статья "Особенности организации и проведения практических работ на местности"
Статья "Особенности организации и проведения практических работ на местности"
В данной статье раскрываются методические аспекты подготовки и проведения практических работ на природе: рекомендации к проведению работ, порядок действия учителя при подготовке к занятиям, раскрываются особенности последнего этапа "Отче о работе". Приведены примеры игровых форм работы из опыта работы автора. Перевод географии со страниц учебника в жизнь - основная цель практических работ на местности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья "Особенности организации и проведения практических работ на местности" »
Особенности организации и проведения практических работ на местности
Т.В.Кащенко
Учитель географии МКОУ "Крутчанская ООШ"
Каменского района Воронежской области
Только на уроках нельзя решить всех поставленных перед школой воспитательных и образовательных задач. Именно органическое единство учебной и внеклассной работы помогает учителю достичь успехов в обучении и воспитании школьников.
Есть разные учителя. Одни ориентируются в работе на свой предмет, другие - на личность ученика. К сожалению, на уроках первых учителей не всегда интересно. Эти уроки не отвечают современным требованиям. Ориентация на личность учащегося, когда учитель постоянно ищет возможность добиться положительной мотивации не на один урок, а на изучение целого раздела, курса и даже всего предмета; стремление вызвать не случайный интерес, а постоянно развивающуюся потребность в знаниях по предметам - другая важная сторона обучения.
Реализация краеведческого принципа в преподавании географии - самый главный аспект в творческой деятельности учителя.
По меткому выражению Н.Н. Бранского, экскурсия - это "перевод географии со страниц учебника в жизнь".
Ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. Дети думают, что в ближайшем географическом окружении ничего неизвестного нет. Им кажется, что только отдаленные экзотические страны способны привлечь внимание любопытного зрителя. Чтобы доказать ошибочность такого мнения, необходима кропотливая работа, которая должна складываться не только из выполнения программных практических работ на местности, но и из дополнительных работ в природе в урочное и внеурочное время.
Известно, что подготовка урока на местности сложнее подготовки урока в классе. Обучающимся кажется, что работа на местности - это почти прогулка. Поэтому детей необходимо приучать к тому, что любая практическая работа на местности, экскурсия, туристический поход - это серьезная работа с выполнением сложных заданий, направленная на конечный результат.
Конечный результат выхода обучающихся в поле зависит от того, с каким настроением будет заниматься своим делом каждый обучающийся. Поэтому учителю необходимо тщательно продумывать разнообразные методы и приемы не только учебной, но и воспитательной работы.
Среди основных направлений подготовительной работы с обучающимися на местности можно выделить следующие:
* определение целей и задач,
* выбор района полевых работ, пути следования,
* выбор объектов для исследования, подготовка картографического материала,
* подготовка необходимого снаряжения,
* знакомство обучающихся с правилами поведения в природе,
* тренировка обучающихся в выполнении отдельных заданий,
* конструирование индивидуальных заданий с учетом интересов и склонностей каждого ребенка
* составление плана работы на местности,
* организационная подготовка класса к предстоящей работе.
Выделяют несколько этапов работы:
1. Построение класса, проверка личного снаряжения.( Групповое снаряжение вручается при построении).
2. Подготовительная беседа (постановка цели практической работы на местности, определение заданий и времени на их выполнение , а также видов отчетной документации).
3. Выход на маршрут по установленному порядку движения. Краткая характеристика местности (необходимо обратить внимание на красоту родной природы).
4. Раздача плана маршрута каждой группы с указанием места работы. Выдача заданий (на карточках) и установление путей их выполнения.
5. Порядок проверки выполненных работ, получение консультаций.
6. Дополнительное задание. Если группа оканчивает свою работу раньше отведенного времени, то учитель предлагает им карточку с дополнительным задание (обычно оно носят занимательно-игровой характер).
7. Сбор обучающихся и подведение итогов, обобщение.
8. Возвращение с работы на местности. Сдача снаряжения.
Окончательный итог практической работе на местности проводят на специальном уроке. В кабинете географии оформляется выставка результатов работы . Обучающиеся защищают свои работы в ходе конференции. Исследования школьников завершаются разработкой обоснованных рекомендаций по улучшению состояния изученной территории.
При проведении практических работ большое внимание уделяю организации игровой деятельности, которая планируется с учетом реальной действительности. Нередко для пробуждения интереса у школьников использую прием неожиданности. Когда обучающиеся приступают к измерительным работам на местности, учитель предупреждает их о том, что будет много погрешностей в измерениях. Дети в этом, конечно же, сомневаются. Азартно проведя основные глазомерные подсчеты, они убеждаются в этом и начинают задавать вопросы. О учителя они узнают об особенностях человеческого зрения и решают тренировать свой глазомер. Элемент неожиданности сработал: дети не только заинтересовались, но и сознательно стали отрабатывать прием, необходимый как на полевой работе, так и в жизни.
После окончания практической работы на местности предлагаю детям сыграть в "Быстрее все назвали, в природе что видали" Ребята становятся в круг, бросают мяч друг другу, и тот, кто держит мяч, должен по памяти назвать, что от видел в ходе занятия. У детей воссоздается образ той территории, которую они изучали в ходе практической работы; формируется внимание и долговременная память.
К.Д.Ушинский говорил, что прекрасный ландшафт сам по себе имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать слову педагога, а день, проведенный ребенком среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на школьной скамье.
Идите в природу, и часы учения вне школьных стен станут для ваших детей самыми счастливыми !