kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Шпаргалка для учителя по теме " Атмосфера ". 6 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В шпаргалке предложены основные понятия темы " атмосфера "в 6 классе.Строение и состав атмосферы, типы ветров.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Шпаргалка для учителя по теме " Атмосфера ". 6 класс.»



Атмосфера

6 класс



Атмосфера– воздушная оболочка, окружающая земной шар Атмосфера - это смесь нескольких различных газов, которые окружают Землю и делают возможным существование живых организмов на планете, защищая от вредного спектра солнечного излучения и обеспечивая кислород. Строение атмосферы. Атмосфера имеет слоистое строение. Слои атмосферы выделяются на основе изменения температуры воздуха с высотой и по другим физическим свойствам

 Строение атмосферы и верхней границ Изменение температуры Сфера атмосферы Высота нижней в зависимости от высоты


Сфера атмосферы

Высота нижней и верхней границ

Изменение температуры в зависимости от высоты

Тропосфера

0,8- 18 км

понижение

Стратосфера

0,8- 18 км – 40- 50 км

повышение

Мезосфера

40- 50 км- 80 км

понижение

Термосфера

80 км- 800 км

повышение

Экзосфера

Выше 800 км ( условно считают ,что атмосфера простирается до высоты 3000 км)


Тропосфера  нижняя оболочка атмосферы, содержащая 80% воздуха и почти весь водяной пар. Толщина тропосферы неодинакова. У тропических широт – 16—18 км, в умеренных широтах – 10—12 км, а в полярных – 8—10 км. Везде в тропосфере температура воздуха понижается на 0,6 °С на каждые 100 м подъема (или 6 °С на 1 км). Для тропосферы характерны вертикальные (конвекция) и горизонтальные (ветер) перемещения воздуха. В тропосфере формируются все типы воздушных масс, возникают циклоны и антициклоны, образуются облака, осадки, туманы. Погода формируется в основном в тропосфере. Поэтому изучение тропосферы имеет особое значение. Нижний слой тропосферы, который называется приземным слоем, отличается большой запыленностью и содержанием летучих микроорганизмов.

Стратосфера – слой атмосферы между тропосферой и мезосферой. Газовый состав воздуха сходен с тропосферой, однако содержит гораздо меньше водяного пара и больше озона. На высоте от 25 до 35 км наблюдается наибольшая концентрация этого газа (озоновый экран). До высоты 25 км температура мало изменяется с высотой, а выше начинает расти. Температура изменяется в зависимости от широты и времени года. В стратосфере наблюдаются перламутровые облака, для нее характерны большие скорости ветра и струйные течения воздуха.

Мезосфера

Высота слоя мезосферы — приблизительно 80 км. Здесь, с поднятием кверху, температура понижается и на самой верхней границе достигает значений в несколько десятков С˚ ниже нуля. В мезосфере также можно наблюдать облака, которые, предположительно, образуются из кристаллов льда. Эти облака называются «серебристыми». Мезосфера характеризуется самой холодной температурой в атмосфере: от -2 до -138 ˚C.





Наличие атмосферы имеет большое значение для Земли. Она препятствует чрезмерному нагреванию земной поверхности днем и охлаждению ночью; защищает Землю от ультрафиолетового излучения Солнца. В плотных слоях атмосферы сгорает значительная часть метеоритов.

Взаимодействуя со всеми оболочками Земли, атмосфера участвует в перераспределении влаги и тепла на планете. Она является условием существования органической жизни.


Ветер представляет собой поток воздуха, движущийся в определенном направлении. На других планетах он представляет собой массу свойственных их поверхности газов. На Земле ветер движется преимущественно горизонтально. Классификация, как правило, осуществляется в соответствии со скоростью, масштабом, типами сил, их вызывающими, местам распространения. Под влиянием потоков находятся различные природные явления и погода. Ветер способствует переносу пыли, семян растений, способствует перемещению летающих животных. Но как появляется направленный воздушный поток? Откуда дует ветер? От чего зависит его продолжительность и сила? И вообще, почему ветры дуют?




