Просмотр содержимого документа
«Вариативность использования информационных технологий на уроках географии.»
Гольдфайн Юлия Владимировна, учитель географии высшей квалификационной категории,
МБОУ «Гуманитарная гимназия№8» Архангельская область, город Северодвинска.
Вариативность использования информационных технологий на уроках географии.
Современная педагогика всё чаще обращается к ребёнку, как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – целостная уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта.
Личностно-ориентированные технологии позволяют найти методы, средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношение и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, в том числе компьютерные, интерактивные и интернет-технологии.
Интерактивные средства обучения – процесс, предоставляющий учителю или ученику возможность управления потоком информации, выбора и отбора информации при ознакомлении с учебным материалом.
Информационная технология (ИТ) – процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Три основных принципа компьютерной ИТ: Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером; интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами; гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.
Мультимедийные технологии позволяют сочетать и комбинировать визуальную и вербальную информацию, управлять её потоком, чего нельзя делать в полной мере при использовании кино и видео. На мониторе за считанные секунды оживают рисунки, схемы и чертежи, которые ранее приходилось изображать на доске постепенно, по ходу изложения материала.
Можно выделить несколько групп интерактивных средств:
Мультимедийные энциклопедии
Интерактивная справочная информация по широкому спектру областей знаний с включениями красочных графиков, анимации, звуковых эффектов, видеороликов. Можно использовать на уроках изучения нового материала или при закреплении и обобщении пройденного.
Электронные учебники
При работе с электронными учебниками следует учитывать, что интерактивные возможности мультимедиа требуют пересмотра группировки и методики подачи материала.
Презентации
Презентация является средством создания и распространения информации. На уроках географии и информатики создаются презентации учащимися по курсу «Региональная география 7,8,9,10 классы».
Документы Word с гиперссылками
Документы Word - наиболее удобная форма для создания конспектов уроков. Использование гиперссылок позволяет мгновенно высвечивать на экран флеш - ролики, презентации, видео материал, картинки, таблицы.
Тест – программы
Тест – программы в интерактивном режиме являются эффективным способом проверки и коррекции знаний. Использование в компьютерном классе позволяет охватить тестированием большую группу учащихся. В гимназии активно используются программы Ttester, «ЕГЭ, тесты по курсу 6-10 класс» на мультимедиа дисках.
Интерактивная доска.
Интерактивная доска – сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Винтерактивнойдоске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.
Классификация интерактивных досок. Интерактивные доски делятся на два класса в зависимости от расположения проектора: с фронтальной проекцией; с обратной проекцией.
Доски с фронтальной проекцией распространены наиболее широко, хотя и обладают очевидным недостатком: докладчик может загораживать собой часть изображения. Чтобы этого не было, проектор подвешивают под потолком как можно ближе к доске, объектив наклоняют вниз, а возникающие трапециевидные искажения компенсируют с помощью системы цифровой коррекции.
Доски с обратной проекцией, где проектор находится позади экрана, существенно дороже и занимают в аудитории больше места, чем доски с прямой проекцией. Поскольку экран работает на просвет, возможны проблемы с видимостью изображения под большими углами.
Флипчарт
Флипчарт– ряд полезных страниц, созданных для урока с помощью библиотеки ресурсов. Флипчарт можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а флипчарты – как вспомогательные, используемые преподавателем на уроке и требующие его комментариев и дополнений. Под флипчартом мы понимаем логически связанную последовательность страниц флипчарта, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления. По сравнению с традиционной формой ведения урока использование флипчарта высвобождает большое количество времени, которое можно использовать для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний обучающихся, повторения пройденного материала.
Обобщая опыт составления и применения флипчартов на уроках, хочу сказать, что создание и использование флипчартов на уроках – одно из перспективных направлений применения информационно-коммуникационных технологий в учебном заведении.
Интерактивные средства позволяют учителю или ученику управлять потоком информации, акцентируя внимание на наиболее интересных или сложных моментах изучаемого материала. Новые возможности мультимедийных приложений позволяют использовать не только возможности восприятия, но и мышления, интеллекта, памяти и эмоций, то есть всех психических процессов так необходимых в преподавании предметов, в содержании которых помимо абстрактных закономерностей большое место отводится практическому материалу, иллюстрирующему эти закономерности на примерах.
Использование Интернет-технологий способствует соединению методических и рефлексивных процедур: объяснения, понимания, проектирования; формируют иной тип учебной рациональности; пластично соединяют индивидуальные и групповые формы работы, что способствует большей степени усвояемости.
Базовый набор информационных услуг: электронная почту (e-mail); телеконференции (usenet); видеоконференции; использование программы Скайп; возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере; доступ к информационным ресурсам: справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy); поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite); разговор в сети (Chat), On-line конференции для юных участников, моделирующая среда.
Несмотря на то, что Интернет может быть ценным инструментом обучения, важно знать, что его использование подходит не для всех уроков.
При всем многообразии содержащихся в Интернет материалов очевидна необходимость их адаптации к задачам школы. В представленных в Интернет материалах отсутствует системность. В этой связи возрастает роль учителя, в задачи которого входит анализ, отбор и адаптация информации для учебных целей.
Библиографический список
Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов пед.вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под редакцией Е.С. Полат.-М.: Издательский центр «Академия», 2009.-272 с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств (серия «Энциклопедия образовательных технологий ») /Г.К. Селевко.-М.: НИИ школьных технологий .-2005.-208с.
«Новые информационные технологии в образовании». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М, 2011.