kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Воспитание нравственности в современной школе как условие становления патриота и гражданина""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья знакомит своих читателей с  возможностью воспитания нравственности для становления патриотически развитой личности ребенка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Воспитание нравственности в современной школе как условие становления патриота и гражданина""»

4


Образовательная среда как условие формирования патриотизма, исторической грамотности и активной гражданской позиции у подрастающего поколения


Пахомова Е.И., учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №21" г. Белгорода

Смирнова Ю.А.,учитель биологии и географии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №21" г. Белгорода


В современных условиях воспитание патриотизма российской молодежи является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики в условиях реформирования общества. Добиться положительного результата в этом направлении возможно при наличии у детей прочных базовых знаний и исторической грамотности. Образовательный процесс предполагает широкий воспитательный аспект, и задача педагогов обучать и воспитывать учащихся, учитывая реалии современности, подготавливать юное поколение к вступлению во взрослую жизнь, будучи готовыми оценивать, анализировать события и явления с позиции критического мышления и исторической объективности. События последнего времени показывают, что в обществе проявляются такие негативные явления, как: немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к социальным институтам, службе в армии.

Главной целью воспитательного процесса в данном направлении являетсяобеспечение средствами учебных предметов и внеурочных форм занятий воспитания гражданина и патриота Отечества, человека политически грамотного и активного, который способен в потоке дезинформации найти правильный, объективный ответ на происходящие события. Задачами патриотического воспитания можно считать:формирование исторической грамотности на современном уровне, умения давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, воспитание гражданской позиции и патриотизма через интерес к предметной и внеурочной деятельности; формирование умений самостоятельно получать знания из различных источников; повышение интереса учащихся к историческому прошлому своей родины. Важно научить учащихся самостоятельно мыслить, принимать решения, искать пути преодоления трудностей, понимать, где и когда можно применить полученные знания.

Актуальность данной проблемы определяется социальным заказом современного общества. Перед обществом ставится задача создания такой совокупности условий развития учащегося, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в жизненном пространстве, в мире гуманитарных ценностей. Выпускник современной школы должен действовать в реальных условиях. иметь опыт самостоятельной деятельности и ответственности. Важнейшей целью воспитания является формирование гражданственности, т.е. чувства собственного достоинства человека, его внутренней свободы, дисциплинированности, уважения и доверия к другим гражданам и власти, способности выполнять свои обязанности гражданина. Следовательно, патриотизм и гражданственность – показатели политической и нравственной культуры. А гражданин – человек, у которого эти виды культуры достаточно успешно сформированы.

Теоретическая база для решения задач патриотического воспитания достаточно обширна. Применение различных методик помогают преподавателю грамотно решать поставленные задачи. Проблемное обучение позволяет учить ребенка мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия развития творческого мышления учащегося. [2]

Понимание проблем – это уже развитие, движение вперед. Проблемное обучение позволяет активизировать развивающий потенциал обучения, самостоятельную поисковую деятельность, высокий познавательный уровень, личностную включенность всех участников в процесс обучения, его практическую направленность. После постановки учебных задач учащиеся сами ищут правильное решение и делают выводы, выполняют самостоятельные работы, устанавливают те или иные закономерности, мотивируют свои действия, систематизируют и творчески применяют полученные знания, используют их в практической деятельности и устных ответах. Уроки с использованием проблемного обучения способствуют формированию активной позиции учащихся.

Важно, чтобы основной целью педагогической деятельности педагог считал воспитание гражданина и патриота, живущего в демократическом правовом государстве. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями, умениями, навыками, ценностями, с тем, чтобы стать активным участником в жизни общества. Поэтому основными задачами педагогической деятельности ставятся: развитие личности в период социального взросления, её духовно – нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении исторического прошлого; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению истории; воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям; освоение системы знаний об обществе, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения ролей человека и гражданина; овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства; формирование опыта применения полученных знаний в области истории и обществознания.[3]

Реализуя свои цели и задачи на практике, педагог должен использовать разнообразные формы учебно-воспитательной деятельности.

Большую роль играет целевая установка на уроке, которая определяет средства решения задач, поставленных учителем, и сюжетно организует занятие. Целевая установка ставиться на начальном этапе изучения нового материала и может быть определена в виде логического задания или эпиграфа, которые формулируются как проблемные вопросы, над которым нужно поразмышлять. Следует отметить, что патриотическое воспитание можно и должно осуществлять на уроках по разным предметам, будь то история, биология, география, литература или химия. Всегда можно отметить вклад ученого, спортсмена, полководца в общенациональное дело своего народа; выразить отношение к тому или иному явлению, вызвать эмоции у детей. Воспитание чувства гордости за свой народ, его научные, трудовые или военные успехи, а также успехи других наций и народов, достигнутые на благо человечества, нужно осуществлять систематически.

Важным моментом в организации учебной работы является систематическое и целенаправленное формирование, развитие и совершенствование у школьников общеучебных интеллектуальных умений, определяющих результативность учебной деятельности.

Работа с терминологией, по алгоритмическим схемам позволяет научить школьников ориентироваться в соответствующей области действительности: распознать явления, сопоставлять их, обнаруживать свойства и т.д. Для решения данной проблемы можно использовать разные методики: вычленение существенных признаков из определенного термина; подбор сходных, родственных терминов для анализа, подведение родственных терминов под признаки изучаемого термина и т.д.

При организации учебно–воспитательного процесса целесообразно использовать групповые формы работы. Они особенно эффективны, если в работу над решением проблемы нужно вовлечь всех учащихся. Работу в группах лучше использовать на повторно-обобщающих занятиях или на заключительном этапе урока. Нужно обозначить проблему и мотивировать учащихся на её решение. Важными принципами такой деятельности являются разноуровневость участников группы, сотрудничество и взаимопомощь между ними. Поэтому даже слабый ученик понимает, что от его реальных усилий зависят результаты труда всех. Сказать свое слово, отстоять свою точку зрения, поспорить, если это нужно, помогает воспитывать у ребенка активную жизненную позицию, даже если не всегда с его аргументами согласятся другие дети. Особое место следует отвести работе с источниками. Это способствует развитию творческого мышления, результатом которого является не просто применение известных представлений, понятий, а создание новых образов и путей решения задач. Нужно обратить внимание на многообразие источников, которые предлагают СМИ (Интернет, ТВ и т.д.) В них легко запутаться, почерпнуть ложную информацию, подчас даже вредную. Учащиеся должны иметь определенный опыт работы с различными источниками, уметь извлекать нужную информации, отсортировывать ненужную. А чтобы уметь это делать, они должны обладать не только знаниями по предметам, но и иметь четкую жизненную позицию, чтобы не быть обманутыми или введенными в заблуждения. Это касается многих политических тем, которые могут рассматриваться на уроках, классных часах и т.д. Вот поэтому ребенка нужно учить и воспитывать одновременно

В практической деятельности можно использовать различные формы урока: уроки-консультации, уроки-зачеты, конференции, уроки-лекции, уроки-суды, диспуты и т.д. Выбирая тип урока, учитель должен руководствоваться местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания нового материала, своим педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками. Любой урок должен нести в себе изначально личностную оценку событий, как прошлого, так и современного её этапов. Различные формы урока позволяют учителю и ученику более реально оценить и выявить общие возможности. А когда урок является эмоционально насыщенным, дает не только определенный объем знаний, но вызывает эмоциональные переживания у ребенка, не оставляет его равнодушным, тогда можно говорить о его результативности.

Учитель должен использовать разнообразные методы и приемы в работе с тем, чтобы сделать обучение максимально эффективным, а любой урок значимым и полезным.





Список литературы:

1. Матушкин С.Е., Ипполитова Н.В. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях.

2. Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников. Из опыта работы в сельской школе / В.А. Сухомлинский. – М.: Учпедгиз, 1959. – 148 с.

3. Тезисы к научно-практической конференции по проблемам гражданского и патриотического воспитания молодежи. – Курган, 1998. – 47 с.

4. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. – М.: Учпедгиз, 1950. – Т. 10. – 668 с.

5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5е изд. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.

























Воспитание нравственности в современной школе как условие становления патриота и гражданина.


Пахомова Е.И., учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №21" г. Белгорода

Смирнова Ю.А.,учитель биологии и географии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №21" г. Белгорода.


Принимать близко к сердцу радости и горести

Отечества способен лишь тот, кто не может

пройти равнодушно мимо радостей и горестей

отдельного человека.

