kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по географии 5-7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по  географии для 5-7 классов разработана с учетом ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5-7 класс»







Рабочая программа по географии 5-7 класс

на 2016-2017 учебный год

Учитель географии средней школы №55 г. Ярославля

Пышкина Л.Н.



















1. Планируемые результаты.

1.1. Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

  3. Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли

  4. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

  5. Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей

  6. Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

  7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности

  8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах

  9. Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

  10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи

Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

1.2.Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

1.3. Предметные.

класс

Выпускник научиться

Выпускник получит возможность научиться

5-6

Выбирать источники географической информации(картографические, статистические, текстовые, видео-фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

Ориентироваться в источниках географической информации(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

Представлять в различных формах (в виде карт, таблицы, графика, географического описания)географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпритации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составлении, сравнении и оценке географической информации;

Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

Уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

Описывать погоду своей местности;

Объяснять расовые отличия разных народов мира;

Давать характеристику рельефа своей местности;

Уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории;

Приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;

Создавать простейшие географические карты различного содержания;

Моделировать географические объекты и явления;

Работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

Подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

Ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;


7

Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

Оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

Различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

Использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

Описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

Различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

Устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

Приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;


Приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

Воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

Составлять описание природного комплекса: выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

Сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

Оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов стран;


8

Различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

Оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

Использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

Различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и её отдельных регионов;

Оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

Объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны; оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

Использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

Различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

Использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

Находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

Сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями других стран

Объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

Оценивать возможные в будущем изменения географического положения России , обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

Давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

Делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

Наносить на контурные карты основные формы рельефа;

Давать характеристику климата своей области (края, республики);

Показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

9

Различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую;

Функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

Использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

Объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

Сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

Оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.


выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России;

выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.







2. Содержание

разделы

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Развитие географических знаний о Земле

Введение. Что изучает география.

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

Географические открытия 17-19вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Географические исследования в 20 веке (открытие Южного и Северного полюсов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.

Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.





Земля во Вселенной. Движение Земли и их следствия.

Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли.Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.





Изображение земной поверхности.

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.






Природа Земли.

Литосфера

Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.






Гидросфера.


Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения.Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.





Атмосфера


Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.

Оптические явления в атмосфере.





Биосфера.


Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы





Географическая оболочка как среда жизни.


Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей.





Освоение Земли человеком.



Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона).

Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманы, М.Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф Магелан, Э. Картес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев).

Важнейшие географические открытия и путешествия в 16-19 вв. (А. Макензи, В. Атласов и Л. Морозко, С. В. Беринг и А. Чирков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, Н.Н. Михлухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М. Пржевальский.

А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле «Челленнджер», Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук.

Важнейшие географические открытия и путешествия в 20 веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амендсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев).

Описание и нанесение на контурную карту географич6еских объектов одного из изученных маршрутов.



Главные закономерности природы Земли.

Литосфера и рельеф Земли.



История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.



Атмосфера и климаты Земли.



Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на

заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей).




Мировой океан – основная часть гидросферы.



Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.




Географическая оболочка.



Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей).




Человечество на Земле.



Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.



Характеристика материков Земли.

Южные материки.



Особенности южных материков Земли.



Африка.



Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта.

Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа).

Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).

Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств).

Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).





Южная Америка.



Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).




Австралия и Океания.



Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики.

Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).

Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»).




Антарктида.



Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.




Северные материки.



Особенности северных материков Земли.



Северная Америка.



Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев).

Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира.




Евразия.



Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.

Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).

Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики).

Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны).

Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).

Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).

Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).

Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»).

Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая).







Взаимодействие природы и общества.



Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).



Территория России на карте мира.




Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.


Общая характеристика природы России.







Рельеф и полезные ископаемые России.




Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.


Климат России.




Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной

солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.


Внутренние воды России.




Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озер. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека.


Почвы России.




Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.


Растительный и животный мир России.




Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.


Природно территориальные комплексы России.

Природное районирование.




Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.


Крупные природные комплексы России.




Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).

Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)).

Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).

Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).

Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.

Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)).

Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).

Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность).

Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).

Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.

Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.

Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).

Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы.

Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).

Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).

Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района).

Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).

Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).

Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов).

Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы).

Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).



Население России.




Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции населения в России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России. Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов. Города России их классификация.


География своей местности.




Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.


Хозяйство России.

Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.





Экономическая и социальная география в жизни современного общества.Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России. Географическое районирование. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Главные отрасли и межотраслевые комплексы.





Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная промышленность. Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли. Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса. Химическая промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития. Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания.Рекреационное хозяйство.Территориальное (географическое) разделение труда.

Хозяйство своей местности.





Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.

Районы. России.

Европейская часть России.





Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.



Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов. Москва – столица Российской Федерации.

Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.



Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.

Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Азиатская часть России.





Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.

Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства.

Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.

Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.

Россия в мире.





Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.















3. Тематическое планирование для 5 класса.

Данную рабочую программу реализует УМК «Сферы» для 5-6 классов:

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник с приложением на эл. носителе. Просвещение, УМК «Сферы», 2014г.

Савельева Л.Е., Котляр О.Г., Григорьева М.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Иллюстрированный атлас. Просвещение, УМК «Сферы», 2016г.

Котляр О.Г. География. Планета Земля. 5-6 классы. Контурные карты. Просвещение, УМК «Сферы», 2016г.



п/п

урок




Тема урока

Формы контроля (практичес

кие, проверочные и тестовые работы)

Домашнее задани

Введение - 1 час


1

Введение. Что изучает география.


§1,§2, зап. в тетр.



Развитие географических знаний о Земле – 7 часов.

1.

1.2

Представления о мире в древности. Появление первых географических карт.


§3,4, зап. в тетр.

1.33


1.3.

География в эпоху Средневе­ковья; Азия, Европа


§5


1.4.

Открытие Нового Света.


§6


1.5.

Эпоха Великих географических открытий.



§7


1.6.

Географические открытия 17-18 вв. Первое русское кругосветное путешествие.

Практическая работа №1(обуч.) Составление презентации по теме «Великие русские путешественники»



1.7.

Географические исследования в 20 веке.

Практическая работа №2(итог.) Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.



§9, зап. в тетр.


1.8.

Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»

Проверочная работа №1 «Развитие географических знаний о Земле»





Изображение земной поверхности – 12 часов.


2

2.9.

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки.

.

§10


2.10

Масштаб. Условные знаки. Масштаб и условные знаки на карте.


§11,12


2.11

Способы изображения не­ровностей земной поверхности.

Практическая работа №3(обуч.) Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.

§13


2.12

Стороны горизонта. Ориен­тирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.

Практическая работа №4 (обуч.)

Определение азимута. Ориентирование на местности.

§14


2.13

План местности. Съёмка местности.

Практическая работа №5(обуч.) Определение на местности направлений и расстояний.

§15,16

13

2.14

Составление плана местности.

Практическая работа №6(итог.) Полярная съемка местности

Зап. в тетр.


2.15

Географическая карта – особый источник информации.

§17

15


2.16

Градусная сеть: параллели и меридианы


§18



2.17

Географические координаты: географическая широта и географическая долгота


§19


2.18

Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

Практическая работа №7(итог.) Определение координат географических объектов по карте. Определение направлений и расстояний на глобусе и карте.

повт. Зап. В тетр., п 19, зад. в тетр.

19

2.19

Географические информаци­онные системы

Практическая работа №8(обуч.) Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов

§20


2.20

Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование»

Географический диктант по определениям раздела.

Проектное задание №1«Круизный маршрут»







Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия – 5 часов.

3

3.21

Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры Земли.


§21



3.22

Наклон земной оси к плоскости орбиты. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки. Календарный год.

.

§22


3.23

Движение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. Тропики и полярные круги. Пояса освещённости.. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времён года.

Практическая работа №9 (обуч.) Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года

§23


3.24

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Викторина «Планеты Солнечной системы».




§24


3.25

Обобщающий урок по теме «Земля — планета Солнечной систе­мы»

Проверочная работа №2 «Земля – планета Солнечной системы»





Природа Земли.

Литосфера – 8 часов.



4.26

Литосфера- «каменная» оболочка Земли Внутреннее строение Земли.





§25


4.27

Строение Земли. Разнообразие горных пород и минералов на Земле.

Практическая работа №10(итог.) Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. Определение горных пород по их свойствам

§25


4.28

Земная кора. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

Проект №2 «Храни меня мой талисман (драгоценные и поделочные камни)»

§26,28


4.29

Рельеф Земли. Способы изображения рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа — горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Особенности рельефа своей местности.




§27,зап. в тетр.


4.30

Горы. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор.

Практическая работа№11 (итог.) Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.

П27, зап. в тетр.


4.31

Рельеф дна океанов.


П27. Зап. в тетр.


4.32

Внешние силы как раз­рушители и созидатели рельефа.


§29


4.33

Человек и мир камня. Обоб­щение по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли»

Проверочная работа №3 «Литосфера – каменная оболочка Земли».

§30

Повторение 1 час


4.34

Обобщающее повторение за курс География. Планета Земля, 5 класс

Обобщающая викторина




6 класс

Данную рабочую программу реализует УМК «Сферы» для 5-6 классов:

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник с приложением на эл. носителе. Просвещение, УМК «Сферы», 2014г.

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь - тренажер в 2-х частях. Просвещение, УМК «Сферы», 2015г.

Савельева Л.Е., Котляр О.Г., Григорьева М.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Иллюстрированный атлас. Просвещение, УМК «Сферы», 2015г.

Котляр О.Г. География. Планета Земля. 5-6 классы. Контурные карты. Просвещение, УМК «Сферы», 2015г.







п/п

урок






Тема урока

Формы контроля (практичес

кие, проверочные и тестовые работы)

Домашнее задание


1


Введение.

Практическая работа №1(обуч.) Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды».

Зап. в тетр.

Природа Земли.

Гидросфера – 9 часов

1.2

Гидросфера – водная оболочка Земли. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды.


§31


1.3

Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и солёность.


§32


1.4

Движение воды в Океане – волны, течения.

Практическая работа №2(итог.) Описание по картам вод Мирового океана

§33

1.5

Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек.


§34


1.6

Воды суши. Озёра и их происхождение. Болота. Водохранилища. Каналы.

Географический диктант «Части реки»

§35


1.7

Воды суши. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды.


§36


1.8

Воды суши. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота.


§37


1.9

Человек и гидросфера.

Практическая работа №3 (итог.)

«Комплексное описание реки»

§38


1.10

Обобщающий урок по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли».

Групповой проект №1 выпуск газеты «Океан достояние человечества».



Атмосфера – 10 часов.


2

2.11

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Строение воздушной оболочки Земли.


§39


2.12

Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса

Практическая работа №4 (итог.) «Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой (Определение средних температур, амплитуды и построение графиков)»

§40


2.13

Влажность воздуха. Облака.


§41


2.14

Вода в атмосфере. Атмосферные осадки.

Практическая работа (обуч.)№5 «Построение диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным»

§42


2.15

Атмосферное давление.

Практическая работа (обуч.)№6 Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления.

§43, с110


2.16

Ветер. Постоянные и переменные ветра.

Практическая работа №7(итог.) Обобщение данных дневника погоды. Построение розы ветров

§43, с111-113


2.17

Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды.


§44


2.18

Понятие климат. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей.


§45


2.19

Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера.

Географический диктант по определениям «Атмосфера»

§46-47


2.20

Обобщающий урок по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».

Контрольная работа №1 «Атмосфера»


Биосфера – 5 часов.

3

3.21

Биосфера – живая оболочка Земли.


§48


3.22

Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах.


§49


3.23

Значение биосферы. Воздействие организмов на земные оболочки.


§50


3.24

Человек – часть биосферы.


§51


3.25

Воздействие человека на природу. Охрана природы. Обобщение по теме «Биосфера – оболочка жизни».

Проект №2«Природа моего края» -презентация.

§52

Географическая оболочка как среда жизни - 8 часов.

4

4.26

Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность.


§53,54

4.27

Природные комплексы своей местности.

Практическая работа №8(обуч.) Изучение природных комплексов своей местности.

Зап. в тетр.


4.28

Почва.


§55


4.29

Природные зоны Земли. Ледяные пустыни и тундры.


§56


4.30

Природные зоны Земли. Леса.


§57


4.31

Природные зоны Земли. Степи и саванны. Засушливые области планеты.













§58. 59


4.32

Природные комплексы Мирового океана.

тест «Природные зоны»

§60


4.33

Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие.

Итоговый контроль за 6 класс.

§61-62 чит.


4.34

Обобщающий урок по теме «Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс

Групповой проект №3 «Благоустройство своего района».



7 класс.


Данную рабочую программу реализует УМК «Сферы» для 7 класса:

  • Учебник – география. Земля и люди. М: Просвещение, 2012 г. Кузнецов Е.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П.

  • Географический атлас. 7 класс. – М: Просвещение,2016г. Кузнецов Е.П.

  • Контурные карты с заданиями. М: Просвещение,2016г, Кузнецов А.П., Котляр О.Г.





п/п

урок






Тема урока

Формы контроля (практичес

кие, проверочные и тестовые работы)

Домашнее задание

1.

Освоение Земли человеком – 2 ч.


1.1.

Введение.

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности, в эпоху Средневековья.


Стр.5, зап. в тетр.


1.2.

Важнейшие географические открытия и путешествия в 14-19 вв. Важнейшие географические открытия и путешествия в 20 веке.

Пр. раб. №1 (итог.) Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.

Зап. в тетр., зад. в конт. карте.

2.Главные закономерности природы Земли - 9 часов


Литосфера и рельеф Земли.



2

2.3

История Земли как планеты.


п.1,2


2.4

Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли.


Зап. в тетр.


2.5

Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия.


п.3


2.6

Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.

№2(обуч.) Определение по картам зависимости рельефа территории от строения земной коры.

п.4

Атмосфера и климаты Земли.




2.7

Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли.


П.5


2.8

Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли.


№3 (итог.) Определение особенностей каждого пояса по картам и обозначение их на контурной карте.

п6

Мировой океан – основная часть гидросферы.




2.9

Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений.

№4(обуч.) Составление картосхемы «Морские течения в Океане»

п7


2.10

Размещение вод суши. Сток поверхностных вод. Влияние рельефа и климата на распределение поверхностного стока. Крупнейшие реки и озёра мира. Ледники и подземные воды.


п8

Географическая оболочка.




2.11

Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли . Высотная поясность.

№5(обуч.) Анализ карт климатических поясов и природных зон мира.

п9

  1. Человечество на Земле – 8 ч.

3

3.12

Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам.

Расовый состав.

Проверочная работа №1 «Природа Земли: главные закономерности»

п10


3.13

Численность населения Земли. Размещение людей на планете Земля.

№6 (итог.) Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

п11-12


3.14

Нации и народы, языка планеты. География современных религий.


№7(обуч.) Работа с политической картой мира. Картой народов мира и картой религий мира.

п13


3.15

Хозяйственная деятельность людей. Исторические этапы формирования современного хозяйства. Основные виды современной деятельности человека, особенности их географии.

№8(обуч.) Составление таб. «Виды отраслей хозяйства» Характеристика сельского хозяйства, промышленности.

п14


3.16

Городское и сельское население. Города и сельские поселения.


п15


3.17

Страны на карте мира. Политическая карта мира. Различие стран по размерам, географическому положению, числу жителей, хозяйственной деятельности, формам правления. Республики и монархии. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны.

№9(обуч.) Обозначение на контурной карте крупнейших стран.

п16


3.18

Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой.


п17


3.19

Обобщающий урок по теме «Население Земли»



  1. Характеристика материков Земли - 45 часов.


Океаны 4 часа.


Мировой океан – основная часть гидросферы.



4

4.20

Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.


П18


4.21

Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.


П19


4.22

Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.

Проект №1 «Путешествие по океанам»

П20


4.23

Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.

№10 (итог.) Сравнительная характеристика двух океанов (по выбору).

П21

Южные материки.

Африка 7 часов.




4.24

Особенности южных материков Земли. Географическое положение Африки и история исследования.

№11(обуч.) Определение географического положения материка. Обозначение на контурной карте Г.П. Африки

с66, зап. в тетр.


4.25

Рельеф и полезные ископаемые.

№12(обуч.) Чтение рельефа Африки по профилям. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

с66-67 зап. в тетр.


4.26

Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей.

№13 (обуч.) Анализ климатических диаграмм. Характеристика речной системы с установлением связей: река-рельеф-климат. Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр материка.

с67-68


4.27

Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка.

Крупные природные, природно-хозяйственные регионы Африки. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.


п23


4.28

Население Африки. Численность и размещение населения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта Африки. Особенности хозяйственной деятельности.


п24


4.29

Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа). Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).


п25



4.30

Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств).

Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).

№14 (итог.) Описание географического положения страны (Египет, Демократическая Республика Конго) по политической карте, природных условий, населения и хозяйственной жизни. Обозначение стран на контурной карте.

п26



Южная Америка - 6 часов




4.31

Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка.

№15(обуч.) Описание и обозначение на контурной карте географического положения, крупных форм рельефа и месторождения полезных ископаемых материка.




с82-83



4.32

Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Природные ресурсы и их использование. Катастрофические явления природного и техногенного характера.

№16(обуч.) Анализ климатических диаграмм. Характеристика речной системы с установлением связей: река-рельеф-климат. Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр материка.

с83-85


4.33

Природные зоны. Эндемики. Природные районы материка.: равнинный Восток. Изменение природы. Высотная поясность Анд. Особенности природы и хозяйственной деятельности. Охрана природы.


п.27, 28



4.34

Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения).. Численность и размещение населения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта Южной Америки. Особенности хозяйственной деятельности.


п29


4.35

Страны востока(особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности). Бразилии: географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.


с96-97


4.36

Страны запада(особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности). Географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры стран Южной Америки: Венесуэла, Перу.

№17 (обуч.) Описание географического положения страны по политической карте, природных условий, населения и хозяйственной жизни. Обозначение стран на контурной карте.

п30

Австралия и Океания 5 часов




4.37

Географическое положение , история исследования, особенности рельефа материка.

№18(обуч.) Описание и обозначение на контурной карте географического положения, крупных форм рельефа и месторождения полезных ископаемых материка.

с100 зап. в тетр.


4.38

Основные черты климата и внутренних вод Австралии. Зональные природные комплексы. Природные ресурсы и их использование. Охрана природы.

№19 (обуч.) Анализ климатических диаграмм. Характеристика речной системы с установлением связей: река-рельеф-климат. Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр материка.

с101-103


4.39

Океания, геологическое строение и рельеф, климат, органический мир, природные богатства. Специфические особенности трёх островных групп: Меланезия, Микронезия и Полинезия. Катастрофические явления природного и техногенного характера


п32


4.40

Население Австралии и Океании. Численность и размещение населения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта Австралии и Океании. Особенности хозяйственной деятельности.


п33


4.41

Австралийский Союз (Географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеладского города, отсутствие соседа отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).


П34 - 35



Антарктида- 2 +1 часа




4.42

Антарктида – уникальный материк на Земле .Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Антарктиды. Зональные природные комплексы. Природные ресурсы и их использование.

№20(обуч.) Описание географического положения и особенностей природы Антарктиды.

п36


4.43

Освоение Антарктиды человеком. Цели исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.

Проект №2 (презентация) «Царство льда»

п37


4.44

Обобщающий урок «Южные материки»


зап. в тетр.

Северные материки.





Северная Америка - 7 часов.




4.45

Особенности северных материков Земли. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые.

№21(обуч.) Описание и обозначение на контурной карте географического положения, крупных форм рельефа и месторождения полезных ископаемых материка.

с116-117


4.46

Климат, внутренние воды. Природные зоны. Эндемики. Природные ресурсы и их использование.

№22(обуч.) Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

с117-119


4.47

Равнины Северной Америки. Особенности природы и хозяйственной деятельности. Изменения природы под влиянием деятельности человека.

№23(обуч.) Выявление зависимости размещения населения и хозяйства от природной зональности.

п39


4.48

Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Горы Северной Америки. Особенности природы хозяйственной деятельности. Катастрофические явления природного и техногенного характера


п40


4.49

Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев). Численность и размещение населения. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта Северной Америки. Особенности хозяйственной деятельности.


п41


4.50

Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики.


с126-127


4.51

Урок – практикум.

№24 (итог.) Составление описания путешествия по США – как одной из ведущих стран современного мира.


Евразия – 14 ч.




4.52

Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии.

№25(обуч.) Нанесение на контурную карту географического положения, рельеф и месторождения полезных ископаемых материка.

П43


4.53

Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей.


С135


4.54

Реки, озёра материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики. Охрана природы.

№26 (обуч.) Описание внутренних вод Евразии.

С136


4.55

Северная, Средняя и Южная Европа: рельеф, климат, поверхностные воды, заселённость и освоенность территории. Изменение природы под влиянием деятельности человека.


П44


4.56

Северная Евразия, Северо-Восточная и Восточная Азия: рельеф, климат, поверхностные воды, заселённость и освоенность территории. Изменение природы под влиянием деятельности человека.


П45


4.57

Южная, Юго-западная и Центральная Азия: рельеф, климат, поверхностные воды, заселённость и освоенность территории. Изменение природы под влиянием деятельности человека.


П46


4.58

Население Евразии. Численность и размещение населения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта Евразии. Особенности хозяйственной деятельности.


П47


4.59

Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей). Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики).


П48


4.60

Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны). Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви).


П48


4.61

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии .


П49


4.62

Страны Центральной Азии.


Зап. в тетр.


4. 63

Страны Восточной Азии.


Зап. в тетр.


4.64

Страны Южной и Юго-Восточной Азии.


Зап. в тетр.


4.65

Обобщающий урок «Северные материки»




5

Взаимодействие природы и общества 2 ч.




5.66

Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и её охраны.


П50


5.67

Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы. Международная Географическая Организация, ЮНЕСКО и др.).

№27(обуч.) Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений.



5.68

Обобщающее повторение по курсу.


















36



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по географии 5-7 класс

Автор: Пышкина Любовь Николаевна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378685

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа ГЕОГРАФИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia_programma_geografiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531711"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183774"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по географии 5 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "136694"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417169619"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "рабочая программа 8-9 класс"
    ["seo_title"] => string(26) "rabochaiaproghramma89klass"
    ["file_id"] => string(6) "309974"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458902105"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по географии для 5 класса. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "220016"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434467199"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства