Программа составлена к учебнику - География. Страны и континенты. 7 класс: учеб. для
общеобразоват. учреждений/ А.И.Алексеев, В.В.Николина, С.И.Болысов и др.; под ред. А.И.Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд –во «Просвещение». – 3 – е изд. - М.: Просвещение, 2010. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина.– 2-е изд., - М.: «Просвещение»,
2009.
3.Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
Программа составлена к учебнику - География. Страны и континенты. 7 класс: учеб. для
общеобразоват. учреждений/ А.И.Алексеев, В.В.Николина, С.И.Болысов и др.; под ред. А.И.Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд –во «Просвещение». – 3 – е изд. - М.: Просвещение, 2010. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
Курс географии «Страны и континенты» – это второй по счету школьный курс географии.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Также в содержании курса учитываются уже полученные школьниками при изучении истории Древнего мира сведения о народах, государствах, занятиях людей, их религии и культуре в древности.
Параллельно с изучением страноведения учащиеся 7 классов изучают физику и биологию. Знания о живой и неживой природе, полученные на этих уроках используются в объяснениях учителя и в самостоятельной работе обучающихся.
В ходе изучения курса «География. Страны и континенты» формируется целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов. С другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной. В центре содержания курса находится человек, а также «человеческие сообщества» - страны.
Изучение географии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Характеристика учащихся 7–х классов
В 2013 – 2014 учебном году по данной программе обучаются два класса.
В 7 «а» обучается 27 учеников, из них 13 мальчиков, 14 девочек.
Среди всех учащихся класса выделяются четыре обучающихся, которые обладают глубокими знаниями по предмету. Они старательны, любознательны, на уроках выполняют задания более высокого уровня по сравнению с другими детьми. На уроках они очень активны.
Десять учеников – это дети, которые имеет по предмету хорошие оценки. Эти учащиеся проявляют желание изучать предмет географию, но их часто приходится направлять учителю.
Десять учеников – это дети со среднем уровнем способностей и невысокой мотивацией к обучению, они усваивают только программный минимум, часто не выполняют домашние задания.
Трое обучающихся отличаются слабой организованностью, безопасным отношением к выполнению учебных и домашних заданий.
В 7 «б» классе обучается 25 учащихся, из которых 12 мальчиков, 13 девочек.
Основная масса обучающихся класса – это дети со средним уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, безответственным отношением к выполнению домашних заданий.
Четыре ученика, на фоне, всего класса отличаются очень высокими знаниями предмета, а еще в их поведении радует то, что они всегда стараются разобрать материал от начала до конца, на уроках они всегда активны.
Несколько учеников имеют хорошие оценки по предмету.
Таким образом, можно сказать, что обучающиеся классов весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей, а это обусловило необходимость использования в работе с ними разнообразных форм и методов обучения.
Место предмета в базисном учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения географии в 7– м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Содержание программы
ГЕОГРАФИЯ. СТРАНЫ И КОНТИНЕНТЫ
Введение – 3 часа
Население Земли – 4 часа
Природа Земли – 11 часов
Природные комплексы и регионы – 4 часа
Материки и страны – 46 часов
Африка – 10 часов
Австралия – 6 часов
Антарктида – 2 часа
Южная Америка – 7 часов
Северная Америка- 7 часов
Евразия – 12 часов
Россия в мире – 2 часа
Повторение – 2 часа
Введение – 3 часа
Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике. Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты. Географическая исследовательская практика(Учимся с «Полярной звездой» — 1). Анализ фотографий, рисунков, картин.
Практикум.1. Описание одного из видов особо охраняемых территорий (по выбору) по плану: а) название; б) географическое положение; в) год создания; г) объект охраны (кто или что находится под охраной); д) уникальность объекта или вида; е) меры, принимаемые заповедником (заказником) для сохранения объекта или вида.
2. Анализ карт географического атласа.
Тема 1. Население Земли - 3 часа
Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира. Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений. Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга. Географическая исследовательская практика(Учимся с «Полярной звездой» — 2). Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность.
Практикум. 1. Анализ карты «Народы и плотность населения мира». 2. Определение на карте крупнейших городов мира. 3. Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира».
Тема 2. Природа Земли – 11 часов
Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера. Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин. Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых. Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем. 2. Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых.
Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре. Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны. Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков. Практикум. 1. Анализ карты «Среднегодовое количество осадков». 2. Анализ карты «Климатические пояса и области Земли». 3. Описание одного из климатических поясов по плану: а) название; б) положение относительно экватора и полюсов; в) господствующие воздушные массы; г) средние температуры января и июля; д) годовое количество осадков; е) климатические различия и их причины; ж) приспособленность населения к климатическим условиям данного пояса. 4. Изучение климатической диаграммы. 5. Анализ погоды в различных частях земного шара на основе прогнозов Интернета, телевидения, газет.
Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера. Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира. Географическая исследовательская практика(Учимся с «Полярной звездой» — 3). Поиск информации в Интернете. Практикум.1. Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты по плану: а) географическое положение; б) вид течения по физическим свойствам воды (холодное, теплое); в) вид течения по происхождению; г) вид течения по устойчивости (постоянное, сезонное); д) вид течения по расположению в толще вод (поверхностное, глубинное, придонное).
2. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.
Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков.
Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.
Тема 3. Природные комплексы и регионы – 4 часа
Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека. Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли». 2. Описание природных зон по плану.
Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана. Практикум.1. Описание океана по плану. 2. Сравнение океанов (по выбору).
Материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки — Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Последовательность изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны. Практикум. Установление сходства и различия материков на основе карт и рисунков учебника.
Как мир делится на части и как объединяется. Материки и части света. Географический регион. Понятие «граница». Естественные и условные границы. Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединенных Наций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур.
Тема 4. Материки и страны - 46 часов
Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата. Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира. Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке. Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы. Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР. Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия. Географическая исследовательская практика(Учимся с «Полярной звездой» — 4). Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании». Практикум. 1. Определение: а) географических координат крайних точек Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах (по градусной сетке) по 20° в. д. 2. Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов. 3. Описание по климатической карте климата отдельных пунктов (температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года). 4. Описание Египта по типовому плану. 5. Работа с картами путешествий.
Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения. Путешествие по Австралии. Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт — Сидней. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней — Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф — памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай. Практикум. 1. Определение по карте географического положения Австралии. 2. Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия.
Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды. Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?». Практикум. Определение по карте крайних точек Антарктиды.
Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений. Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность. Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес. Аргентина — второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа. Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус — Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы. Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства. Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира». Практикум. 1. Описание Амазонки по плану. 2. Описание страны (по выбору) по плану.
Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия. Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры. Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо. Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго — Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия. Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни. Практикум. Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки (по выбору).
Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны.
Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы. Путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания — средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура. Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры. Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни. Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни. Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни.
Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии. Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим — центр трех религий. Маршрут Мертвое море — Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города — Самарканд, Хива, Бухара. Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный центр ламаизма. Гималаи. Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток. Япония — крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии. Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению. Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни. Географическая исследовательская практика(Учимся с «Полярной звездой» — 5). Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира». Практикум. 1. Составление по картам сравнительного географического описания стран (по выбору). 2. Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств Евразии (по выбору). 3. Установление различий в численности и плотности населения различных регионов Азии.
Россия в мире. Россия — крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия — многонациональное государство. Вклад русских писателей, композиторов, художников в мировую культуру.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
- тема «Население Земли» включает 4 часа вместо шести, тема «Природа Земли» включает 11 часов вместо четырнадцати, тема «Природные комплексы и регионы» включает 4 часа вместо пяти. Уменьшение часов необходимо для более подробного изучения темы 4 «Материки и страны».
- тема «Материки и страны» включает 46 часов вместо 34. Увеличение часов необходимо для того, чтобы подробно рассмотреть особенности природы материков Земли.
Проверка усвоенного содержания по курсу «География. Страны и континенты» проводится фронтально (для всего класса) и индивидуально на различных этапах урока выставлением оценки по пятибалльной системе. Текущий индивидуальный учет достижений обучающихся проводится в письменной и устной форме. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «География. Страны и континенты» ученик должен:
1)знать/понимать: основные источники информации, необходимые для изучения
курса;
различие географических карт по содержанию, масштабу;
способы географического изображения;
основные языковые семьи;
основные религии мира;
причины неравномерности размещения населения;
основные типы стран, столицы и крупные города;
происхождение материков, строение земной коры;
основные типы воздушных масс и их свойства;
закономерности распределения температур воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на поверхности Земли;
причины образования океанических течений;
зависимость характера течения рек от рельефа;
зависимость режима и водоносности рек от климата;
происхождение озерных котловин;
влияние хозяйственной деятельности людей на реки и озера;
особенности размещения растительного и животного мира, почв на Земле;
что такое природная зона, причины и закономерности смены природных зон на Земле;
материки и океаны как крупные природные комплексы Земли;
особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов;
виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнений;
главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;
население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;
2)уметь:
использовать различные источники географической информации для объяснения изучаемых явлений и процессов;
анализировать общегеографические и тематические карты;
анализировать климатические диаграммы, таблицы;
описывать природные зоны;
обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты;
выбирать карты нужного содержания и устанавливать по ним особенности природы, населения, занятий и хозяйственной деятельности населения материков, отдельных стран;
выявлять и описывать на основе карт и источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий;
показывать на карте географические объекты, названные в учебнике;
создавать продукты самостоятельной деятельности(доклады, рефераты);
3)оценивать:
географическое положение материков и отдельных стран;
изменения природы материков под воздействие хозяйственной деятельности человека;
жизнь, быт, традиции населения материков и отдельных стран;