В результате обучения географии реализуются следующие цели:
- освоение знаний об основных географических понятиях, особенностях природы, населения и хозяйства; о России во всём ёё разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;
-овладения умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, геоинформационные технологии для поиска данных,
- развитие познавательных интересов, способностей самостоятельности в приобретении знаний;
-воспитание любви к своей местности; экологической культуры;
-формирование готовности к использованию географических знаний и умений.
Задачи:
-воспитание интереса к предмету, стремление использовать полученные знания в повседневной жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни;
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол №
от « »
Утверждаю
Приказ №
от « »
_____________________Л.В.Платицына
Рабочая программа
по географии
для 6 класса
на 2014 - 2015 учебный год
Учитель: Хитина Светлана Анатольевна
Пояснительная записка
Цели:
В результате обучения географии реализуются следующие цели:
- освоение знаний об основных географических понятиях, особенностях природы, населения и хозяйства; о России во всём ёё разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;
-овладения умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, геоинформационные технологии для поиска данных,
- развитие познавательных интересов, способностей самостоятельности в приобретении знаний;
-воспитание любви к своей местности; экологической культуры;
-формирование готовности к использованию географических знаний и умений.
Задачи:
-воспитание интереса к предмету, стремление использовать полученные знания в повседневной жизни;
-применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни;
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы №2 для 4-11 классов, реализующей программы общего образования, разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями).
приказом Минобразования России от 19.10.2009 №427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
приказом Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
приказом Минобразования России от 03.06.2008 № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
приказом Минобразования России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказом Минобразования России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказом Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года N 2643;
Уставом школы
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой курса по географии. 6 -10 классы/ Под редакцией И.В. Душиной.-М.: Дрофа 2006.
Обоснование выбора авторской программы.
Программа курса построена таким образом, что последующие знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
География как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами. Учебный предмет «Начальный курс географии» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Информация о внесенных изменениях. Программа предусматривает следующие изменения: уменьшены часы с 68 до 35,
- уменьшено количество часов на изучение тем «Введение» 1ч, «План местности» 2ч, «Географическая карта» 2ч, «Литосфера» 2ч,«Гидросфера» 2ч, «Атмосфера» 5ч, : «Биосфера» 1ч,«Население Земли»2ч и внесён модуль «Географическое краеведение Тамбовской области»4ч.
Определение места и роли учебного курса, в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами.
Рабочая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия федерального компонента государственного стандарта общего образования по образовательной области «География».
«Начальный курс географии» – предмет интегрированный. При его изучении школьник:
-осваивает систему географических знаний;
-овладевает умениями сочетать глобальные, региональные, локальные подходы для описания и анализа процессов и явлений;
развивает интерес к особенностям и проблемам мира;
-использует в практической деятельности и повседневной жизни географические знания, умения, географическую информацию;
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях.
Реализация развивающей функции обеспечивает формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений.
Воспитывающаяфункция включает решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Интеграции.
2. Культорологический.
3. Экологизации.
4. Поступательности.
5. Краеведческий.
Информация о количестве учебных часов.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком программа рассчитана на 35 часов в год для обязательного изучения учебного предмета.
Формы организации образовательного процесса:
- урок
- урок- путешествие
- урок- игра
- урок- зачёт
- интегрированный урок
Технологии обучения:
-дифференцированное обучение
- игровые
- ИКТ
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
- Метод исследовательской деятельности
- Целеполагание
- Планирование и анализ собственной деятельности
-Рефлексия
- Самооценка
Виды и формы контроля:
-устный, фронтальный
-индивидуальный
-тестирование
-зачет
-самостоятельная работа
-цифровой диктант топографические и географические диктанты,
- работы с контурными картами.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года.
К концу обучения в 6 классе учащиеся должны:
называть:
- основные географические понятия и термины;
- географические следствия движений Земли,
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними,
- их изменение в результате деятельности человека
- правила здорового образа жизни;
различать:
- план, глобус и географические карты по содержанию, масштабу,
способам картографического изображения;
- существенные признаки географических объектов и явлений;
- искусственные тела и тела природы;
- фенологических изменений в природе своей местности;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку
деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости;
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;
- применять правила нравственного поведения в повседневной деятельности;
- работать с географической и исторической картами.
Информация об используемом учебнике.
- Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2013.
- Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2013..
-Учебник: под редакцией Н.И. Дудника. Географическое краеведение. ООО Издательство «Юлис» 2006.
Основное содержание рабочей программы
Введение (1 ч)
География как наука. Земля как планета Солнечной системы.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
- что изучает география,
-планеты солнечной системы,
Уметь:
- назвать планеты солнечной системы,
Использовать: приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
«План местности» (3 часа)
Понятие о плане местности. Масштаб. Стороны горизонта. Ориентирование.
Изображение на плане неровностей земной поверхности.
Значение планов местности.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
- что такое план местности,
- что такое масштаб,
-стороны горизонта,
-значение планов местности.
Уметь:
- определять на плане местности расстояния, направления высоты точек;
- определять стороны горизонта,
- отличать относительную высоту от абсолютной;
Использовать для: ориентирования на местности и проведения съемок ее участков.
Перечень контрольных мероприятий:
Практические работы.
№ 1.Определение расстояний.
«Географическая карта» (4 часа)
Форма и размеры Земли. Географическая карта. Градусная сеть на глобусе и карте. Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Изображение на физических картах высот и глубин. Значение планов местности и географических карт.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
- что такое географическая карта,
- что такое географическая широта,
- что такое географическая долгота.
Уметь:
- определять на карте расстояния, направления высоты точек;
- определять географические координаты и местоположение географических объектов;
- определять высоты и глубины на физических картах.
Использовать: приобретённые знания и умения для обогащения жизненного опыта.
Перечень контрольных мероприятий:
Практическая работа №2. Географические координаты.
«Литосфера» (6 часов)
Земля и её строение. Горные породы и минералы. Движение земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры. Рельеф суши. Горы. Равнины суши. Рельеф дна Мирового океана.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
- строение Земли,
-что такое литосфера,
- движение земной коры,
- что такое рельеф.
Уметь:
- определять горные породы,
- различать горы по высоте,
- различать равнины по высоте,
- различать материковую земную кору от океанической.
Использовать: правила безопасного поведения.
Перечень контрольных мероприятий:
Итоговая контрольная работа за 1 полугодие (тестирование).
Практическая работа № 3.Равнины суши.
«Гидросфера» (6 часов)
Вода на Земле. Части Мирового океана. Некоторые.
Движение воды в океане. Подземные воды. Реки. Озера. Болота. Искусственные водоёмы. Ледники. Загрязнение гидросферы.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
- что такое гидросфера,
- свойства океанической воды,
-что такое подземные воды,
- загрязнение гидросферы.
Уметь:
- показывать на карте части гидросферы,
- описывать географическое положение моря, океана,
- определять питание и режим рек.
Использовать: приобретённые знания и умения для обогащения жизненного опыта.
Перечень контрольных мероприятий:
Практические работы.
№ 4.Части Мирового океана.
№ 5. Характеристика одной из крупнейших рек Земли.
«Атмосфера» (6 часов)
Атмосфера: строение, значение, изучение. Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Атмосферное давление. Ветер. Водяной пар в атмосфере. Облака.
Атмосферные осадки. Погода и климат. Распределение солнечного света и тепла на Земле.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
что такое атмосфера,
- атмосферное давление,
- погода и климат,
- причины распределения солнечного света и тепла на Земле,
Уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
- определять атмосферное давление,
Использовать: приобретённые знания и умения для обогащения жизненного опыта.
Перечень контрольных мероприятий:
Практическая работа № 6. Выявление причин изменения погоды.
«Биосфера» (3 часа)
Разнообразие и распространение организмов на земле. Природные зоны Земли. Организмы в Мировом океане. Воздействие организмов на земные оболочки. Природный комплекс.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
- что такое биосфера,
- взаимосвязь с другими геосферами,
- что такое природные зоны,
- что такое природный комплекс.
Уметь:
- определять границы биосферы,
- объяснять приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах,
- объяснять закономерности природных зон и их разнообразие.
Использовать: приобретённые знания и умения для обогащения жизненного опыта.
«Население Земли» (2 часа)
Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населённых пунктов. Человек – как часть биосферы. Стихийные природные явления.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
-основные расы, и их особенности,
-численность населения Земли,
-причины, влияющие на изменение численности населения Земли,
-понятие «миграция»
- самые крупные страны по численности
Уметь:
распознавать и описывать основные человеческие расы,
показывать страны на карте, обладающие самой большой численностью населения,
- называть основные типы населённых пунктов,
составлять характеристику своего населённого пункта.
Использовать: приобретённые знания и умения для обогащения жизненного опыта.
«Географическое краеведение». (4 час)
Тамбовская область на географической карте. Рельеф и минеральные богатства Тамбовской области. Времена года и типы погод в Тамбовской области. Климатические показатели. Климат своей местности. Воды суши Тамбовской области. Растительный и животный мир родного края.
Население Тамбовской области.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
-географическое положение Тамбовской области,
-рельеф и минеральные богатства Тамбовской области,
-водные ресурсы Тамбовской области,
- численность населения Тамбовской области.
Уметь:
-Определять географическое положение Тамбовской области,
оценивать природные ресурсы,
наблюдать за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности.
Использовать для: учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
Перечень контрольных мероприятий:
Итоговое тестирование «Начальный курс географии».
Учебно–тематический план
Требования к уровню подготовки учащихся
оканчивающих 6 класс
В результате изучения начального курса географии ученик должен
Знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и
географических карт по содержанию, масштабу, способам
картографического изображения; результаты выдающихся географических
открытий и путешествий;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними,
их изменения в результате деятельности человека;
- разнообразие народов и их традиционные особенности;
- воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия
природы и человека;
уметь
- называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);
- выделять и описывать по типовым планам существенные признаки
географических объектов;
- находить в разных источниках географическую информацию;
- приводить примеры, используя основные источники географической информации;
- определять на плане и карте расстояния, направления, высоту точек, географические
координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты (по темам разделов);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков;
- чтения планов местности и географических карт;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных
и антропогенных воздействий;
- проведения самостоятельного поиска географической информации из
разных источников: картографических, геоинформационных и др.
- воспитание любви к своей местности, своему региону экологической
культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений
в повседневной жизни для сохранения окружающей среды ТО и
социально- ответственного поведения в ней;
- адаптация к условиям проживания на территории области;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как
сферы жизнедеятельности.
В результате изучения окружающегомираученик должен
знать/понимать
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут
учащиеся; родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основныеправила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму,
сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растенийи животных (2-3представителя из изученных);
- раскрывать особенностиих внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий);
- границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- описывать отдельные(изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи междусезоннымиизменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Литература и средства обучения:
Учебник: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2013.
Учебник: под редакцией Н.И. Дудника. Географическое краеведение. ООО Издательство «Юлис» 2006.
Используемый УМК:
1. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2013.
1. Баранчиков Е.В Сборник заданий и упражнений по географии. 6 класс. К учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой "Начальный курс географии, 6 класс"- М.: Издательство «Экзамен», 2009.
2. География: Начальный курс. 6кл.: Метод пособие. – М.: Дрофа, 2000;
3. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013;
4. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство « Первое сентября», 2002.
5. Мультимедийные обучающие программы:
География 6 класс. Начальный курс.
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
Календарно – тематическое планирование по географии 6 класс (35ч)
№
содержание
дата
факт
прим
Введение (1 ч)
1/1
География как наука. Земля как планета Солнечной системы.
02.09
«План местности» (3 ч)
2/1
Понятие о плане местности. Масштаб. Пр.р. №1.Определение расстояний.
09.09
3/2
Стороны горизонта. Ориентирование.
16.09
4/3
Изображение на плане неровностей земной поверхности. Значение планов местности.
23.09
«Географическая карта» (4 ч)
5/1
Форма и размеры Земли. Географическая карта.
30.09
6/2
Градусная сеть на глобусе и карте. Географическая широта