kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по географии 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена к учебнику - География. Россия. 9 класс:  учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. А.И.Алексеева, С.И.Болысов, В.В Николина  и др.;  под ред. А.И.Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд –во «Просвещение». – 3 – е изд., испр.  -  М.: Просвещение, 2011. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ардатовская средняя общеобразовательная школа №1»







Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №14

от 30.08.2013








Рабочая программа

по географии

9 класс



Составитель: Сидорова Татьяна Николаевна

учитель географии,

первая квалификационная категория
















2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе

следующих документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г

№273- ФЗ.

2. Программы общеобразовательных учреждений. География. 6 – 9 классы, 10 – 11 классы

Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина. – 2-е изд., - М.: «Просвещение»,

2009.

3.Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).



Программа составлена к учебнику - География. Россия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. А.И.Алексеева, С.И.Болысов, В.В Николина и др.; под ред. А.И.Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд –во «Просвещение». – 3 – е изд., испр. - М.: Просвещение, 2011. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).


Курс « География России: население и хозяйство» завершает базовое географическое образование, создает у школьников образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими и социальными проблемами, решаемыми Россией на современном этапе ее развития. Курс служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей родины и населяющих ее народов, экономического образования школьников.

Содержание данного курса по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных экономических территорий России. Такой подход позволяет рассматривать экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду в их равноправном взаимодействии.

В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности российского человека и общества.

Педагогический синтез общеэкономических и демографических основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности.


Главная цельформирование образа своей Родины (ее субъектов) во всем многообразии и целостности, показ взаимосвязи трех основных принципов – компонентов – природы, населения, хозяйства; воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль­туре своей страны и населяющих ее народов, выработ­ка умений и навыков адаптации и социально-ответст­венного поведения в российском пространстве; разви­тие географического мышления.






Основные цели:

-   освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

-   овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

-  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

-  формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Характеристика учащихся 9-х классов

В 2013-2014 учебном году по данной программе обучаются два класса.

В 9 «а» классе обучается 26 учеников, из которых 8 мальчиков, 17 девочек. Между обучающимися достаточно ровные бесконфликтные отношения.

Среди всех учащихся класса выделяется одна обучающаяся, которая обладает глубокими знаниями по предмету. Она старательна, любознательна, на уроках выполняет задания более высокого уровня по сравнению с другими детьми.

Одиннадцать учеников имеют по предмету хорошие оценки. Эти дети проявляют желание изучать предмет географию, но их часто приходится направлять учителю.

Девять учеников – это дети со средним уровнем способностей и невысокой мотивацией к обучению, они усваивают только программный минимум, часто не выполняют домашние задания.

Пять обучающихся отличаются слабой организованностью, безответственным отношением к выполнению учебных и домашних заданий.


В 9 «б» классе обучается 23 учащихся, из которых 11 мальчиков, 12 девочек.

Основная масса обучающихся класса – это дети со средним уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, безответственным отношением к выполнению домашних заданий.

Два ученика, на фоне, всего класса отличаются очень высокими знаниями предмета, а еще в их поведении радует то, что они всегда стараются разобрать материал от начала до конца, на уроках они всегда активны.

Несколько учеников имеют хорошие оценки по предмету.

Таким образом, можно сказать, что обучающиеся классов весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей, а это обусловило необходимость использования в работе с ними разнообразных форм и методов обучения.




Место предмета в базисном учебном плане:


Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения географии в 9 – м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.


Содержание программы

ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ
9 класс

Введение – 1 час

Регионы России – 11 часов

Европейская Россия – 33 часа

Тема 1. Центральная Россия – 10 часов

Тема 2. Северо-Запад – 2 часа

Тема 3. Европейский Север – 5 часов

Тема 4. Северный Кавказ – 5 часов

Тема 5. Поволжье – 5 часов

Тема 6. Урал – 6 часов

Азиатская Россия – 18 часов

Тема 7. Сибирь – 11 часов

Тема 8. Дальний Восток – 7 часов

Заключение – 7 часов


      Регионы России (11 ч)

      Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. План характеристики географического района.
      Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.

Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
      Экологическая безопасность России.

      Практикум1. Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ. 2. Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати.


ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (33 ч)

    Тема 1. Центральная Россия (10 ч)

      Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.
      Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
      Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.

      Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.

      Волго-Вятский район. Своеобразие района.
      Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1 и 2). Работаем с текстом; подготовка к дискуссии.
      ПрактикумСоздание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации.


    Тема 2. Северо-Запад (2 ч)

      Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала.
      Этапы освоения территории.  Отрасли специализации.

Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков.

Санкт-Петербург. Особенности планировки . Промышленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.

      Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
            Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» —

3). Создание электронную презентацию «Санкт-Петербург — вторая столица России».
      ПрактикумПодготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей».


    Тема 3. Европейский Север (5 ч)

      Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Специализация района.
      Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы.
      Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Составление карты.
      Практикум. 1. Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт. 2. Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района.


    Тема 4. Северный Кавказ (5 ч)

      Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.
      Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения.

      Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5). Изучение своего края.
      Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт. 2. Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства.


    Тема 5. Поволжье (5 ч)

      Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.

Население.   Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.
      Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 6). Изучение проблем Поволжья.


    Тема 6. Урал (6 ч)

      Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.

      Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск.
      Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала. 

Урал – экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы Урала.
            Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 7). Оценка ресурсов региона.
      ПрактикумСравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала.


АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (18 ч)

    Тема 7. Сибирь (11 ч)

      Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота. 
      Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации.
      Западная Сибирь – главная топливная база России. Заболоченность территории — одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая – объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы развития. 

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 8). Составление карты.

Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири.


      Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал — объект Всемирного природного наследия.

Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь.
Крупные города: Красноярск, Иркутск., Норильск. Проблемы и перспективы развития района.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 9). Разработка туристического маршрута.

      Практикум1. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических карт). 2. Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы.


    Тема 8. Дальний Восток (7 ч)

      Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.

Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы.

Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.

Дальний Восток – далекая периферия или «тихоокеанический фасад» России? Внешние связи региона.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 10).

Пишем реферат.

      Практикум. 1. Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). 2. Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.


    Заключение (7 ч)

      Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.


В рабочую программу внесены следующие изменения:

Из темы «Регионы России» взят один урок на введение, для того чтобы рассказать учащимся, что будет изучаться в 9 классе и познакомить их со структурой ГИА по географии.

Раздел «Европейская Россия» увеличен на один урок за счет резервного времени, в связи с большим объемом изучаемого материала.

Раздел «Азиатская Россия» увеличен на 2 часа, за счет резервного времени, связи с большим объемом изучаемого материала.

Раздел «Заключение» увеличен на 2 часа за счет резервного времени, для того чтобы полно повторить пройденный материал.


Проверка усвоенного содержания по курсу «География. Россия» проводится фронтально (для всего класса) и индивидуально на различных этапах урока выставлением оценки по пятибалльной системе. Текущий индивидуальный учет достижений обучающихся проводится в письменной и устной форме. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов.



Требования к уровню подготовки учащихся

1)знать/понимать:

особенности географического положения, природных условий и ресурсов Центральной России, Северо-Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока;

этапы освоения территорий районов, хозяйственные и культурные особенности крупных городов;

особенности размещения населения, национальный состав, традиции народов;

особенности жизни и хозяйственной деятельности населения районов;

основные природные, культурные и хозяйственные объекты районов;

современные проблемы и тенденции развития природно-хозяйственных районов;

2)уметь:

определять географическое положение района;

давать характеристику района по плану;

давать сравнительную характеристику районов по плану;

читать топографические планы и туристические карты разных городов и туристических маршрутов;

работать с материалами периодический печати;

определять специализацию района на основе географических карт и статистических данных;

определять хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района;

3)оценивать:

изменения в развитии районов России;

уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия;

положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности.


Учебно-методический комплекс

1.Программы общеобразовательных учреждений. География. 6 – 9 классы, 10 – 11 классы

Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина – 2-е изд., - М.: «Просвещение», 2009.


2.География. Россия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/

А.И.Алексеев, С.И.Болысов, В.В Николина и др.; под ред. А.И.Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд –во «Просвещение». – 3 – е изд., испр. - М.: Просвещение, 2011. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).


3.Гусева Е.Е

География. «Конструктор» текущего контроля. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Е.Е Гусева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)


4.Николина В.В.

География. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В.Николина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).


5.Николина В.В. География. Мой тренажер. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.В.Николина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования,

изд –во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2009.


6.Николина В.В.

География. Проекты и творческие работы. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ В.В.Николина, Е.К. Липкина; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.


7.География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Атлас. – 12 изд., испр. – М.: Дрофа,

2010.

Дополнительная литература для учащихся

1.Исаченко А.Г. География в современном мире М, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1998.

2.Ром В.Я. Новое в России: цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику. «география

России. Население и хозяйство. 9 класс»: пособие для учащихся общеобразовательных

учреждений. М. : ДРОФА, 2006 год

3.Завьялова Е.Б., Радищева Н.В. Экономическая география в схемах и таблицах М.: изд-во

ПРОСПЕКТ, 2005 год

4.Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география

России. М., ГАРДАРИКА, 2001 год

5.Россия и ее регионы в ХХ веке: территория – расселение — миграции. Под ред.

О. Глезер и П. Поляна. М., изд-во «ОГИ», 2005















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по географии 9 класс

Автор: Сидорова Татьяна Николаевна

Дата: 10.09.2015

Номер свидетельства: 229945

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа ГЕОГРАФИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia_programma_geografiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531711"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183774"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по географии 5 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "136694"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417169619"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "рабочая программа 8-9 класс"
    ["seo_title"] => string(26) "rabochaiaproghramma89klass"
    ["file_id"] => string(6) "309974"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458902105"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по географии для 5 класса. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "220016"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434467199"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства