Рабочая программа по географии для 7 класса на 2018-2019 учебный год составлена на основе рабочей программы по географии, 5-9 класс, утвержденной приказом от 28.08.2015 г. № 242.
Рабочая программа по географии для 6 класса (базовый уровень) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и авторской программы “География. Физическая георафия” к комплекту учебников, созданных под руководством Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевского 7 класс. М., Русское слово, 2017 г.
Обучение осуществляется на использовании учебника Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География: Материки и океаны: учебник 7 класса ОУ. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой по географии.
Данный учебник соответствует федеральному перечню учебников на 2016-2017 учебный год, утверждённых приказом Минобрнауки образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Из перечня практических работ авторской программы отобрано 10 оценочных работ для итогового контроля (Письмо МБУ «Научно-методический информационный центр» г. Белгорода №1168 от 12.09.2018), которые имеют порядковый номер, остальные – обучающие.
Календарно-тематическое планирование предмета «География материков и океанов»
№ урока | Название раздела, темы | Количество часов | Планируемые результаты (формируемые УУД) | Практическая работа | Сроки прохождения темы | Примечания |
По плану | Фактически |
| Литосфера – подвижная твердь. | 6 | | | | | |
-
| Суша в океане | 1 | Метапредметные: углубление учебно-информационных умений, работа с различными источниками информации. Предметные: умение, определять гео. объекты и явления по признакам. Личностные: сформировать основу саморазвития и самовоспитания. | | 4.09. | | §1, вопросы с.15 |
-
| Геологическое время | 1 | Метапредметные: углубление учебно-логических умений сравнивать. Предметные: умение объяснять гео. явления и процессы в литосфере. Личностные: сформировать основу саморазвития и самовоспитания. | | 6.09. | | §2, вопросы с.21-22 |
-
| Строение земной коры | 1 | Метапредметные: углубление умений анализировать информацию. Предметные: умение объяснять причины размещения форм рельефа. Личностные: сформировать основу саморазвития и самовоспитания. | | 11.09. | | §3, вопросы с.28-29 |
-
| Литосферные плиты и современный рельеф | 1 | Метапредметные: углубление: устанавливать причинно-следственные связи. Предметные: умение объяснять причины изменения рельефа. Личностные :сформировать основу саморазвития и самовоспитания. | Пр.р №1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем. | 13.09. | | §4, вопросы с.36 |
-
| Платформы и равнины | 1 | Метапредметные: углубление умений систематизировать информацию. Предметные: умение объяснять причины размещения форм рельефа. Личностные :сформировать основу саморазвития и самовоспитания. | | 18.09. | | §5, вопросы с.40-41 |
-
| Складчатые пояса и горы | 1 | Метапредметные: углубить работу с тематическими картами. Предметные: умение объяснять причины землетрясений и вулканизма. Личностные : сформировать основу саморазвития и самовоспитания. | | 20.09. | | §6, вопросы с.46-47 |
| Атмосфера – мастерская климата. | 3 | | | | | |
-
| Пояса планеты | 1 | Метапредметные: углубление учебно-информационных умений: работа с источниками информации, картами. Предметные: умение объяснять формирование климатических поясов. Личностные : формировать основу экологической культуры. | Пр.р №2. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира. | 25.09. | | §7, вопросы с.57 |
-
| Воздушные массы и климатические пояса | 1 | Метапредметные: углубление учебно-информационных умений: работа с источниками информации, картами. Предметные: умение определять местоположение климатических поясов. Личностные : сформировать основу саморазвития и самовоспитания. | Пр.р №3. Определение типов климата по предложенным климатограммам. | 27.09. | | §8, вопросы с.65 |
-
| Климатообразующие факторы | 1 | Метапредметные: умение сравнивать, устанавливать причины. Предметные: умение объяснять действие климатообразующих факторов. Личностные : формировать основу экологической культуры. | | 2.10 | | §9, вопросы с.72, повторить §1-8 |
| Мировой океан – синяя бездна. | 4 | | | | | |
10. | Мировой океан и его части | 1 | Метапредметные: углубление учебно-информационных умений: работа с источниками информации, картами. Предметные: умение объяснять гео. явления и процессы в гидросфере. Личностные : формировать основу экологической культуры | Пр.р №4. Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана | 4.10. | | §10, вопросы с.81-82 |
11. | Движение вод Мирового океана | 1 | Метапредметные: углубление учебно-информационных умений: работа с источниками информации, картами. Предметные: умение объяснять формирование системы поверхностных океанических течений и определять местоположение течений океана. Личностные : формировать основу экологической культуры. | | 9.10. | | §11, вопросы с.87 |
12. | Жизнь в океане | 1 | Метапредметные: умение сравнивать, устанавливать причины. Предметные: умение объяснять значимость минеральных и органических ресурсов океана, их значение и хозяйственное использование. Источники загрязнения вод океана. Личностные : формировать основу экологической культуры. | | 11.10. | | §12, вопросы с.93-94 |
13. | Особенности отдельных океанов | 1 | Метапредметные: умение работать с источниками информации, картами. Предметные: меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Личностные : формировать основу экологической культуры. | | 16.10. | | §13, вопросы с.101, повторить § 1-12 |
14. | Итоговый урок по темам «Литосфера», «Атмосфера» и «Гидросфера» | 1 | Метапредметные: умение работать с источниками информации, картами. Предметные: умение объяснять географические явления и процессы в атмосфере. Личностные : формировать основу экологической культуры | | 18.10. | | повторить § 1-13 |
| Географическая оболочка – живой организм. | 2 | | | | | |
15. | Географическая оболочка. ПР «Анализ схем круговорота веществ и энергии». | 1 | Метапредметные: углубление учебно-информационных умений: работа с источниками информации, картам. Предметные: умение объяснять явления и процессы в гео. оболочке, определять местоположение природных зон и географические объекты по признакам. Личностные : формировать основу экологической культуры. | | 23.10. | | §14, вопросы с.109 |
16. | Зональность географической оболочки | 1 | Метапредметные: углубление учебно-информационных умений: работа с источниками информации, картами. Предметные: умение объяснять явления и процессы в географической оболочке, определять местоположение природных зон и географические объекты по признакам. Личностные : формировать основу экологической культуры. | Пр.р №5. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах | 25.10. | | §15, вопросы с.116 |
| Человек – хозяин планеты. | 4 | | | | | |
17. | Освоение Земли человеком | 1 | Метапредметные: умение сравнивать, устанавливать причины. Предметные: умение объяснять географические особенности населения. Личностные : формирование уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре. | | 6.11 | | §16, вопросы с.125 |
18. | Охрана природы | 1 | Метапредметные: углубление знаний о Международной Красной книге, ООПТ. Всемирное природное и культурное наследие. Предметные: умение объяснять значимость охраны природы. Личностные : формирование уважительного отношения к всемирному природному и культурному наследию. | | 8.11. | | §17, вопросы с.132 |
19. | Население Земли ПР «Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира». | 1 | Метапредметные: умение работать с источниками информации, картами. Предметные: умение объяснять особенности размещения населения. Личностные : формирование уважительного отношения к иному мнению, и культуре. | | 13.11. | | §18, вопросы с.139 |
20. | Страны мира | 1 | Метапредметные: умение сравнивать, устанавливать причины. Предметные: умение определять страны мира по признакам, объяснить формирование этапов политической карты мира. Личностные : сформировать основу саморазвития и самовоспитания. | | 15.11. | | §19, вопросы с.144-145, повторить §10-18 |
21 | Итоговый урок по темам: «Географическая оболочка», и «Человек». | 1 | Метапредметные: работать с текстом: составлять логические цепочки. Предметные: умение анализировать знания. Личностные : сформировать основу саморазвития и самовоспитания. | | 20.11. | | повторить §10-19 |
22. | Географическое положение и история исследования Африки | 1 | Метапредметные: умение работать с источниками информации, картами Предметные: умение объяснять географические особенности положения материка в целом Личностные: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | Пр.р №6. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах | 22.11. | | |
23. | Геологическое строение и рельеф Африки | 1 | Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи Предметные: умение объяснить причины формирования рельефа материка, определять связь между полезными ископаемыми и рельефом Личностные : сформировать основу саморазвития и самовоспитания | Пр.р №7. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых | 27.11. | | |
24. | Климат Африки | 1 | Метапредметные: определять критерии для сравнения явлений Предметные: умение объяснить особенности климата материка Личностные :сформировать основу саморазвития и самовоспитания | | 29.11. | | |
25. | Гидрография Африки | 1 | Метапредметные: определять критерии для сравнения фактов Предметные: умение определять местоположение объектов Личностные : сформировать основу саморазвития и самовоспитания | | 4.12. | | |
26. | Разнообразие природы Африки | 1 | Метапредметные: работать с текстом: составлять таблицы Предметные: умение объяснять особенности природы Личностные : сформировать основу саморазвития и самовоспитания | | 6.12. | | |
27. | Население Африки | 1 | Метапредметные: работать с текстом: составлять схемы Предметные: объяснять следствие размещения населения Личностные : формировать уважительное отношение к иной истории и культуре | | 11.12. | | |
28. | Регионы Африки: Северная и Западная Африка | 1 | Метапредметные: работать с текстом: составлять схемы Предметные: определять местоположение территорий по признакам Личностные : формировать уважительное отношение к иной истории и культуре | | 13.12. | | |
29. | Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка | 1 | Метапредметные: работать с текстом: составлять схемы Предметные: определять местоположение территорий по признакам Личностные : формировать уважительное отношение к иной истории и культуре | | 18.12. | | |
30. | Итоговый урок по теме: «Африка» | 1 | Метапредметные: работать с тестом, картой, составлять логические цепочки Предметные: умение анализировать знания Личностные : сформировать основу саморазвития и самовоспитания | | 20.12. | | |
31. | Географическое положение и история исследования Австралии | 1 | Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя Предметные: умение объяснять географические особенности положения материка в целом Личностные : сформировать навыки сотрудничества со сверстниками и учителем | | 25.12. | | |
32. | Компоненты природы Австралии | 1 | Метапредметные: оценивать работу одноклассников Предметные: умение объяснить причины формирования рельефа материка, определять связь между климатом особенностями водных ресурсов Личностные : формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | Пр.р №8. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материка | 27.12. | | |
33. | Особенности природы Австралии | 1 | Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи Предметные: умение объяснять особенности природы Личностные : формировать основу экологической культуры | | 10.01. | | |
34. | Австралийский Союз | 1 | Метапредметные: определять критерии для сравнения фактов Предметные: объяснять следствие размещения населения Личностные : формировать уважительное отношение к иной истории и культуре | | 15.01. | | |
35. | Океания | 1 | Метапредметные: анализировать связи Предметные: определять местоположение территорий по признакам Личностные : формировать уважительное отношение к иной истории и культуре | | 17.01. | | |
36. | Итоговый урок по теме «Австралия и Океания» | 1 | Метапредметные: оценивать работу одноклассников Предметные: умение анализировать знания Личностные : сформировать навыки сотрудничества | | 22.01. | | |
37. | Географическое положение и история исследования Антарктиды | 1 | Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя Предметные: следствие выдающихся географических открытий и путешествий Личностные : сформировать основу саморазвития и самовоспитания | | 24.01. | | |
38. | Особенности природы Антарктиды | 1 | Метапредметные: оценивать работу одноклассников Предметные: умение объяснять географические особенности положения материка в целом Личностные : сформировать навыки сотрудничества со сверстниками | | 29.01. | | |
39. | Итоговый урок по теме «Антарктида» | 1 | Метапредметные: оценивать работу одноклассников Предметные: умение анализировать знания Личностные : сформировать навыки сотрудничества | | 31.01 | | |
40. | Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования | 1 | Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя Предметные: умение объяснять географические особенности положения материка в целом Личностные : сформировать основу саморазвития и самовоспитания | | 5.02. | | |
41. | Геологическое строение и рельеф Южной Америки | 1 | Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя Предметные: умение объяснять географические особенности положения материка в целом Личностные: :сформировать основу саморазвития и самовоспитания | | 7.02. | | |
42. | Климат Южной Америки | 1 | Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи Предметные: умение объяснить особенности климата материка Личностные: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | | 12.02. | | |
43. | Гидрография Южной Америки | 1 | Метапредметные: оценивать работу одноклассников Предметные: умение определять местоположение объектов Личностные: сформировать навыки сотрудничества со сверстниками | | 14.02. | | |
44. | Разнообразие природы Южной Америки. ПР «Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа» | 1 | Метапредметные: работать с текстом: составлять таблицы Предметные: умение объяснять особенности природы Личностные: сформировать основу саморазвития и самовоспитания | | 19.02. | | |
45. | Население Южной Америки | 1 | Метапредметные: выслушивать и объективно оценивать другого Предметные: объяснять следствие размещения населения Личностные: сформировать навыки сотрудничества со сверстниками | | 21.02. | | |
46. | Регионы Южной Америки | 1 | Метапредметные: умение вести диалог, вырабатывать общее решение Предметные: определять местоположение территорий по признакам Личностные: сформировать навыки сотрудничества со сверстниками | | 26.02. | | |
47. | Итоговый урок по теме «Южная Америка» | 1 | Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя Предметные: умение анализировать знания Личностные: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве. | | 28.02. | | |
48. | Географическое положение Северной Америки. История открытий и исследований | 1 | Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя Предметные: умение объяснять географические особенности положения материка в целом Личностные: сформировать основу саморазвития и самовоспитания | | 5.03. | | |
49. | Геологическое строение и рельеф Северной Америки | 1 | Метапредметные: углубить умение создавать объяснительные тексты Предметные: умение объяснить причины формирования рельефа материка Личностные: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | | 7.03. | | |
50. | Климат Северной Америки | 1 | Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи Предметные: умение объяснить особенности климата материка Личностные: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | | 12.03. | | |
51. | Гидрография Северной Америки | 1 | Метапредметные: оценивать работу одноклассников Предметные: умение определять местоположение объектов Личностные: сформировать навыки сотрудничества со сверстниками | | 14.03. | | |
52. | Разнообразие природы Северной Америки | 1 | Метапредметные: работать с текстом: создавать схемы и таблицы Предметные: умение объяснять особенности природы Личностные: сформировать основу саморазвития и самовоспитания | | 19.03. | | |
53. | Население Северной Америки | 1 | Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи Предметные: объяснять следствие размещения населения Личностные: формировать уважительное отношение к иной истории и культуре | Пр.р №9. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения | 21.03. | | |
54. | Регионы Северной Америки | 1 | Метапредметные: выслушивать и объективно оценивать другого Предметные: определять местоположение территорий по признакам Личностные: сформировать навыки сотрудничества со сверстниками | | 2.04. | | |
55. | Итоговый урок по теме «Северная Америка» | 1 | Метапредметные: вмение вести диалог, Предметные: вырабатывать общее решение, умение анализировать знания Личностные: сформировать навыки сотрудничества со сверстниками | | 4.04. | | |
56. | Географическое положение и история исследования Евразии | 1 | Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя Предметные: умение объяснять географические особенности положения материка в целом Личностные: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | | 9.04. | | |
57. | Геологическое строение и рельеф Евразии | 1 | Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя Предметные: умение объяснить причины формирования рельефа материка и полезных ископаемых Личностные: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | | 11.04. | | |
58. | Климат Евразии | 1 | Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи Предметные: умение объяснить особенности климата материка Личностные: формировать основу экологической культуры | | 16.04. | | |
59. | Гидрография Евразии | 1 | Метапредметные: углубить умение создавать объяснительные тексты Предметные: умение определять местоположение Личностные: формировать основу экологической культуры | | 18.04. | | |
60. | Разнообразие природы Евразии | 1 | Метапредметные: работать с текстом: создавать схемы и таблицы Предметные: умение объяснять особенности природы Личностные: сформировать основу саморазвития и самовоспитания | | 23.04. | | |
61. | Население Евразии | 1 | Метапредметные: углубить умение создавать объяснительные тексты Предметные: объяснять следствие размещения населения Личностные: формировать уважительное отношение к иной истории и культуре | | 25.04. | | |
62. | Регионы Европы | 1 | Метапредметные: анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов Предметные: определять местоположение территорий по признакам Личностные: формировать уважительное отношение к иной истории и культуре | | 30.04 | | |
63. | Регионы Азии: Юго-Западная, Восточная и Центральная Азия | 1 | Метапредметные: анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов Предметные: определять местоположение территорий по признакам Личностные: сформировать основу саморазвития и самовоспитания | | 2.05. | | |
64. | Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия | 1 | Метапредметные: анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов Предметные: определять местоположение территорий по признакам Личностные: сформировать основу саморазвития и самовоспитания | Пр.р №10. . Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации | 7.05. | | |
65. | Итоговый урок по теме «Евразия» | 1 | Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя Предметные: умение давать анализ полученной информации Личностные: сформировать основу саморазвития и самовоспитания | | 14.05. | | |
66. | Природа и человек | 1 | Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя Предметные: умение объяснять особенности взаимодействия человека и природы Личностные: сформировать основу экологического мышления, | | 16.05. | | |
67. | Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. ПР «Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера». | 1 | Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи Предметные: умение объяснить влияние х/д человека на оболочки Личностные: осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды | | 21.05. | | |
68. | Обобщение по курсу 7 класса «География материков и океанов» | 1 | Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя Предметные: умение давать анализ полученной информации Личностные: сформировать основу саморазвития и самовоспитания | | 23.05. | | |
Авторская программа по географии не предусматривает проведение контрольных работ в 7 классе. В данную программу добавлены уроки контроля знаний после изучения каждого раздела. Контроль знаний проводится в форме тестирования. В начале учебного года проводится входной контроль. В конце второго полугодия проводится рубежный контроль. Так же в конце учебного года проводится итоговое тестирование. Для составления проверочных работ используется материал методического пособия: Контрольно-измерительные материалы. География. 6 класс / Сост. Е.А. Жижина–М.:ВАКО,2016.–112с.
Рабочей программой предусматривается проведение практических работ, 10 из которых отобраны для итогового контроля, остальные – оценочные. Инструкции которых приведены в методическом пособии В. И. Сиротин. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): Пособие для учителя – М.: АРКТИ, 1998. – 144 с.