Василий Сухомлинский


Постановка проблемы. Важнейшей задачей нравственного воспитания подрастающего поколения является формирование у детей чувства любви к Родине, ее истории, и конечно, к людям. Задача педагога - воспитывать у детей чувство патриотизма, желания сохранять и обогащать наследие своей родной земли, стать достойным гражданином своего Отечества. Следует помнить, что нравственные качества, которые будут привиты детям, скажутся на их поведении и отношении к людям В.Г. Белинский писал: « Любовь к отечеству должна исходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит — пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.»[1].

Целью статьи является изучение методических основ формирования у школьников нравственных качеств личности в процессе патриотического воспитания.

Актуальность проблемы. Проблема формирования нравственных качеств личности на современном этапе актуализируется сложившейся ситуацией в обществе. На постсоветском пространстве стала утверждаться нацистская идеология, идет настоящая информационная война, нагнетаются антироссийские настроения. В этих условиях осмысление духовного развития личности, ее самоопределения, поиска собственной идентичности, является актуальной теоретико-исследовательской и социально-практической задачей. Очевидна важнейшая функция образования, которое способствует воспитанию патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Ведь часто происходит неоправданная переоценка нравственных ценностей, что способствует порождению бездуховности, цинизма, равнодушия, моральной деградации.Поэтому общество и государство ставят перед школой серьезные задачи в плане воспитания нравственности, патриотизма, активной гражданской позиции у подрастающего поколения. Важно искать и применять самые эффективные методы и средства воспитания молодежи.

Безусловно, успешного решения поставленных задач можно добиться, объединяя усилия и действуя в данном направлении школы, родителей, социума, в котором взаимодействуют все заинтересованные участники образовательного процесса. Когда заходит речь о нравственно воспитании следует вспомнить слова великого педагога А.С. Макаренко :« Правильное воспитание – это наша счастливая старость. Плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».[2]. Поэтому от воспитания наших детей напрямую зависит судьба Отечества.

Важно прививать школьникам чувство патриотизма уже в детстве, когда приходит понимание ценности человеческой жизни, уважения достоинства, способности к состраданию; приходит осознание того, что настоящий гражданин любит свою Родину, сохраняет и преумножает историко-культурное и духовное наследие; происходит осознание учащимися смысла своего существования на планете, любовь и бережное отношение к природе.Ещё философИ.А.Ильин определил качества, которыми должен обладать настоящий гражданин: чувство собственного достоинства; уважительное и доверчивое отношение к другим гражданам и к государственной власти; способность превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права, чувство глубокой любви к Отечеству.

Следовательно, патриотизм, нравственность и гражданственность – показатели политической и нравственной культуры. А гражданин – человек, у которого эти виды культуры достаточно успешно сформированы.

В работе по патриотическому и нравственному воспитанию следует использовать гуманистический подход, основывающийся на вере педагога в возможности каждого воспитанника и его собственной вере в возможность достижения поставленных перед ним задач, создавать ситуацию успеха в различных видах деятельности и в процессе обучения. Это возможно на уроках и во внеурочной деятельности. В школе непосредственным проводником знаний, умений, навыков направляющей силойразвития подрастающего поколения является учитель. Именно он призван научить и воспитать ребёнка, помочь социально адаптироваться к условиям окружающей жизни, стать конкурентно способной личностью.

Уроки истории и обществознания дают благодатную почву для решения задач нравственного и патриотического воспитания детей. Надо не только дать ребенку необходимые знания, но и научить рассуждать, анализировать, критически оценивать различную информацию, делать обдуманный выбор, руководствуясь не только личными интересами, но и интересами окружающих, близких людей.

Характерной чертой современного этапа общественного развития является кризис духовных ценностей. Во многом этому способствует поток вредной для молодежи информации, которую она черпает из непроверенных источников; сцены насилия, жестокости захлестнули экраны телевизоров и пришли нашу жизнь, а некоторые сайты из интернета наносят моральный вред еще неокрепшей психики детей. Поэтому в эпоху социальных, экономических, политических перемен, происходящих в России за последние три десятилетия проблема воспитания патриотизма учащейся молодежи не утратила своей значимости, а только ещё более обострилась. Патриотизм — это преданность Отечеству, чувство любви и гордости к своему народу, волнение, переживание за его успехи и горечи за победы и поражения стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования при защите Отечества [3]. Любовь к Отечеству включает в себя чувственное состояние человека, его убеждения, взгляды, которые формируются принятыми моральными нормами социума.

Патриотизм на уровне общественного сознания проявляется в национальной и государственной идее единства, неповторимости своего народа, традиций, морали, истории, культуры и любви к Родине.«Любовь к отечеству должна исходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит — пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.»- писал Виссарион Белинский. Актуальность слов классика очевидна и сегодня.Учитель сегодня призван решать задачи воспитания и обучения так, чтобы ученик получал не только определенный набор знаний и умений, но и мог активно применять их на практике, делая окружающую жизнь лучше, принося пользу людям и Отечеству.[4].

На уроках и внеурочных мероприятиях следует развивать у детей познавательную активность, поисковую деятельность, личностную включенность всех участников в процесс обучения, его практическую направленность. В этом может помочь проблемное обучение, которое предполагает личностно-ориентированный подход и индивидуальный поход. Следует помнить, что любой урок или внеурочное мероприятие должны нести в себе изначально личностную оценку событий, как прошлого, так и современного её этапов. Дети не должны просто запоминать, заучивать предложенный объем учебного материала, а критически осмысливать его, давать свою аргументированную оценку. Работа в группах учит ребят проявлять свои способности. Отстаивать свою точку зрения. Очень важно давать ребенку высказаться, привести примеры из своего социально опыта. На уроках обществознания целесообразно проводить дискуссии, «круглые столы», практикумы, где можно успешно решать задачи нравственного и патриотического воспитания, тем более, что темы занятий этому способствуют: «Родина», «Нравственные основы жизни», «Защита Отечества» и т.д.На уроках истории практически на каждом занятии можно поднимать вопросы нравственности и патриотизма: изучая темы пор Великой Отечественной войне показывать примеры мужества и героизма, обозначать проблему выбора людей. Привлечение учеников к поисковой работе – важная составляющая патриотического воспитания. Изучение своей родословной (на примере написания сообщения «Мой родственник в годы войны») позволит ребенку привит навыки поисковой работы и воспитать чувство гордости за своих предков и сопричастности к судьбе Отечества. Выбор форм урока и методов работы остается за учителем. Различные формы урока позволяют учителю и ученику более реально оценить и выявить общие возможности. А когда урок является эмоционально насыщенным, дает не только определенный объем знаний, но вызывает эмоциональные переживания у ребенка, не оставляет его равнодушным, тогда можно говорить о его результативности.

Важно, чтобы педагог был неравнодушным и служил личным примером благородства, доброты, человечности, патриотизма для своих воспитанников.










Список литературы:



  1. Аблитарова А. Р., Ястребцова А. О. Воспитание нравственных качеств личности у детей посредством основ патриотических чувств // Вопросы педагогики. — 2015. — №2. — С. 9-11.

  2. Афтонасьев А.Ф. Мысли о воспитании //Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века /Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. 532 с.

  3. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 – т. – М.: АН СССР, 1954. – Т. 4. – 676 с.[1].

  4. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. - СПб.: Атлант, 2003. – 258с.

  5. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1946. – 450с.[2].

  6.  Микрюков, В. Военно-патриотическое воспитание в школе / В. Микрюков. - М.: ВАКО, 2012. 404 c.[3].

  7. Патриотизм - источник героизма, боевых и трудовых подвигов народа России. - М.: Бослен2015. - 336 c.[4].












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Смирнова Юлия Александровна

Дата: 30.10.2019

Номер свидетельства: 524878

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Основные направления патриотического воспитания в школе "
    ["seo_title"] => string(64) "osnovnyie-napravlieniia-patriotichieskogho-vospitaniia-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "213621"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432107509"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ  ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodologichieskiie-osnovy-i-printsipy-vospitaniia-v-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "109868"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405171060"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) ""ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЭТНОТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ" "
    ["seo_title"] => string(72) "vzaimodieistviie-shkoly-i-siem-i-v-vospitanii-etnotolierantnoi-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "126430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415176757"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Обобщение опыта работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА В УСЛОВИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ» "
    ["seo_title"] => string(150) "obobshchieniie-opyta-raboty-formirovaniie-dukhovno-nravstviennogo-i-grazhdansko-patriotichieskogo-idieala-v-usloviiakh-vospitatiel-noi-sistiemy-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "209900"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431338922"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Патриотическое воспитание детей с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(38) "patrioticheskoe_vospitanie_detei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "565072"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1606819141"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства