Программа составлена к учебнику - География. 5-6 классы: учеб. для
общеобразоват. учреждений/ А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, В.В.Николина и др.; под ред.
А.И.Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд –во «Просвещение», - М.: Просвещение, 2012. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ардатовская средняя общеобразовательная школа №1»
Рабочая программа
по географии
5 класс (ФГОС)
Составитель: Сидорова Татьяна Николаевна
учитель географии,
первая квалификационная категория
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе:
1.фундаментального ядра содержания общего образования;
2. требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном
стандарте общего образования второго поколения;
3. примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной
( обязательной) части учебного курса;
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина. - М.: Просвещение, 2011.
Программа составлена к учебнику - География. 5-6 классы: учеб. для
общеобразоват. учреждений/ А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, В.В.Николина и др.; под ред.
А.И.Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд –во «Просвещение», - М.: Просвещение, 2012. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на развитие и воспитание всесторонне развитой и коммуникативной личности, на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении. Программа нацелена на формирование ключевых компетенций: готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; привитие общих умений как существенных элементов культуры.
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Изучение географии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его
уровнях;
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его
развития с учетом исторических факторов;
- познание основных природных, социально – экономических, экологических,
геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом
пространстве России в мире;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных,
оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и
экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости
географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды
для жизни на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные
общекультурные достижения ( карта, космические снимки, путешествия, наблюдения,
традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и
сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью
различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих
реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных,
социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных
географических продуктов ( схемы, проекты, карты, компьютерные программы,
презентации);
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения географии в
5 классе необходимо решить следующие задачи:
- показать учащимся роль географии и географических процессов в их жизни и в
окружающем мире;
- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний
и средством обучения;
- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в
классе;
- формировать умения и навыки самостоятельной работы; стремление использовать
полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно
формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед
аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
- организовать работу, направленную на овладение первичными навыками
исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления
объектами с помощью составленных для них алгоритмов.
Общая характеристика курса географии
Структура содержания общеобразовательного предмета географии в 5 классе основной школы может быть определена следующими тематическими разделами:
Раздел 1. Источники географической информации.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Раздел 3.Население Земли.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей.
В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.
Место географии в базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 245, из них 35 часов (1 час в неделю) в 5, 6,7классах и по 70 часов (2 часа в неделю) в 8 и 9 классах.
В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс « Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.
Результаты освоения курса географии
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального чувства долга перед Родиной;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Содержание курса географии
География Земли
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле – 4 ч.
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы – 4 ч.
Тема 3. План и карта – 14 ч.
Тема 4. Человек на Земле – 4 ч.
Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли – 9 ч.
Раздел 1. Источники географической информации
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Практикум.1. Анализ источников географической информации. 2. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. 3.Топографический диктант.
4.Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.
Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.
Практикум.1.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. 2.Изучение свойств горных пород и минералов. 3.Описание по карте равнин и гор по плану. 4.Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.
Раздел 3. Население Земли
Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.
Численность населения Земли, ее изменения во времени. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли.
Размещение людей по Земле. Показатель плотности населения. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира.
Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в различных природных условиях: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда.
В программу внесены следующие изменения:
Тема «Земля – планета Солнечной системы» увеличена с 3 часов до 4 увеличение идет за счет резервного времени, в связи с повышенным уровнем трудности изучаемого материала.
Тема «План и карта » увеличена с 10 часов до 14 в связи с большим объемом изучаемого материала и включением вопросов по этой теме в ГИА и ЕГЭ, увеличение идет за счет резервного времени.
Тема «Человек на Земле » увеличена с 3 часов до 4 в связи с повышенным уровнем трудности изучаемого материала, увеличение идет за счет уменьшения темы
«Литосфера – твердая оболочка Земли» в связи с доступностью материала.
Учебно-методический комплекс для учителя
1.География. Рабочие программы, Предметная линия учебников «Полярная звезда».
5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /В.В.Николина,
А.И.Алексеев, Е.К. Липкина. - М.: Просвещение, 2011.
2. География. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.И.Алексеев,
Е.К. Липкина, В.В.Николина и др.; под ред. А.И.Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад.
образования, изд –во «Просвещение», - М.: Просвещение, 2012. – (Академический
школьный учебник) (Полярная звезда).
3.Николина В.В.
География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений/ В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012.
4.Николина В.В.
География. Проекты и творческие работы. 5 – 9 классы: пособие для учителей
общеобразоват. Учреждений/ В.В.Николина, Е.К. Липкина; Рос.акад. наук, Рос. акад.
образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.
5. В.В. Николина. География. « Мой – тренажер» 5 – 6 классы, изд - во « Просвещение». –
М.: Просвещение, 2013.
6. География. Атлас и контурные карты для 5-6 классов. – М.: Дрофа, изд-во «Дик», 2014
Информационное обеспечение
1.Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/