Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие диалогической речи учащихся на уроках географии"»
Развитие диалогической речи учащихся на уроках географии
«Речь – есть форма существования мысли», она может выполнять две функции: коммуникативную и сигнификативную. Если проявление первой мы можем отследить, наблюдая, как дети общаются между собой, отвечают на уроке, то сигнификативную, т.е. работу разума, мы можем определить лишь косвенно, но можем помочь детям развить её.
Для этого существует множество методов и приёмов. Например, нестандартные вопросы. Формулируя нестандартные вопросы, мы решаем две задачи: выявляем мыслительные особенности детей и даём учащимся образец рассуждения, образец мыслительной деятельности.
При изучении темы «Африка» в 7 классе стандартным является вопрос: «Расскажите о жизни кочевников». Учащийся обычно пересказывает текст параграфа, иногда добавляя что-то из прочитанных книг.
Г. Крылова, автор дистанционных курсов, предлагает очень интересный вариант учебного задания по этой теме. Нестандартный вопрос может звучать так: «Как вы понимаете арабскую поговорку «Кочевник не столько сын, сколько отец пустыни»?». Для семиклассников в своих рассуждениях нужно пройти по четырём позициям:
– Отец – мужчина по отношению к своим детям;
– Отец – основоположник, создатель чего-либо;
– Роль кочевников в создании пустыни;
– Хозяйственная деятельность населения как фактор изменения существующего и создания нового природного ландшафта.
Если первая и вторая позиция понятна и доступна почти всем детям, то третья уже является толчком для усиленной мыслительной деятельности, а четвёртая становится доступной с помощью учителя.
Диалог – это не просто разговор. Это – совместное «дело», сотрудничество. Диалог выступает как своеобразная технология усвоения эмоционально-ценностного опыта, опыта смыслопоисковой деятельности при изучении различных предметов, в том числе и географии.
Многие исследователи обращают внимание на взаимодействие участников диалогического общения, их речевую активность, их воздействие друг на друга в процессе совместной учебной деятельности. Только в диалоге развивается способность критически мыслить. В беседе, в спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. Диалог, выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования.
Большинство исследователей в составе диалога выделяют мыслительные задачи, которые также называют учебно-познавательными задачами, подразумевающими вопрос, гипотезу, аргументирование, правильный ответ. Диалог при этом является формой мышления, позволяющей участвовать в сотворении гипотезы другого, и его структура включает в себя: порождение проблемы и формирование поиска решения задачи; объяснение партнеру найденного решения; сопоставление гипотез; констатацию вывода; правильного ответа.
Программа, разработанная НИШ совместно с Кембриджским универси-тетом, включает в себя идеи семи модулей. «Диалогическое обучение» является одним из компонентов модуля «Новые подходы». Этот же модуль включает в себя парную и групповую формы работы на уроке, а также развитие саморегуляции учащихся. Все эти компоненты тесно связаны между собой, потому что, используя на практике один, нельзя обойтись без двух других: если учащиеся работают в группе или в паре, они вынуждены вести друг с другом беседу без вмешательства учителя. Вопрос в том, как эта беседа будет организована.
Обучение диалогу происходит через кумулятивную и исследовательскую беседы. Кумулятивная беседа – это беседа, в которой каждый принимает участие и соглашается с тем, что говорят другие. Такая беседа используется для обмена знаниями, но участники беседы терпимы по отношению к идеям других. Идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются. В исследовательской беседе, каждый предлагает уместную информацию. Идеи каждого расцениваются как полезные, но проходят тщательную оценку. Участники задают друг другу вопросы, спрашивают и обосновывают то, что сказано; таким образом, обоснование «прослеживается» в беседе. Участники группы стремятся достичь согласия (хотя важен не факт достижения согласия, а стремление к нему).
В свою очередь беседы строятся на поставленных вопросах, которые ориентированы на развитие критического мышления и оценку степени понимания обсуждаемого материала.
Тип вопроса определяется в зависимости от возрастных особенностей учащихся и их потребностей. Для кумулятивной беседы ставится вопрос низкого порядка («тонкие» вопросы), для исследовательской – вопрос высокого порядка («толстые» вопросы). Таким образом, диалогическое обучение – это тот важный компонент, без которого остальные модули Программы не могут использоваться полноценно.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что развитие умений вести диалог – это одна из главных задач на уроках географии.
Диалог занимает центральное место на уроке. Результаты научных исследований показывают, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативность в обучении.
Бразильский педагог Фриери считает, что назначение учителя - вступать в диалог с учениками, общаться с ними, что будет способствовать выявлению и развитию знаний не с тенденцией пополнения, увеличения, а углубления.
Диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учеником через диалог, специально организованный учителем. Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Таким образом, ученик учится самостоятельно решать проблемы, учится искать решения. Разные решения.
Трудно переоценить всю значимость диалогического обучения для развития детей. Если рассматривать только развитие мышления, то в процессе диалогического общения ученик:
- начинает стремиться к познанию (развитие познавательной активности);
- учится ставить вопросы (формулировать учебные задачи);
- учится выдвигать гипотезы, предлагать разные решения;
- учится проверять свои гипотезы экспериментально или логически;
- учится делать выводы;
- достигает глубокого понимания сути предмета (в отличие от механического запоминания);
- добывает глубокое, прочное знание предмета;
- развивает творческое мышление.
Другими словами, ученик становится настоящим исследователем, он приобретает огромный интерес к познанию, начинает мыслить самостоятельно, творчески.
Самым известным, пожалуй, учителем, который активно использовал диалогический стиль, был Сократ. «Метод Сократа» состоит в том, что ученик подводится к некоторым выводам через цепочку уточняющих и наводящих вопросов.
О диалогическом обучении и известный афоризм Плутарха, который часто повторял классик советской педагогики В. Сухомлинский: «Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь».
В процессе диалог – сложный метод обучения, который реализует иерархию целей личностно-ориентированного обучения:
- на дидактическом уровне он обеспечивает овладение различными методами, способами решения задач, их обобщение и систематизацию, интегрирование знаний и умений;
- на развивающем уровне диалог обеспечивает развитие дивергентного мышления, развитие познавательных, исследовательских умений, обеспечивает истинное представление об изучаемом предмете;
- на личностном уровне диалог будит мысль, обеспечивает возможность, пережить неожиданность решений, их оригинальность, вызывающие удивление, потрясение и восторг.
На уроках географии целесообразно использовать во время занятия исследовательскую беседу. Так как предмет география это, предмет, на котором нужно проводить исследования, то такой тип беседы очень важен на уроке. Исследовательская беседа позволяет:
- каждому предлагать уместную информацию;
- идеи каждого расценивать как полезные, но эти идеи проходят тщательную оценку;
- участникам задавать друг другу вопросы;
- участникам составлять вопросы по таксономии Блума.
Во время исследования на уроке необходимо создать такую ситуацию, которая требует разрешения со стороны самих учащихся. Таким образом, возникает мотивация на разрешение этой проблемы. Ученики под руководством учителя формируют гипотезу. Для того чтобы результат был более эффективным, класс целесообразно разделить на группы. На уроке каждой группе предоставляется возможность в течение отведенного времени обсудить возможные способы получения информации, указав при этом, какая именно информация требуется в данном случае, из каких источников и как следует эту информацию получить и обработать, чтобы доказать выдвинутую гипотезу.
Вопросы стимулируют ребенка к размышлению, анализу, выбору вариантов ответа, доказательству, а также дают возможность другим ученикам участвовать в дискуссии. Обучение с помощью проблемных вопросов (элементов диалога), используемых во время уроков географии, позволяют учащимся осмыслить изучаемый материал и овладеть им на более глубоком смысловом уровне.
Немецкий педагог ХIХ века Адольф Дистервег утверждал, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Поэтому в диалоге роль учителя ни в коей мере не сводится к роли «передатчика» знаний, навязывающего свой образ мыслей, свое видение проблемы, свой путь решения задач, а задача сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Анализируя свои уроки, я отметила, что прослеживаются следующие умения учащихся:
- улучшение речи в диалоге и монологе;
- грамотное применение терминов;
- умение воспроизводить учебную информацию для участников группы, умение объяснять, приводить примеры не из учебника, а свои жизненные ситуации;
- прислушиваться к мнению каждого участника группы;
- умение спокойно вступать в диалог и со взрослыми, не боясь задавать вопросы не только из области географии, но и из других областей знаний.
Уроки, проводимые с использованием данной методики, повышают интерес школьников к предмету, расширяют кругозор, повышают понимание изучаемого материала. Диалог помогает ученикам слушать и слышать друг друга, дополнять информацию и анализировать ее.
Я думаю, что современное обучение детей должно быть естественным и доступным. Развивая диалогическую речь учащихся на уроках географии, необходимо создать на уроке благоприятную атмосферу сотрудничества, укрепить уверенность учащихся в себе, их самооценку, развивать логическое мышление и познавательную активность.
И закончить хотелось бы словами Василия Осиповича Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Список использованной литературы
1. Руководство для учителя первого (продвинутого) уровня.-2 изд.-АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
2. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2013. С.148.
3. Васько О.В. Использование диалогового обучения на уроках географии, 2007.
5. Гайдар Л. Н. Диалоговое обучение // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 120-121.