Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, решение географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
подготовить школьников к правильному поведению в тех или иных экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
ознакомление учащихся с причинами возникновения, последствиями природных стихийных бедствий.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по географии 6-11 класс для общеобразовательных учреждений к линии учебника, написанного в соответствии с концепцией модернизации географического образования и новым стандартом под редакцией О.А. Климановой, В.В. Климанова «Страноведение» 7 кл. – М.: Дрофа, 2009.
Причина составления – курс ОБЖ с географией по учебному плану гимназии не изучался в 5-7 классах как отдельный предмет. Интеграция ОБЖ с географией осуществлена с учетом методических рекомендаций для ОУ Краснодарского края о преподавании ОБЖ в 2008 – 2009 учебном году:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 7 класс »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Используемые программы:
Цели и задачи
Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, решение географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
подготовить школьников к правильному поведению в тех или иных экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
ознакомление учащихся с причинами возникновения, последствиями природных стихийных бедствий.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по географии 6-11 класс для общеобразовательных учреждений к линии учебника, написанного в соответствии с концепцией модернизации географического образования и новым стандартом под редакцией О.А. Климановой, В.В. Климанова «Страноведение» 7 кл. – М.: Дрофа, 2009.
Причина составления – курс ОБЖ с географией по учебному плану гимназии не изучался в 5-7 классах как отдельный предмет. Интеграция ОБЖ с географией осуществлена с учетом методических рекомендаций для ОУ Краснодарского края о преподавании ОБЖ в 2008 – 2009 учебном году:
Тема учебного предмета
Тематика курса ОБЖ
Водные ресурсы Земли
Правила поведения на воде, оказание помощи утопающему.
География в современном мире. Страноведение —наука о природе, населении, хозяйстве и культуре стран земного шара (Источники страноведческой информации. Географические карты. Материки, части света и страны.
Современная политическая карта мира. Изменения на политической карте в последние десятилетия и их динамичность. Многообразие стран и их типы: крупнейшие страны и микрогосударства, монархии и республики, развитые и развивающиеся страны. Историко-культурные регионы мира. Различие стран современного мира по географическому положению и размерам, формам государственного правления и устройства.
Раздел I
Земля — планета людей(18 ч)
Тема № 1
Население мира (10 час)
Появление человека и его распространение по земному шару. Сухопутные мосты между материками в прошлом. Речные цивилизации древности. Средиземноморье как колыбель цивилизаций. Плавания человека через океан. Освоение внутренних районов материков. Миграции.
Колебание численности населения Земли. Размещение населения и его плотность. Наиболее населенные страны мира. Человеческие расы. Крупнейшие народы мира, их экологические и социальные проблемы. Разнообразие культур и этносов. Национальные традиции и обычаи. Религии мира. Городское и сельское население. Крупнейшие города мира.
Практические работы. 1.* Анализ размещения населения по карте «Плотность населения мира». 2. Нанесение на контурную карту ареалов распространения основных человеческих рас. 3. Составление таблицы «Крупнейшие по численности населения страны мира» и обозначение этих стран на контурной карте. 4. Нанесение на контурную карту древнейших речных цивилизаций.
Тема 2
Хозяйственная деятельность (3 ч)
Возникновение и развитие хозяйства. Первичные, вторичные и третичные виды хозяйственной деятельности. Современное хозяйство мира: секторы (сферы), отрасли. Взаимосвязь экономик отдельных стран мира.
Практическая работа. Выделение характерных черт индустриального (промышленного) и сельского пейзажей (своей местности или по литературному описанию)
Тема 3
Природа земли и человек (6ч)
Карта строения земной коры. Соотношение между формами рельефа и строением земной коры. Платформы и складчатые области. Эпохи складчатости. ОБЖ.Землетрясения, оползни, сели, обвалы. Чрезвычайные ситуации природного характера, их характеристика, рекомендации по безопасному поведению в случаи их возникновения.
Зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей. Основные и переходные климатические пояса. Влияние климата на жизнь людей. Парниковый эффект. Образование климатических областей. ОБЖ. Ураганы, бури, смерчи. Чрезвычайные ситуации природного характера, их характеристика, рекомендации по безопасному поведению в случаи их возникновения.
Мировой океан и его значение для природы Земли. Живое вещество в океане. Морские природные комплексы. Природные богатства Мирового океана.
Практические работы. 1. Составление картосхемы «Самое удивительное на Земле":нанесение на контурную карту точек с самой высокой и самой низкой температурой воздуха, самыми большими и самыми маленькими абсолютными высотами и т. д. 2+пределение соотношения между формами рельефа и строения земной коры. 3+Работа с климатограммами.
Раздел II
Материки, океаны и страны мира (44 ч)
Евразия(3ч): особенности географического положения и природы. Типовая характеристика физико-географического положения материка. Особенности природы и хозяйственного использования Атлантического и Индийского океанов. Разнообразие природы Евразии. Строение земной коры и рельеф. Климат. Внутренние воды. ОБЖ.Правила поведения на воде, оказание помощи утопающим. Природные зоны.
Тема 1
Европа (12ч)
Европа — самая старая, заселенная и освоенная часть света. Общие особенности европейских стран. Европейский союз.
Северная Европа. Особенности географического положения стран (островное, полуостровное) и их относительная изолированность. Древнее оледенение и его влияние на природу стран. Фьорды Норвегии, озера и возвышенности Швеции, леса и болота Финляндии. Вулканизм и ледники Исландии. Использование геотермальной энергии. Скандинавы — потомки викингов. Особенности хозяйства: рыболовство,, лесная промышленность, добыча железной руды и нефти. Обрабатывающая промышленность Швеции. Молочное животноводство
Средняя Европа.Британскиеострова, Влияние островного положения на историю и культуру стран. Факторы формирования умеренного морского климата. Области древней складчатости и основные формы рельефа. Зависимость природы и хозяйства от особенностей климата. Индустриальная мощь Англии, вересковые пустоши Шотландии, кельтское наследие Уэльса. Лондон и его достопримечательности. Ирландия-Зеленый остров.
Франция и Бенилюкс. .Географическое положение и единство стран региона. Природные и рукотворные транспортные пути. Разнообразие природы и хозяйства регионов Франции. Культурное наследие Франции. Нидерланды: страна низкой земли. Наводнения и их причины. Работы по мелиорации территории, создание польдеров, ветряные мельницы. Высокая степень сельскохозяйственного освоения; отрасли — визитные карточки: цветоводство, молочное животноводство. Бельгия: сгусток населения и промышленности. Штаб-квартиры общеевропейских объединений.
Германия и Альпийские страны. Германия — самая большая по численности населения страна Европы. Природа страны: от приморских низин Балтийского и Северного морей до альпийских высокогорий. Области древней складчатости и характерные для них полезные ископаемые. Крупнейшие реки страны (Рейн, Эльба), их режим и их транспортное значение. Региональные различия в хозяйстве и населении страны. Разнообразие немецких городов: Берлин, Гамбург, Мюнхен. Вклад немцев в мировую культуру. Горы и ледники Швейцарии и Австрии. Относительная сохранность природы стран как предпосылка активной рекреации. Горнолыжный туризм.
Особое положение Швейцарской Конфедерации в Европе. Культурное наследие Австрии.
Восточная Европа. Страны между Германией и Россией .Страны западных славян (Польша, Чехия, Словакия). Широколиственные и смешанные леса и их различие в зависимости от географического положения. Интенсивное и давнее освоение территории и современное состояние природы стран. Национальные парки. Территориальная и культурная связь с Россией. Особенности переходной экономики.
Страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония). Приморское географическое положение. Озера и морены Прибалтики, мягкий морской климат. Дюны и янтарь. Куршская коса — памятник всемирного природного наследия. Низкое естественное плодородие почв и скудость природных ресурсов. Хуторская форма расселения. Рыбный промысел и приморская рекреация. Русскоязычное население стран Балтии.
Страны восточных славян (Белоруссия, Украина, Молдавия). Географическое положение территории: черты сходства и различия с европейской частью России. Белорусское полесье Чернобыль и ядерная катастрофа. Степи и лесостепи Украины. Днепр: горные породы, определяющие характер течения реки. Крымские горы. Киев — мать городов русских. «Украинский» Запад и «русские» Восток и Юг. Индустриально-аграрный характер экономики. Основные виды хозяйственной деятельности.
Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове. Географическое положение стран в субтропическом климате и его следствия. Средиземноморский климат и средиземноморская растительность. Барьерный эффект гор на окраинах и континентальность климата в центре. Разнообразие природы и хозяйства регионов Испании. Историческое прошлое Испании. Арабское влияние в привычном ландшафте. Конкистадоры. Национальные традиции испанцев. Мадрид и Барселона. Бесконечная цепочка испанских пляжей. Португалия — приатлантическая страна на крайнем западе Европы
Страны на Апеннинскомполуострове. «Итальянский сапог» на карте Европы. Государства-карлики. Влияние географического положения на характер природы и хозяйство региона. Горные цепи как неотъемлемая часть страны: альпийская складчатость и ее современные проявления. Культурное наследие Италии. Промышленное могущество Севера и отсталость Юга. Субтропические культуры, рекреация. Венеция, Рим, Флоренция— «классическая Италия». Ватикан — город-государство.
Дунайские и Балканскиестраны. Географическое положение, изрезанность береговой линии и ее влияние на особенности цивилизации. Горный характер стран. Карстовые плато. Дунай — международная река Европы: особенности режима. Узел религий и культур. Сады Болгарии. Новые страны на территории бывшей Югославии. Венгрия: финно-угорский народ в центре Европы. Будапешт — город на берегах Дуная. Румыния: Карпаты и нефть. Культурное наследие Греции.
Россия — самая большая по площади страна мира. Природа, население, хозяйство.
Тема 2
Азия (8ч)
Своеобразие географического положения Азии и его влияние на особенности природы. Минеральные ресурсы региона и их приуроченность к различным структурам земной коры. Этнокультурная специфика региона в целом.
Закавказье(Грузия, Армения, Азербайджан). Географическое положение между Черным и Каспийским морями. Сложность геологической истории и ее связь с рельефообразованием: горные цепи, лавовые плато, межгорные долины. Землетрясения и потухшие вулканы, озера. Влияние рельефа на особенности климата (влажные и сухие субтропики) и хозяйственную деятельность людей. Высотная поясность на Кавказе. Отрасли хозяйства стран региона: субтропическое и орошаемое земледелие, нефтедобыча.
Юго-Западная Азия. Состав региона: Турция, Восточное Средиземноморье, страны Персидского залива, Аравийский полуостров. Географическое положение региона на перекрестке цивилизаций и культур — мост между континентами. Жаркий и сухой климат Аравии, субтропики Турции и Восточного Средиземноморья. Иран и Афганистан — горы, нагорья и пустыни. Нефтяные богатства стран Персидского залива. Этнорелигиозная специфика территории. Иерусалим — центр трех религий. Пустыни Аравии и зарождение ислама. Византии — Константинополь — Стамбул. Исторически обусловленные и новые отрасли хозяйства стран региона. Региональные различия в доходах стран и их следствия.
Центральная Азия. Специфика континентального географического положения. Горы и равнины региона и их связь. Бассейн внутреннего стока: реки, пропадающие в пустыне. Пустыни и оазисы. Древняя история и памятники архитектуры: Хорезм, Бухара, Самарканд. Котел кочевых народов. Монокультурное хозяйство и его экологические последствия. Арал — исчезающее море пустыни.
Китай и Монголия. Особенности географического положения региона. Сибирский антициклон и его влияние на климат. Холодные высокогорья Тибета и их изоляция. Муссонная циркуляция атмосферы. Огромные размеры Китая и разнообразие природы. Хуанхэ — «желтая река». Лёссовые плато и ветровая эрозия. Катастрофические наводнения. Особенности населения и хозяйства. Самая многонаселенная страна мира: пути решения демографической проблемы. Культура риса и сои. Шелководство. Современное экономическое развитие Китая. Монголия — страна потомков Чингисхана.
Япония и страны на Корейском полуострове. Географическое положение Японии: от тропиков до умеренных широт. Островная изоляция страны. Высокая сейсмичность и ее проявления, цунами. Культ природы и особенности национального сознания. Особенности размещения населения. Передовой уровень хозяйства и отрасли специализации Японии. Корея — один полуостров, две страны.
Южная Азия. Географическое положение региона: от высочайших гор до берегов Индийского океана. Гималаи и их образование. Муссоны и их влияние на природу и хозяйство Индии. Инд и Ганг — две главные реки Южной Азии. Древняя культура Индии и ее связь с природой. Горные королевства Непал и Бутан. Бангладеш: особенности географического положения.
Юго-Восточная Азия. Географическое положение: «влажный угол» материка. Обилие осадков и буйство растительности. Постоянно влажные и переменно-влажные леса. Индокитай — между двумя великими цивилизациями. Индонезия и Филиппины — страны-архипелаги. Интенсивное индустриальное развитие стран, «восточноазиатские драконы».
Обобщение знаний о Евразии. Разнообразие физико-географического положения и природы стран материка. Самые крупные и наиболее значимые природные объекты. Климатические пояса. Неравномерность размещения населения. Расовый, национальный и религиозный состав населения. Регионы.
Практические работы. 1.* Описание географического положения Евразии. 2. Составление маршрута морского путешествия с архипелага Шпицберген в Хельсинки с нанесением на карту основных проливов, заливов, островов и полуостровов. 3.* Описание климатической диаграммы города и выявление основных факторов формирования морского климата (на примере Лондона). 4. Составление по картам атласа и дополнительным источникам информации комплексной характеристики одной из стран (на примере Средней Европы). 5. Подготовка краткого туристического проспекта и карты «Достопримечательности страны» (на примере Италии). 6. Обозначение на контурной карте стран, расположенных в пределах одного речного бассейна, и составление маршрута речного путешествия (на примере путешествия по Дунаю). 7. Сравнительная характеристика природы и хозяйства сухих и влажных субтропиков (на примере стран Закавказья). 8. Нанесение на контурную карту месторождений полезных ископаемых (на примере стран Юго-Западной Азии). 9. Составление краткой характеристики рекреационных ресурсов региона и нанесение на карту крупных рекреационных районов (на примере стран Балтии или Южной Европы). 10.* Составление характеристики одного из типов климата и нанесение на карту основных факторов его формирования (на примере муссонного климата полуострова Индостан). 11* Анализ размещения населения по территории страны (на примере Китая). 12. Нанесение на контурную карту самых крупных и наиболее значимых природных объектов Евразии.
Тема 3
Африка (6ч)
Особенности географического положения материка и их влияние на ее природу. Регионы Африки.
Северная Африка. Географическое положение региона. Страны Магриба — африканское Средиземноморье. Арабский Запад. Жаркий и сухой климат. Сахара — крупнейшая пустыня планеты. Тропические пустыни: песчаные, каменистые, соляные. Долина Нила — уникальный плодородный оазис. Культура финиковой пальмы. Земледелие на оазисах. Полезные ископаемые: нефть, природный газ и фосфориты.
Западная и Центральная Африка. Влияние рельефа и климата на формирование природных зон экваториального и субэкваториального поясов. Реки и озера. Зона Сахеля. Опустынивание. Зависимость хозяйственной деятельности населения от условий увлажнения. Бассейн Конго — лесное сердце континента. Обезлесение и его причины. Этническое разнообразие стран региона. Особенности современного хозяйства: добыча полезных ископаемых и плантации тропических культур. Народы негроидной расы: фульбе, хауса, пигмеи.
Восточная Африка. Особенности географического положения: вдоль побережья Индийского океана. Великие Африканские разломы: нагорья, плоскогорья и озера. Рифтовая зона. Саванны и редколесья. Сафари и национальные парки. Эфиопия — родина сельскохозяйственных культур. Арабское влияние на побережье Индийского океана. Народы банту и суахили. Кения и Танзания. Мадагаскар — крупнейший остров у берегов Африки.
Южная Африка. Особенности географического положения стран региона. Различия восточных и западных побережий. Влияние холодных течений и пустыня Намиб (дюны и вельвичия). Пески Калахари
и внутренние дельты. Река Замбези и водопад Виктория. Южно-Африканская Республика: сложный национальный состав, особенности экономического развития. Горнодобывающая промышленность: руды цветных металлов, алмазы, золото.
Обобщение знаний об Африке. Самые крупные и наиболее значимые природные объекты материка. Климатические пояса и типы климата. Модель географической зональности и симметричное расположение зон относительно экватора. Колониальное прошлое и современная политическая карта. Колониальный тип структуры хозяйства: порты, районы добычи полезных ископаемых, плантационное сельское хозяйство. Нищета, голод, неграмотность.
Практические работы. 1.* Географическое положение и особенности природы Африки. Определение крайних точек материка и его протяженности с севера на юг и с запада на восток. 2. Нанесение на контурную карту наиболее значимых природных объектов материка. 3. Нанесение на контурную карту ареала проживания народов (на примере арабов). 4.* Изучение хозяйства отдельных стран или регионов материка (по выбору).
Тема 4
Америка – Новый свет (8ч)
Америка — одна часть света, два материка. Особенности географического положения и природы Северной и Южной Америки.
Канада. Особенности географического положения. Канадский Арктический архипелаг. «Холодное дыхание Арктики» и сдвиг природно-хозяйственных зон на юг. Арктический и субарктический климат. Гудзо-нов залив — «ледяной мешок». Гранитные скалы полуострова Лабрадор. Кристаллический щит и обилие полезных ископаемых. Материковое оледенение, его влияние на природу и хозяйство страны. Великие озера и река Святого Лаврентия. Североамериканская тайга и степные провинции. Особенности населения и хозяйства Канады. Гренландия — самый большой остров на Земле.
Соединенные Штаты Америки. Государственное устройство. Географическое положение: от Атлантики до Тихого океана. Особенности природы страны: горный Запад и равнинный Восток. Меридиональная зональность. Миссисипи — «американская Волга». Национальные парки.
Состав населения страны: «плавильный котел наций» и коренные жители США. Образ жизни современных американцев. США — крупнейшая экономическая держава мира. Зависимость хозяйственной деятельности населения от природных условий страны. Региональные различия в размещении населения и хозяйства. Северо-Восток США: район первых переселенцев. «Супергород» Нью-Йорк. Родина небоскребов Чикаго. Вашингтон — столица США. Полуостров Флорида — тропический рай и космодром. Калифорния — самый населенный и развитый штат. Города Тихоокеанского побережья: Лос-Анджелес, Сан-Франциско.
Центральная Америка и Вест-Индия. Особенности географического положения стран региона. Перешеек между океанами и Панамский канал. Мексиканское нагорье и суккуленты. Жаркий и сухой климат внутренних нагорий. Наследие древних культур. Мехико — один из крупнейших городов мира. Тропические циклоны Карибского моря. Вест-Индия: Большие и Малые Антильские острова.
Бразилия. Крупнейшая страна Южной Америки. Река Амазонка — самая полноводная река Земли. Амазонская сельва. Минеральные богатства Бразильского плоскогорья. Особенности современного хозяйства страны. Архитектура. Бразилиа — столица страны. Рио-де-Жанейро — город карнавалов.
Андские страны. Состав региона. Горная цепь Анд — ось развития региона. Сложность геологической истории и богатство полезными ископаемыми: нефть Эквадора и Венесуэлы, олово Боливии и медь Чили, драгоценные металлы. Льянос — саванны бассейна Ориноко. Водопад Анхель. Высотная поясность: от сельвы до ледников. Приокеаническая пустыня Атакама. Высокогорное озеро Титикака и доколумбовые цивилизации Анд.
Лаплатские страны. Положение в субтропических и умеренных широтах. Пампа и Патагония. Река Парана и гидростроительство. Крайний юг материка: фьорды и острова. Население и хозяйство стран.
Обобщение знаний о Северной и Южной Америке. Одна часть света — два материка. Латинская Америка — бывшие колонии Испании и Португалии. Кордильеры и Анды — общая ось материков. Панамериканское шоссе. Самые крупные и наиболее значимые природные объекты Америки. Уникальный расовый состав стран Америки: смешение европеоидной, монголоидной и негроидной рас.
Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту важнейших природных объектов Северной Америки. 2. Изучение региональных различий в природе и хозяйстве страны (на примере США). 3. Описание географического положения Южной Америки. 4.* Составление комплексной характеристики реки (на примере Амазонки или Параны). 5. Составление схемы высотной поясности (на примере Экваториальных Анд).
Тема 5
Австралия и Океания (4ч)
Австралия — страна-материк. Сухопутные мосты с Евразией и Тасманией. Большой Водораздельный хребет и его влияние на природу страны. Пустыни Центральной Австралии. Озеро Эйр и пересыхающие реки (крики). Минеральные богатства Западной Австралии. Уникальный животный и растительный мир, эндемики. Аборигены и иммигранты. Особенности хозяйства страны.
Океания. Происхождение островов и общие черты природы. Коралловые рифы, атоллы и лагуны. «Покорители Тихого океана». Полинезия, Микронезия, Меланезия. Натуральное хозяйство и ядерные испытания. Особенности природы и хозяйственного использования Тихого океана.
Практические работы. 1.* Выявление влияния рельефа на климат материка (на примере Большого Водораздельного хребта и Центральной Австралии). 2. Составление географического описания острова (на примере одного из островов Новой Зеландии).
Тема 6 /
Полярные области Земли (3ч)
Общие черты природы полярных областей Земли. История исследования и освоения.
Арктика. Особенности географического положения, природы и хозяйственного освоения Северного Ледовитого океана и сухопутной части Арктики.
Антарктика и Антарктида. Ледниковый покров и строение материка. Антарктические оазисы и птичьи базары. Полюс холода планеты. Шельфовые ледники и айсберги.
Практическая работа. * Составление краткой характеристики Северного Ледовитого океана.
Раздел III
Человек и планета:
история взаимоотношений (3 ч)
История изменения природы Земли человеком. Воздействие первобытных людей на природу, использование огня. Древнее земледелие и его негативные последствия. Результаты взаимодействия человека на различные оболочки Земли. Изменение человеком природы материков.
Прошлое и будущее Земли. Образование планеты и земных оболочек. Эпохи горообразования и ледниковые периоды. Будущее нашей планеты и человечества.
Резервное врем (2 ч)
Требования к подготовке учащихся по предмету
знать/понимать
основные географические понятия и термины; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональности поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в различных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, различных территорий Земли;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов; адаптации человека к условиям окружающей среды;
составить краткую географическую характеристику различных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в различной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
Учебники:
О.А. Климанова «Страноведение» 7 кл.- М.: Дрофа, 2010
УМК:
Географический атлас 7 кл.- М.: Дрофа, «ДИК», 2010
Рабочая тетрадь по географии 7 класс/ Э.В. Ким, А.В.Румянцев, О.А. Климанова.- М.: Дрофа, 2010.
Дополнительная литература:
А.Г. Маслов «Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии». 6-9 класс.- М.: Дрофа, 2004.
В.Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 класс.- М.: Дрофа, 2006.
Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложение. - М.: Глобус, 2008.
Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии. 7 класс.- М.: Экзамен, 2007.
Интернет-ресурсы.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УМР
методического объединения ________________Н.В. Линева
учителей подпись расшифровка подписи
от «_________»№________________ «______» ________________20 г.