Мощным средством активизации умственной деятельности и усвоения знаний обучающимися являются самостоятельные работы. Самостоятельная работа может осуществляться как на уроке, так и во внеурочное время, служит средством повышения эффективности процесса обучения и подготовки обучающихся к самостоятельному пополнению своих знаний.
Данная рабочая тетрадь разработана на основе рабочей тетради В.П.Максаковского для 11 класса и предназначена для самостоятельной работы по разделу "Общая характеристика мира". Все задания разбиты на 5 тем: "Современная политическая карта мира", "География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды", "География населения мира", "Научно-техническая революция и мировое хозяйство", "География отраслей мирового хозяйства".
Задания различного вида - вопросы, тесты, заполнение таблиц позволят обучающимся проверить и обогатить собственные знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по географии для 11 класса »
Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Таштагольский Многопрофильный Техникум»
Рабочая тетрадь
по географии для 11 класса
(раздел: Общая характеристика мира)
Разработала преподаватель географии
и биологии СП по ООП при ФКУ ИК-4
Ефремова Ольга Николаевна
г.Таштагол, 2015г
Введение
Проблема повышения эффективности учебного процесса, совершенствования методов обучения и контроля за знаниями обучающихся в настоящее время является актуальной. Важнейшим требованием к уроку является активная деятельность обучающихся, которая формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется сознательными усилиями и действиями обучающихся для успешного выполнения задач, возникающих в процессе обучения. Активизация познавательной деятельности направлена не только на активность мышления, но и на повышение умственных усилий, на улучшение процесса усвоения знаний, умений и навыков. Мощным средством активизации умственной деятельности и усвоении знаний учащимися являются самостоятельные работы. Самостоятельная работа, по мнению Т.А. Ильиной, представляет собой особый вид учебной деятельности обучающихся, который осуществляется под руководством учителя, но без его участия, и характеризуется большой активностью протекания познавательных процессов.
Самостоятельная работа может выполняться как на уроке, так и во внеурочное время, служит средством повышения эффективности процесса обучения и подготовке обучающихся к самостоятельному пополнению своих знаний.
Данная рабочая тетрадь разработана на основе рабочей тетради В.П. Максаковского для 11 класса и предназначена для самостоятельной работы обучающихся по разделу «Общая характеристика мира». Все задания разбиты на 5 тем: «Современная политическая карта мира», «География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды», «География населения мира», «Научно – техническая революция и мировое хозяйство», «География отраслей мирового хозяйства». Задания различного вида – вопросы, тесты, заполнение таблиц – позволят обучающимся проверить и обогатить собственные знания.
Содержание
1. Введение
2. Раздел I. Общая характеристика мира.
2.1 Современная политическая карта мира
2.2 География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана
окружающей среды.
3.3 География населения мира.
4.4 Научно – техническая революция и мировое хозяйство.
5.5 География отраслей мирового хозяйства.
Раздел I. Общая характеристика мира
Тема 1. Современная политическая карта мира
Задание 1: Сколько стран насчитывается в 2015 г. на политической карте мира?
а)140 б)196 в)310 г)256
Задание 2: Используя «визитную карточку» стран на форзаце учебника, напишите 3-5 стран, которые являются крупнейшими:
а) по размерам территории_____________________________________________________;
б) по численности населения ___________________________________________________.
Задание 3: Напишите 3 государства, которые расположены:
а) на островах; _____________________________________________________________;
б) на архипелагах._____________________________________________________________.
Задание 4: Подчеркните, какие из перечисленных государств не имеют выхода к морю.
Страны с переходной экономикой:_____________________________________________
Задание 10: Дайте определение «Горячая точка» и приведите примеры регионов, в которых они есть.______________________________________________________________
Форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, называется…___________
Форма правления, которая передается по наследству…____________
Форма административно-территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная, исполнительная и судебная власть, называется…___________
Форма административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными властями существуют отдельные территориальные единицы, имеющие свои законодательные, исполнительные и судебные органы, называется…_______________
Задание 12: Составьте систематизирующую таблицу «Государственный строй стран мира», используя «визитную карточку» стран на форзаце учебника. В каждую строку впишите 3 страны.
Форма правления
Форма административно-территориального устройства
Республики
Монархии
Унитарные государства
Федеративные государства
конституционные
абсолютные
Задание 13: В содружество, возглавляемое Великобританией, входят 53 страны. Подчеркните страны, являющиеся членами этого содружества:
1)Индия, 2) Мадагаскар, 3) Новая Зеландия, 4) США, 5) Шри-Ланка, 6) Аргентина,
7) Намибия, 8) Ливия, 9) Турция, 10) Израиль.
Задание 14: Выберите одну из стран, играющую важную роль в мировой политике. Дайте письменную характеристику её политико-географического положения по плану:
План описания политико-географического положения страны:
Общие сведения о стране (размеры страны, социально-экономический тип, столица).
Положение страны на материке.
Вид страны по географическому положению.
Участие страны в международных военных, экономических и политических организациях.
С какими странами и где граничит страна.
Участие стран-соседей в международных организациях.
Выделение среди соседних стран союзных, враждебных и нейтральных государств.
Какими морями (океанами) и где омывается страна.
Выход страны к важнейшим линиям международных коммуникаций.
«Горячие точки», угрожающие безопасности страны.
Обоснование вывода о благоприятном или неблагоприятном ПГП страны.
Задание 15. Составьте кроссворд «Страны мира».
Тема 2.География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды
Задание 2. Обеспеченность человечества разведанными запасами четырех важнейших видов минеральных ресурсов оценивается следующим числом лет: 50, 65, 150, 240. Определите, к каким конкретно видам минерального сырья и топлива относится каждый из этих показателей.____________________________________________________________
Задание 4.В перечисленном списке стран подчеркните 2 страны с наибольшими разведанными запасами природного газа: Россия, Ливия, Великобритания, Индия, Канада, Венесуэла, Иран.
Задание 5. Самыми большими разведанными запасами угля обладают страны:
а) Россия, ФРГ, Китай ЮАР, Австралия
б) Индия, США, Польша, Украина, Нигерия. _____________________________________
Задание 6. Среди перечисленных ниже стран подчеркните разным цветом те, которые наиболее богаты железной рудой, бокситами, медной рудой и оловом: 1) Австралия,
Задание 7. В приведенном списке подчеркните страны с наибольшим гидроэнергетическим потенциалом: 1) Китай, 2) Египет, 3) США, 4) Канада, 5) Бразилия, 6) Франция, 7) ДР Конго, 8) Индия, 9) Австралия, 10) Намибия.
Задание 8. Перечислите нетрадиционные источники энергии________________________
землями и размером в структуре мирового земельного фонда, в %:
обрабатываемые земли а) 32%
луга и пастбища б) 3%
леса и кустарники в) 11%
земли под населенными пунктами,
промышленными и транспортными объектами г) 26%
малопродуктивные и непродуктивные земли д) 28%
_____________________________________________
Задание 10. Напишите примеры стран с наибольшей обеспеченностью пашней на душу населения:_________________________________________________________________
Задание 11: Подчеркните из приведенного ниже списка страны с наибольшей обеспеченностью водными ресурсами на душу населения: Канада, Судан, Россия, Австралия, Китай, Новая Зеландия, Бразилия.
Задание 12. Напишите страны (а) с наибольшей и (б) с наименьшей обеспеченностью лесными ресурсами: а) _______________________________________________________,
Укажите, какой тип воспроизводства населения характерен для развитых, а какой для развивающихся стран.
Задание 3. Укажите правильные утверждения:
а) естественный прирост населения в мире составляет 13%;
б) численность населения в мире в 2015 г. равна 5 млрд. чел.;
в) самая низкая продолжительность жизни в странах Европы;
г) самая высокая рождаемость в странах Африки.
Задание 4. Напишите, какие закономерности наблюдаются в структуре населения развитых_____________________________________________________________________;
Задание 5. Подчеркните 3 из перечисленных ниже языков, имеющих наиболее широкое распространение в мире: 1)английский, 2) китайский, 3) испанский,4)русский, 5)французский.
Задание 6. Установите соответствие между
мировой религией и регионом распространения: 1. Христианство а) Страны Африки и Азии
2. Ислам б) Страны Европы, Америки и Австралии
3. Буддизм в) Страны Центральной, Юго-Восточной и
Восточной Азии
_____________________________________
Задание 7. Запишите показатель средней плотности населения в мире:________________
Задание 8. Приведите примеры стран с разной плотностью населения(3 -5 стран):
Свыше 200 чел/км2_____________________________________________________________
Слабоурбанизированных ________________________________________________________ Задание 13. Напишите, какие существуют формы сельского расселения. Приведите примеры стран, для которых они характерны.
Задание 14. Составьте кроссворд на тему «Города – миллионеры».
Тема 4. Научно – техническая революция и мировое хозяйство
Задание 1. Заполните пропуски в определении: Научно-техническая революция представляет собой ____________________________________________________________
в производительных силах человечества, основанный на превращении ________________
Задание 4. Производство в эпоху НТР развивается по ______ главным направлениям. Напишите одно из них. _________________________________________________________
Задание 5. Мировое хозяйство сформировалось в конце _____ - начале _____ веков.
Задание 6. Установите соответствие между
странами и отраслями их международной специализации:
Задание 1. Подчеркните «пятерку» стран, являющихся крупнейшими мировыми промышленными производителями, на 2014 г.: США, Россия, Бразилия, Китай, Германия, Австралия, Япония, Индия, Италия, Канада.
Задание 2. Приведите примеры стран (2-3), лидирующих по добыче следующих видов полезных ископаемых:
типами электростанций и долей их в структуре выработки:
электроэнергии
1. ГЭС а) 63%
2. ТЭС б)17%
3. АЭС в) 20% _____________________________
Задание 6. Подчеркните страны входящие в группу «великих горнодобывающих держав»: Индонезия, Индия, ЮАР, Аргентина, Австралия, Италия, Россия, Казахстан.
Задание 7. Напишите 3 страны-лидеры по размерам выплавки стали__________________
Металлургия тяжелых цветных металлов ___________ «привязана» к странам и районам их добычи, а руды легких цветных металлов _____________ можно __________________.
Задание 9. В мире выделяют 4 машиностроительных региона. Напишите какие.
1.__________________________________
2.__________________________________
3.__________________________________
4.__________________________________
Задание 10. Напишите по 3 страны лидера по производству:
Задание 11. В мировой химической промышленности сложились 4 главных региона. Напишите какие.
1.__________________________________
2.__________________________________
3.__________________________________
4.__________________________________
Задание 12. В приведенном ниже списке подчеркните страны – лидеры по производству химического волокна: США, Ирландия, Китай, Тайвань, Россия, республика Корея, Судан, Япония, Бразилия, Индонезия.
Задание 13. Заполните пропуски в тексте:
В пределах северного лесного пояса заготавливается в основном _____________________
древесина. Для стран___________________________________________________________
лесная и деревообрабатывающая промышленность являются отраслями международной специализации. В пределах южного лесного пояса заготавливается ___________________
древесина. Здесь сложились 3 главных ареала лесной промышленности _______________
страной с наибольшим поголовьем и домашними животными:
Китай а) овцы
Австралия б) крупный рогатый скот
Индия в) свиньи
Задание 19. В перечисленном списке подчеркните страны, лидирующие по размерам улова рыбы и добыче морепродуктов: Китай, Италия, Перу, Индия, Япония, Чили, США, Аргентина, Россия, Тунис.
Задание 20. Укажите вид транспорта, который занимает первое место в мировом
пассажирообороте а) автомобильный
грузообороте б) железнодорожный
в) трубопроводный
г) внутренний водный
д) морской
_________________________ е) воздушный
Задание 21. Заполните таблицу, в которой укажите страны, имеющие более 1 мирового порта:
Страны
Их морские мировые порты
Задание 22. Перечислите основные формы всемирных экономических отношений:
Задание 24. Среди ниже перечисленных стран подчеркните страны - лидеры по приёму иностранных туристов: Франция, Канада, США, Индия, Италия, Мексика, Египет, Таиланд, Китай, Россия.