Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в РФ", примерной программы О.А.Климановой, А.И.Алексеевой
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе :
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 г №273 «Об образовании в Российской Федерации»
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом программы воспитания, которая реализуется через личностные планируемые результаты
-примерной программы О.А.Климановой,А.И.Алексеева
-учебного плана МБОУ «Семецкая СОШ» на 2022-2023 уч.год
предметная линия учебников Дрофа, 2020. (Стандарты второго поколения)
УМК« География России. Природа и население» .Авторы;.А.И.Алексеев В.А.Низовцев,Э.В.КИМ
«М; «Дрофа»,2021 год
В соответствии с учебным планом МБОУ «Семецкая СОШ» на преподавание географии в 8 классе отводится 68 часов ( 2часа в неделю). 19 практических работ. Рабочая программа по содержанию не имеет расхождений с авторской
1 Планируемые результаты освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности
Метапредметными результатами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые за-ачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
Результаты обучения
Требования к уровню подготовки направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
2.Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ
Зачем мы изучаем географию России. География — один из способов познания окружающего мира. Разделы географической науки. География России и краеведение. Географический взгляд на мир
Раздел I. Пространства России Россия на карте мира. Какова доля России в территории и населении мира? Есть ли страна севернее и холоднее? Где находятся крайние точки России? Какова протяженность территории России? Границы России. С какими странами граничит Россия на суше? Каковы морские границы России? Россия на карте часовых поясов. Что такое поясное, декретное и летнее время? Где на Земле начинаются новые сутки? Формирование территории России. Как начиналось освоение новых земель? Как происходило присоединение восточных территорий? Как происходило присоединение южных территорий? Как Россия закреплялась на Дальнем Востоке? Чем закончился период расширения территории государства? Географическое изучение территории России. Какие главные задачи стоят перед географической наукой на первых этапах освоения и изучения новых территорий? Бывают ли географические «закрытия»? Могут ли географы помочь 25 преобразовать территорию? Каковы современные задачи географии России? Какие бывают источники географических знаний? Географическое районирование. Зачем необходимо районировать территорию страны? Как можно проводить районирование территории? Каковы особенности административно-территориального устройства России?
Практические работы.
1. Сравнение географического положения России и Канады.
2. Выявление особенностей географического положения района своего проживания.
3. Решение задач на определение поясного времени.
Раздел II. Природа и человек
ТЕМА 1. РЕЛЬЕФ И НЕДРА Строение земной коры (литосферы) на территории России. Как определяют возраст и изучают геологическую историю развития Земли? Что такое геохронологическая шкала? Что такое тектонические структуры? Как образуются горы? Важнейшие особенности рельефа России. Что представляют собой равнины России? Какие горные сооружения окаймляют равнины? Современное развитие рельефа. Как внутренние силы Земли влияют на рельеф? Какова роль внешних сил в формировании рельефа? Как ледник изменял лик планеты? Как воды изменяют земную поверхность? Что такое эоловые формы рельефа? Как человек изменяет рельеф? Использование недр. Какими рудными полезными ископаемыми богата Россия? Где добываются полезные ископаемые осадочного происхождения? Как добыча полезных ископаемых влияет на окружающую среду?
Практические работы.
4. Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.
5. Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере своего края.
6. I вариант. Характеристика рельефа и полезных ископаемых какой-либо из территорий (по выбору). Оценка возможностей освоения месторождений и использования полезных ископаемых в хозяйстве.
II вариант. Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Русская равнина — Урал, Среднерусская возвышенность — Хибины или Северный Кавказ, степной и горный Крым).
ТЕМА 2. КЛИМАТ Общая характеристика климата России. В каких климатических поясах находится наша страна? Чем объяснить ярко выраженную сезонность климатических характеристик и холодную продолжительную зиму на территории нашей страны? Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Каковы закономерности движения воздушных масс над территорией России? Как влияет на климат западный перенос воздушных масс? Какие особенности климата определяют континентальные воздушные массы? Что такое атмосферный фронт? Как меняется погода при движении атмосферных фронтов? Что такое циклон и антициклон? Как меняется погода при движении циклонов и антициклонов? Распределение температур и осадков. Как влияют на распределение температур и осадков океаны и течения? Какой регион самый холодный? Каковы закономерности изменения температуры воздуха и количества осадков на территории страны? Типы климата нашей страны. Чем характеризуются арктический и субарктический климаты? Какие климатические области выделяют в пределах умеренного климатического пояса? Чем характеризуется субтропический климат? Климат и человек. Что такое комфортность климата? Почему нужно прогнозировать погоду? Какие особенности климата важны для ведения сельского хозяйства?
Практические работы. 7. Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей.
8. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами.
ТЕМА 3. БОГАТСТВО ВНУТРЕННИХ ВОД РОССИИ Реки. Как распределена речная сеть по территории страны? Что такое река? Какие особенности рек важно знать человеку? Что такое расход воды в реке и годовой сток? Чем питаются и в каком режиме живут реки? Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники. Какого происхождения могут быть озерные котловины? 27 Можно ли назвать подземные воды полезными ископаемыми? Почему многолетняя мерзлота — феномен природы? Каково значение современных ледников? Болота. Можно ли считать болота «гиблыми» местами России? Что же такое болото? Где распространены болота? Человек и вода. Почему воду считают источником всего живого на Земле? Что происходит с рекой при строительстве на ней гидротехнических сооружений? Почему мелеют и исчезают реки? Зачем реки соединяют каналами? Какое значение имеют подземные воды для человека?
Практические работы.
9. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.
10. Характеристика реки с точки зрения возможностей ее хозяйственного использования.
11. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.
ТЕМА 4. ПОЧВЫ — НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ Почвы — «особое природное тело». Почему почвы называют «особым природным телом»? Какое строение имеют почвы? География почв России. Почему на севере почвенный профиль маломощный? Какие типы почв наиболее распространены в России? Почвы и урожай. Только ли количеством гумуса оценивается плодородие почв? Что такое механический состав почв? О какой почве говорят, что она структурная? Как можно поддерживать плодородие почв? Рациональное использование и охрана почв. Почему важно рационально использовать и охранять почвы? Как система земледелия влияет на плодородие почв? Каковы важнейшие средства охраны почв? Как влияет на почвы хозяйственная деятельность?
Практическая работа. 12. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования
. ТЕМА 5. В ПРИРОДЕ ВСЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО Понятие о природном территориальном комплексе. Что такое природный территориальный комплекс? От чего зависят свойства ПТК? Какие бывают природные комплексы? Для чего проводят физико-географическое районирование? Свойства природных территориальных комплексов. Почему нельзя нарушать целостность природных территориальных комплексов? Как ритмичность ПТК влияет на ритм жизни человека? Какое значение имеет устойчивость ПТК? Человек в ландшафте. Как человек влиял на ландшафт? Чем отличаются рукотворные ландшафты от естественных? Какие бывают природно-антропогенные ландшафты? Почему городские и промышленные ландшафты особенно «агрессивны» по отношению к окружающей среде? Чем отличается сельскохозяйственный ландшафт от природного? Как можно сохранить устойчивость рукотворных лесов? Почемутурный ландшафт можно считать образцом рукотворного?
Практическая работа. 13. Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.
ТЕМА 6. ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ Учение о природных зонах. Что такое природная зона? Почему природные зоны точнее было бы назвать природно-хозяйственными? «Безмолвная» Арктика. Какие природные особенности Арктики препятствуют широкому освоению ее человеком? Чем занимаются в Арктике люди? Чуткая Субарктика. Каковы особенности климата тундры и лесотундры? Как влияет мерзлота на природу? Чем отличаются тундровые ландшафты от лесотундровых? Каковы особенности взаимоотношений природы и человека на Севере? Как изменилось традиционное хозяйствование сегодня? Таежная зона. Какими природными условиями отличается тайга? Какие бывают таежные леса? Почему изменяются таежные ландшафты? Каковы традиционные занятия людей, живущих в тайге? Как изменяется тайга сегодня? Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов. Каковы особенности жизни и хозяйственной деятельности людей? Чем характеризуется зона смешанных лесов Восточно-Европейской равнины? В чем проявляется особенность муссонных лесов Дальнего Востока (или уссурийской тайги)? Лесостепи и степи. Что такое современная лесостепь и степь? Чем отличаются природные условия лесостепей? Как используются лесостепи в сельском хозяйстве? Чем степи отличаются от лесостепей? Как характеризуются внутренние воды зоны степей и лесостепей? Почему изменился видовой состав и численность животного мира степей? Какое значение имеет зона степей? Полупустыни, пустыни, субтропики. Каковы характерные особенности природы полупустынь? Как природные ус ловия влияют на хозяйственную деятельность? В чем заключаются особенности природы пустынь? Каковы особенности природы субтропиков? «Многоэтажность» природы гор. Что такое высотная поясность и от чего она зависит? Как высотная поясность проявляется в разных горах? Какие другие природные условия отличают горы от равнин? Чем характеризуется растительность и животный мир горных районов? Человек и горы. Почему горы с давних времен привлекали человека? Какими видами хозяйственной деятельности занимаются люди в горах? Как горы влияют на жизнь людей? Физико-географические страны. Что такое физико-географическая страна? Какие физико-географические страны выделяют в России?
Практическая работа. 14. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.
ТЕМА 7. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ Природная среда, природные условия, природные ресурсы. Что такое природопользование? Рациональное использование природных ресурсов. Как используются неисчерпаемые ресурсы? Как используются исчерпаемые возобновимые ресурсы? Что значит рационально использовать природные ресурсы? Почему важны рекреационные ресурсы? Охрана природы и охраняемые территории. Какие бывают охраняемые территории?
Практическая работа. 15. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий
. Раздел III. Население России
ТЕМА 8. СКОЛЬКО НАС — РОССИЯН? Численность населения. Как менялась численность населения России? Сколько всего людей потеряла Россия вследствие демографических кризисов XX в.? Воспроизводство населения. Как тип хозяйства связан с ростом численности населения? Как современное хозяйство и общество повлияли на воспроизводство населения России? Как на территории России происходил переход от традиционного типа воспроизводства населения к современному?
ТЕМА 9. КТО МЫ? Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения). Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин? Как можно увеличить продолжительность жизни? Какие факторы определяют преобладание мужчин или женщин в разных районах? Возрастной состав населения России. О чем может рассказать половозрастная пирамида? Как различаются по возрастному составу отдельные районы страны? Как читать половозрастную пирамиду?
Практическая работа. 16. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.
ТЕМА 10. КУДА И ЗАЧЕМ ЕДУТ ЛЮДИ? Миграции населения России. Какое влияние оказали миграции на судьбу России? Что заставляет людей покидать привычные и обжитые места, родных и близких? Как переселения сказываются на характере и поведении людей? Как изменились направления миграций в 1990-е гг.? Внешние миграции — в Россию и из нее. Была ли Россия изолирована от миграционного обмена с внешним миром? Кто выезжал из России в XX в.? Кто приезжает в Россию? Территориальная подвижность населения. От каких причин зависит территориальная подвижность населения? Для чего важно изучать массовые передвижения населения?
Практическая работа. 17. Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и в пространстве.
ТЕМА 11. ЧЕЛОВЕК И ТРУД География рынка труда. Какие этапы проходит человек в своей экономической жизни? Какую часть населения считают «трудовыми ресурсами»? Почему в отдельных районах России много безработных? Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?
ТЕМА 12. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ РОССИИ Этнический состав населения. Что такое этнический состав? Как возникают этносы? Этническая мозаика России. Как объединяются народы по языковому признаку? О чем говорит карта народов? Почему русский язык — это язык межнационального общения? Каково значение русского языка для народов России и его судьба вне ее? Религии народов России. Какие религии традиционно исповедуются народами России? Каковы основные этапы формирования религиозной карты России? Как география религий влияет на внешнюю политику России?
ТЕМА 13. ГДЕ И КАК ЖИВУТ ЛЮДИ? Плотность населения. Как охарактеризовать плотность населения? Для чего нужно знать плотность населения? Расселение и урбанизация. Что такое расселение? Что такое урбанизация? В чем причины роста городов? Чем городской образ жизни отличается от сельского? Города России. Как росли города в России? Какие функции выполняют города? Где живут горожане? Какие районы России самые городские и самые сельские? Что могут рассказать о городах России карты из школьного атласа? Сельская Россия. Почему в сельских поселениях живет гораздо меньше людей, чем в городах? Как разумнее использовать сельскую местность? Как происходит урбанизация в сельской местности?
Практические работы.
18. Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России
. 19. Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания
20. Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.
21. Обозначение на контурной карте городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны России. (14 часов).
1
14
Тема 7. Природопользование и охрана природы в России. (5 часов).
3
5
4
Раздел 3. Население России (16 часов).
16
16
Тема 1. Численность населения России и ее изменение (2 часа).
2
2
Тема 2.Кто мы (2 часа)
2
2
Тема 3. Куда и зачем едут люди (3 часа).
3
3
Тема 4. Человек и труд (1 час).
1
1
Тема 5. Народы и религии России (3 часа).
3
3
Тема 6. Где и как живут люди? (5 часов).
5
7
Всего часов 68
География России. Календарно – тематическое планирование. 8 класс
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Введение. (1 час)
1
Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Уникальность географических объектов. География и краеведение.
1
Раздел 1. Пространства России (7 часов).
2
Россия на карте мира. Географическое положение и размеры территории. Крайние точки. Протяженность. Административно-территориальное устройство России.Практическая работа №1
Сравнение географического положения России и Канады.
1
3
Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связей с другими странами. Географические особенности граничащих с Россией государств. Моря России, их роль в жизни населения. Практическая работа2. Выявление особенностей географического положения района своего проживания.
1
4
Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.Практическая работа 3. Решение задач наопределение поясного времени.
1
5
Формирование территории России
1
6
Географическое изучение территории России
1
7
Географическое районирование
1
8
Итоговый урок по теме: «Пространства России».
1
Раздел 2. Природа и человек. (44 часа).
Тема 1. Рельеф и недра России. (5 часов).
9
Строение земной коры на территории России. Возраст горных пород. Геология. Геологическое летоисчисление. Геохронология.
1
10
Важнейшие особенности рельефа России
1
11
Современное развитие рельефа.Практическая работа №4
Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.
1
12
Использование недр. Практическая работа №5Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере своего края.
1
13
Итоговый урок по теме : «Рельеф и недра России». Практическая работа6. Характеристика рельефа и полезных ископаемых какой-либо из территорий (по выбору). Оценка возможностей освоения месторождений и использования полезных ископаемых в хозяйстве.
1
Тема 2. Климат России. (5 часов).
14
Общая характеристика климата России
1
15
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны. Антициклоны.
1
16
Закономерности распределения температур и осадков на территории России.
1
17
Типы климата нашей страны Практическая работа 7.Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей.
1
18
Климат и человек Практическая работа8.Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами.
Тема 3 Богатство внутренних вод России. (4 часа).
19
Реки Практическая работа9. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.
1
20
Озера,подземные воды,многолетняя мерзлота
1
21
Болота. Практическая работа10. Характеристика реки с точки зрения возможностей ее хозяйственного использования.
1
22
Человек и вода.Практическая работа 11. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.
Почвы как особое природное образование. Условия формирования почв различного типа. В.В.Докучаев – основатель научного почвоведения.
1
24
Размещение основных типов почв по территории страны.
1
25
Практическая работа. 12. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования
1
26
Почвы и урожай. Меры по восстановлению плодородия почв. Рациональное использование и охрана почв.
1
27
Рациональное использование и охрана почв
1
Тема 5 В природе все взаимосвязано. (4часа).
28
Понятие о природном территориальном комплексе
1
29
Свойства природных территориальных комплексов.
1
30
Человек в ландшафте.
1
31
Практическая работа13. Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.
1
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны России. (14 часов).
32
Учение о природных зонах.
1
33-34
Арктика.
2
35
Субарктика.
1
36
Таёжная зона
1
37-38
Зона смешанных и широколиственно-хвойных лесов
2
39
Лесостепи и степи
1
40
Полупустыни,пустыни,субтропики
1
41
Многоэтажность природы гор.
1
42
Практическая работа. 14. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.
1
43
Человек и горы
1
44-45
Физико-географические страны
2
Тема 7 Природопользование и охрана природы в России. (5 часов).
46
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов.
1
47
Практикум.
1
48
Природопользование. Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии.
1
49
Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.
1
50
Практическая работа. 15. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий
1
Раздел 3. Население России (18часов).
Тема 1. Сколько нас –россиян? (2 часа).
51
Изменение численности населения России в 18-20 веках. Население России. Человеческий потенциал страны. Численность населения России. Демографические кризисы.
1
52
Понятие о воспроизводстве населения. Естественное движение населения.
1
Тема 2. Кто мы? (2 часа).
53
Половой состав населения России. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Регионы и местности России с преобладанием мужчин или женщин.Практическая работа 16. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.
1
54
Возрастной состав населения России. Половозрастная пирамида населения России, ее анализ. Факторы старения населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.
1
Тема 3. Куда и зачем едут люди (3 часа).
55
Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций.
1
56
Направления и типы миграций. Изменение миграций между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные» мигранты.
1
57
Территориальная подвижность населения. Воздействие массовых передвижений населения на хозяйство и жизнь людей. Картограмма как вид географической информации.Практическая работа. 17. Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и в пространстве.
1
Тема 4. Человек и труд (1 час).
58
Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы. Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?
1
Тема 5. Народы и религии России (3 часа).
59
Народы России. Этническое самосознание. Этническая карта России как источник информации.
1
60
Связь географии народов и административно-территориального деления России. География русского языка. Значение русского языка для нерусских народов России.
1
61
Основные религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны. Связь религиозного и этнического состава населения.
1
Тема 6. Где и как живут люди? (5 часов).
62
Размещение населения. Плотность населения. Основная полоса населения.18.
Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России
1
63
Особенности расселения; городское и сельское население. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели.
1
64
Типы городов России. Карта как источник информации о городах. Роль крупнейших городов в жизни страны.
19. Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания
1
65-66
Различные функции сельской местности, необходимость их рационального сочетания. Сельская местность как хранительница культурных традиций.