Виды ветров

А)Постоянные (пассаты, западный перенос, ветер из полярных областей)

Пассаты дуют из приэкваториальных широт к тропикам в каждом полушарии, западные ветры умеренных широт - в запада на восток, приполярные ветры - с юго-востока на северо-запад от полярных шапок

Б) Переменные или сезонные (муссоны)

Муссоны - сезонные ветры, зимой дуют с суши на море, летом - наоборот.

В) Местные Ветры, встречающееся на определённой территории:

Их существует несколько десятков.

Например:

1) Бриз - ветер берегов морей, озёр, рек.

2) Бора - холодный ветер, который дует на морские побережья или долины с горных хребтов.

3) Фён - тёплый и сухой ветер, который дует с высоких гор на долины или побережья.

4) Самум - знойный и сухой пустынный ветер.






Загрязнение атмосферы Земли — принесение в атмосферный воздух новых, нехарактерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение их естественной концентрации.

.

Основными источниками загрязнения атмосферы являются:

  • Природные (естественные загрязнители минерального, растительного или микробиологического происхождения, к которым относят извержения вулканов, лесные и степные пожары, пыль, пыльцу растений, выделения животных и др.)

  • Искусственные (антропогенные), которые можно разделить на несколько групп:

    • Транспортные — загрязнители, образующиеся при работе автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта;

    • Производственные — загрязнители, образующиеся как выбросы при технологических процессах, отоплении;

    • Бытовые — загрязнители, обусловленные сжиганием топлива в жилище и переработкой бытовых отходов.

По составу антропогенные источники загрязнения атмосферы также можно разделить на несколько групп:

  • Механические загрязнители — пыль цементных заводов, пыль от сгорания угля в котельных, топках и печах, сажа от сгорания нефти и мазута, истирающиеся автопокрышки и т. д.;

  • Химические загрязнители — пылевидные или газообразные вещества, способные вступать в химические реакции;

  • Радиоактивные загрязнители.



Парниковый эффект

В последнее время ученые-метеорологи бьют в набат: похоже на то, что атмосфера Земли разогревается значительно быстрее, чем когда-либо в прошлом. Это предопределено деятельностью человека, который, во-первых, подогревает атмосферу путем сжигания большого количества угля, нефти, газа, а также работы атомных электростанций. Во-вторых, и это главнее всего, сжигание органического топлива, а также уничтожение лесов приводит к накоплению в атмосфере количества углекислого газа. За последние 120 лет содержание этого газа в воздухе увеличилось на 17%. В земной атмосфере углекислый газ действует как стекло в теплице или парнике: он свободно пропускает к поверхности Земли солнечные лучи, но удерживает тепло разогретой Солнцем поверхности Земли. Это вызывает разогревание атмосферы, известное под названием парникового эффекта. По подсчетам ученых, в ближайшие десятилетия среднегодовая температура на Земле за счет парникового эффекта может увеличиться на 1,5-2 °С. Если человечество не снизит темпы загрязнения атмосферы и глобальная температура будет в дальнейшем расти, как это имеет место в течение последних 20 лет, то очень быстро климат станет теплее, чем когда-либо на Земле за последний миллион лет. Это вызовет активное ускорение глобального экологического кризиса.

В чем же опасность парникового эффекта? Парниковый эффект изменит такие критически важные величины, как количество осадков, слой туч, океанические течения, размеры полярных ледяных шапок. Внутренние районы континентов станут суше, а побережье более влажными, зимы — более короткими и более теплыми, а лето, — более длительным и более жарким.

Глобальное потепление вызовет таяние ледников Гренландии, Антарктиды.

Арктики и гор, уровень Мирового океана повысится на 6-10 м, при этом будет затоплено около 20% площади суши, где проживают сотни миллионов людей, расположены города, фермы, сады и поля.

 





Кислотные дожди

Окиси серы и азота, что выбрасываются в атмосферу в результате работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей, сообщаются с атмосферной влагой и образуют мелкие капельки серной и азотной кислот, которые переносятся ветрами в виде кислотного тумана и выпадают на землю кислотными дождями. Эти дожди крайне вредно действуют на окружающую среду:

• снижается урожайность большинства сельскохозяйственных культур в результате повреждения листьев кислотами;

• вымываются из почвы кальций, калий и магний, который вызывает деградацию фауны и флоры;

• погибают леса (особенно чувствительные к кислотным дождям кедр, бук);

• отравляется вода озер и прудов, где погибает рыба, исчезают насекомые;

• исчезают водоплавающие птицы и животные, которые питаются насекомыми;

• погибают леса в горных районах (таких, как Карпаты), что вызывает горные сдвиги и селевые потоки;

• ускоряется разрушение памятников архитектуры и жилых домов, особенно тех, которые украшены мрамором и известняком;

• увеличивается количество заболеваний людей (раздражение глаз, болезни дыхательных путей и тому подобно







Табачный дым

Есть еще один вид загрязнения воздуха, что в сотни тысяч раз превышает загрязнение  любого металлургического или химического комбината, однако люди сознательно вдыхают такой воздух. Речь идет о курении. Человек, который жжет сигарету, вдыхает воздух, загрязнение которого в 384 тысячи (!) раз превышает все предельно допустимые нормы.

Ученые говорят, что вдыхать табачный дым в четыре разы вреднее, чем газы непосредственно из выхлопной трубы автомобиля. В табачном дыме, кроме легкого наркотика — никотина, содержится целый «букет» (около 200) особенно ядовитых веществ, таких, как угарный газ,  вещества, которые влекут рак легких и много других.

Тема: Атмосфера

  1. Атмосфера – воздушная оболочка, окружающая Землю и вращающаяся вместе с ней вокруг оси.

  2. Воздух – естественная смесь газов, составляющая атмосферу Земли (азот (78%), кислород (21%), другие газы (1%- аргон, водяной пар, озон, углекислый газ и др).

  3. Тропосфера – нижний слой атмосферы, в котором сосредоточено 4/5 всей массы воздуха.

  4. Стратосфера – слой атмосферы, расположенный над тропосферой до высоты 50-55 км.

  5. Озоновый слой – повышенная концентрация озона на высоте от 10 до 50 км в стратосфере, и особенно в слое 25-30 км; образует экран, поглощающий жесткое космическое (ультрафиолетовое) излучение, губительное для всего живого. Киотский протокол запрещает использование озоноразрушающих веществ.

  6. Озоновые дыры – участки в атмосфере, где содержание озона меньше.

  7. Ветер – горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного давления в область пониженного.

  8. Конвекция – интенсивное вертикальное движение воздуха.

  9. Строение атмосферы:

тропосфера (8-16 км), t воздуха убывает, образуются облака, формируются погодные явления.

стратосфера (до 55 км), ураганные ветры, нет водяного пара, не образуются облака.

мезосфера (до 80 км), t увеличивается, воздух сильно разрежен.

термосфера (до 800 км), t у верхней границы около 200 С, электропроводна, полярные сияния.

экзосфера – переход в межпланетное пространство, магнитные бури.

10. Изотермы – линии на карте, соединяющие точки с одинаковой температурой.

11. Годовая амплитуда t – разность между средней t самого теплого и самого холодного месяца.

12. Суточная амплитуда t – разность между самой высокой и самой низкой температурой в течение суток.

13. Тепловые пояса (термические) – широтные пояса Земли с определенными условиями t воздуха :

- жаркий пояс;

- умеренные пояса;

- холодные пояса.

14. Температура воздуха – степень нагретости воздуха. На 1 км t на 6 С

15. Термометр – прибор для измерения температуры воздуха.

16. Термограф – фиксирует изменения t.

17. Флюгер – показывает направление ветра.

18. Анемометр – прибор для измерения силы ветра

19. Гигрометр – прибор для измерения влажности.

20. Барометр – измеряет давление воздуха.

21. Нормальное атм. давление = 760 мм.рт.ст. 10,5 м атм. давл на 1 мм.рт.ст.

22. Термический экватор Земли проходит по широте 10 с.ш.

23. Атмосферное давление – сила, с которой воздух давит на зем. поверхность, и все находящиеся на ней предметы.

24. Изобаты – линии на карте, соединяющие точки с одинаковым атм. Давлением.

25. Воздушная масса – большой объем воздуха с одинаковыми свойствами (t, влажность, запыленность)

26. Пассаты – ветры, дующие от тропиков к экватору.

27. Западные ветры – ветры, дующие от тропиков к умеренным широтам.

28. Муссоны – устойчивые ветры над определенными областями Земли, меняющие направление 2 раза в год (зимой – с суши на океан, летом – с океана на сушу).

29. Бриз – ветер, меняющий напрвление 2 раза в сутки (днем – с моря на сушу, ночью – с суши на море).

30. Фён – ветер, дующий с гор в долины, сухой, сильный, порывистый.

31. Бора – дует с гор в сторону моря зимой.

32. Сирокко – сухой, жаркий ветер с Северной Америке.

33. Суховей – дует в степях, полупустынях, жаркий.

34. Самум – знойный ветер в пустынях Северной Африки и Аравийского пол-ва.

35. Атмосферные осадки – вся вода, выпадающая на земную поверхность в твердом, жидком и газообразном состоянии.

36.Изогиеты – линии на карте, соединяющие точки с одинаковым количеством осадков за определенный период времени.

37. Облака: слоистые – образуются на высоте 2 км. Характерны сильные осадки.

кучевые – на высоте 5-10 км. Состоят из ледяных кристаллов (верхние слои) и капелек воды (нижние слои).

перистые – на высоте более 12 км. Состоят из ледяных кристаллов.

перисто-слоистые – кучево-дождевые на высоте от 2 до 8 км.

38. Погода – состояние тропосферы на определенной территории в данное время. Характерные свойства погоды – изменчивость и многообразие.

39. Климат – многолетний режим погоды, типичный в данном месте. В отличие от погоды, он обладает устойчивостью, постоянством, хотя ежегодно бывают отклонения в температуре, кол-ве и режиме осадков, характерных погодах.

40. Климатические пояса – самые крупные зональные подразделения земной поверхности, отличающиеся по климатическим условиям. Внутри климатического пояса выделены климатические области с разными типами климатов.

41. Бофорт Фрэнсис – предложил шкалу для измерения скорости ветра.

42. Ибн аль-Хайсам – впервые вычислил толщину атмосферы.

43. Торричелли Эванджелиста – изобрел ртутный барометр.

44. Цельсий Андерс – предложил шкалу измерения t

45. Полярный день – период, когда Солнце в высоких широтах круглые сутки не опускается за горизонт.

46. Полярная ночь - период, когда Солнце в высоких широтах круглые сутки не поднимается над горизонтом.

47. Тропики (Северный или тропик Рака, и Южный, или тропик Козерога) – это линии, проходящие через 23,5 градуса с.ш. и 23,5 градуса ю.ш.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Шпаргалка для учителя по теме " Атмосфера ". 6 класс.

Автор: Алексахина Екатерина Сергеевна

Дата: 18.11.2017

Номер свидетельства: 439459

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Сценарий праздничного мероприятия "День Учителя""
    ["seo_title"] => string(52) "stsienariiprazdnichnoghomieropriiatiiadienuchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "310682"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459084372"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Мероприятие. Сценарий выпускного вечера. (11 класс)"
    ["seo_title"] => string(56) "mieropriiatiie_stsienarii_vypusknogho_viechiera_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "353410"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1477827308"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Методический семинар "Технология педагогической поддержки учащихся на уроках родного (коми) языка" "
    ["seo_title"] => string(118) "mietodichieskii-sieminar-tiekhnologhiia-piedaghoghichieskoi-poddierzhki-uchashchikhsia-na-urokakh-rodnogho-komi-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "224915"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439287529"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства