуры – пшеница, рожь, овес. Наиболее распространен был сорт пшеницы «белотура». Рожь предпочиталась яровая, так как озимая часто вымерзала. В значительных количествах повсеместно высевался овес с преобладанием сорта «простой кистевый». Ячмень возделывался мало. Не пользовался большим спросом и картофель. Еще свежи были в памяти крестьян «картофельные бунты» 1841 – 1843 годов.

В 1880 году в Чудиново насчитывалось 245 дворов, 1204 жителя. По понедельникам здесь проходили базары, а трижды в году проводились ярмарки. В 1900 году в селе появилась паровая мельница, на долгие годы ставшая важной Чудиновской достопримечательностью.

В 1916 году Чудиново становится волостным центром. Численность населения возросла до 1552 человек. Здесь заседало волостное правление. Свято-Вознесенской церкви присвоено звание благочинной. В округе она была главной. Под ее началом стояло девять церквей. В селе открылись двухклассное министерское училище, церковно-приходская школа, земская библиотека – читальня, земская больница, земская станция, кредитное товарищество, почта. Работала артель маслодельного завода. Ярмарки, Крещенская и Вознесенская, длились по неделе и собирали жителей всей округи. Особенно развернулся местный купец Н.Ф. Бабурин. Появились нововведения и в сельском хозяйстве. Некоторые крестьяне, главным образом зажиточные, не без успеха внедряли новые сорта: овес «венгерский» и «английский», ячмень «гималайский», «павлиний», а также местные сорта «двустрочный» и «многострочный остистый». Появилась новая культура – подсолнечник. Пересматривается и система земледелия. На смену пестрополью приходит новая трехпольная система земледелия.

***

Октябрьская революция, Гражданская война, а также последовавшие за ними процессы «коммунизации» и коллективизации стали коренным переломом в устоявшейся жизни деревни. По-разному отнеслись жители села к переменам. Гражданская война расставила многих односельчан по разные стороны: кто-то был мобилизован в армию Колчака, кто-то сражался за советскую власть. Эта тема не может быть раскрыта в нашем ограниченном, главным образом, экономическом обозрении. Мы такую цель и не ставим.

В 20-е годы неоднократно предпринимались попытки по образованию коммун. Одной из первых в районе организовалась коммуна в нашем селе. 23 сентября 1919 года газета «Степная коммуна» (орган Чудиновского ревкома) поместила заметку из Чудиново: «У нас в селе организовалась коммуна. В нее вошли пять самых бедных семей. Коммунары соединили свои посевы и общими силами убрали хлеб. Хлеб свозили в один амбар. Пары тоже вместе пахали. Оказалось, что сообща работа идет куда сподручнее».

И все-таки коммуны распались одна за другой. В 1929 году началась коллективизация. В селе создается колхоз «Красный факел». Материальную основу крестьянского хозяйства тех времен составляла лошадь. В колхоз вошли:

  • безлошадных хозяйств – 14,6%

  • с одной лошадью – 42,6%

  • с двумя лошадьми – 40,2%

  • с тремя лошадьми – 2,6%.


Молочное стадо сформировали из коров, имевшихся у крестьян.


  • хозяйства без коров – 13,1%

  • хозяйства с одной коровой – 55,6%

  • хозяйства с двумя коровами – 26,2%

  • хозяйства с тремя коровами – 5,1%.


Большую помощь в становлении колхоза оказала Чудиновская МТС, созданная в начале 30-х годов одной из первых на Южном Урале.

В годы войны более 200 чудиновцев были призваны на защиту Отечества. 112 человек не вернулись домой. Самоотверженно трудились чудиновцы на полях и фермах, давая армии хлеб, мясо и другие продукты. Созданный годы войны промкомбинат производил валенки, яловую обувь, полушубки, варежки, телеги, сани, бочки, ведра, краску, кирпич, черепицу, посуду, сыромять, сбрую. Вот как написал об этом времени местный поэт:

Она вернулась очень поздно,

Все в доме заждались ее.

Вошла, и воздухом морозным

Наполнилось тот час жилье.


Детей, погладив по головкам,

Сидевших тихо на печи,

С окоченевших ног неловко

С трудом стащила кирзачи.


Вздохнув, взяла в сенях лукошко,

На кухню бережно внесла,

В котел отсыпала картошки,

Огонь в печурке разожгла.


Картошка, да еще в «шинели»,

Поставить памятник бы ей.

Пожалуй, в годы те не ели

В деревне ничего вкусней.


Когда уснули дети, с полки

Достала с фронта письмецо.

И, прочитав, сидела долго,

Руками подперев лицо.


Какие мысли в ней теснились,

Об этом не узнать сейчас,

А слезы медленно катились

Из милых бабушкиных глаз.



В войну резко сократилось поголовье скота, посевные площади. Понадобились годы, чтобы восстановить потерянное. И, все-таки, медленно, но целенаправленно. С помощью комсомольской организации города Копейска, нашими шефами, молодежь электрифицировала село Чудиново. Шефы подарили оборудование и материалы для монтажа электростанции. В мае 1946 года в селе зажегся электрический свет, намного раньше, чем в целом по району (полностью электрифицирован район был лишь в 50-е годы).

В 1951 году произошло объединение колхозов «Красный факел» и им. Карла Либкнехта, соседней деревни Чебурак. Колхоз стал называться именем А.А. Жданова. В то время он представлял многоотраслевое хозяйство. Выросла численность крупного рогатого скота до 2000 голов. Доярки молочно-товарной фермы перешагнули трехтысячный рубеж по надою молока и были передовыми в районе. В колхозе имелись овцы, свиньи, лошади, птица. Колхозники получали стабильные урожаи. Свой вклад внесли и учащиеся школы. В 1960 году за достигнутые успехи школьники Чудиновской школы стали участниками Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства.

В 60-70-е годы развернулось строительство жилья, а также объектов культурно-бытового назначения. В эти годы были введены в эксплуатацию двухэтажные здания Дома культуры, правления колхоза, детского сада. Появились новая столовая, магазин, почта, сделан пристрой к школе. Большая работа была проведена по телефонизации. Появились новые улицы, а за селом выросли корпуса производственно-хозяйственых строений. Надежная дорога связала Чудиново с районным и областным центрами. Появился даже свой аэропорт.

Возросло благосостояние населения. В каждом доме появился телевизор, холодильник, стиральная машина. Многие семьи приобрели личный транспорт. В 1970 году в селе проживало 1134 жителя.

И, тем не менее, несмотря на возросшее благосостояние жителей, именно в эти годы наметилась тенденция оттока сельского населения в город. Связано это было с политикой государства по укрупнению мелких населенных пунктов. В небольших деревнях ликвидировали производство, а жителей стали переселять в более крупные населенные пункты. И в этом был просчет. Часть жителей подалась в город. Коснулось это и моего села. В 1980 году в нем проживало уже 943 жителя.

Еще более усугубился процесс в конце 80-х - начале 90-х годов. С распадом СССР произошел развал хозяйства, а с ним и упадок деревни. 1995 году в Чудиново проживало 870 жителей. Это было второе потрясение в течение двадцатого столетия, не считая военного лихолетья.

Вот как пишет о деревне этого времени местный поэт:

И, как ни жаль, с насиженных местечек

Снялась семья в те годы не одна.

Как без ручьев слабеет буйство речек,

Так угасала без людей она.


И вот теперь село без перспективы,

Как огонек забытого костра.

Но почему? Вокруг все те же нивы,

Земля по-прежнему богата и щедра.


Неужто мы настолько равнодушны,

Что не желаем видеть ничего?

Как жить деревне? Вот вопрос насущный.

Кто даст ответ? Кто понесет его?

Грустно осознавать, что за короткое время мы потеряли многое, что создавалось десятилетиями. И не только в материальном плане. Претерпели изменения духовные ценности, изменился весь уклад жизни деревни.

И все-таки, перемены грядут. И есть уже первые предпосылки. Особенно обнадеживает инициатива президента Российской Федерации В.В. Путина о приоритетных национальных проектах, один из которых предполагает развитие сельского хозяйства.

Выступая с докладом об итогах развития общества на заседании Законодательного собрания, губернатор области П.И. Сумин отмечал, что у нас есть «шанс изменить достаточно тревожную ситуацию в сельском хозяйстве». И это не просто слова. Сегодня на развитие агропромышленного комплекса выделяются большие средства.

И я уверен, что для деревни наступят новые времена. Сегодня в Чудиново проживает 782 человека. Предстоящая сельскохозяйственная перепись станет одной из важнейших вех на пути развития. Нужно разобраться в создавшейся ситуации, чтобы затем уверенно и планомерно идти вперед. Я верю в возрождение родного села, всей России. Как не вспомнить пророческие слова Ф.И. Тютчева:


Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Здесь Урал встречается с Сибирью"

Автор: Кухтурский Анатолий Григорьевич

Дата: 06.09.2020

Номер свидетельства: 557015

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Презентация проекта "
    ["seo_title"] => string(24) "priezientatsiia-proiekta"
    ["file_id"] => string(6) "214703"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432430601"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Саки, племена, заселявшие территорию Казахстана в VII – IV вв. до н. э. "
    ["seo_title"] => string(73) "saki-pliemiena-zasieliavshiie-tierritoriiu-kazakhstana-v-vii-iv-vv-do-n-e"
    ["file_id"] => string(6) "120742"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413802233"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Краеведение. Знаешь ли ты свой край? "
    ["seo_title"] => string(39) "kraieviedieniie-znaiesh-li-ty-svoi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "143178"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418469547"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства