kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Путешествие по материкам».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по географии 7 класс. Мероприятие позволяет повторить, обобщить и закрепить знания в курсе географии материков и океанов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Путешествие по материкам».»

Внеклассное мероприятие-игра в 7 классе

«Путешествие по материкам».

Жарова Татьяна Анатольевна,

учитель географии.



Цель:

- повторить, обобщить, закрепить полученные знания в курсе географии материков и океанов;

- формировать навыки работы в группах;

- развивать познавательный интерес у детей к урокам географии.

Оформление:

- плакаты материков;

- эмблемы команд.



Подготовительный этап:

Класс разбивается предварительно на 2 команды, каждая из которых придумывает себе название, девиз, эмблему. У каждой команды есть капитан.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя о данном мероприятии, постановка задач перед командами, представление гостей и членов жюри.

Приглашаются капитаны , которые представляют названия команд, девиз и эмблемы.

Учитель:

Начнем свое путешествие с того места, где мы с вами живем- с территории Ставропольского края. Вопрос командам : каким образом мы можем попасть в Атлантический океан из г.Ставрополя ? (Ответы команд должны быть полными . Выиграет та команда, которая наиболее точно сможет определить маршрут следования.

Представители команд выходят к карте и дают пояснения. Жюри оценивает этот этап работы.

Учитель заранее для членов жюри готовит маршрут с пояснениями, чтобы не возникало заминок)

Учитель:

Северная Америка первый материк, который мы посетим.

Давайте вспомним, что интересного и нового об этом материке мы узнали?

Какими рекордами богата Северная Америка?

(команды могут рассказать об удивительной истории открытия этого материка , о лабиринтах самого большого и глубокого каньона, самой протяженной и большой на планете сталактитовой пещере, о прериях, где рождаются страшные разрушительные торнадо. Может быть, упоминание о знаменитом Йеллоустонском заповеднике с его гейзерами, о кактусовом заповеднике в Мексике, о небоскребах Нью-Йорка).



Кто и когда открыл Америку и в честь кого она названа так? Кто же был первооткрывателем Нового Света? Что вы об этом знаете?



(Предполагаемый ответ команд:

Норманн Лейф Эйриксон (по прозвищу Лейф Счастливый). Около 1000г., отплыв от Гренландии на юг, он достиг берегов неизвестной земли, покрытой огромными плоскими камнями - валунами, которую назвал Хеллуланд - Страна плоских камней. Южнее ему встретился берег, покрытый лесом, который он назвал Маркланд - Лесная страна. Его корабль бросил якорь в устье реки, где росло много диких ягод. Так возникло третье название - Винланд - Страна вина. Построив деревянные избы, норманны перезимовали здесь, а весной возвратились домой. Как считает большинство ученых (и в первую очередь норвежский исследователь Х. Ингстад, который располагал информацией об этих «странах», почерпнутой в норвежских сагах), этими землями были южная часть острова, Баффинова Земля, полуостров Лабрадор, а местом зимовки мог быть остров Ньюфаундленд. Здесь найдены и превращены в музей остатки поселениях норманнов. А в городе Бостоне в 1887г. был воздвигнут памятник Лейфу Эйриксону, который по праву считается первооткрывателем Североамериканского материка. Конгресс США узаконил праздник- день Эйриксона , который проводится ежегодно 9 октября).




Учитель:

Русского купца Григория Ивановича Шелихова называли «русским Колумбом». Почему? Какой вклад он внес в дело изучения и освоения Северной Америки?



( Предполагаемый ответ команд :

С именем Шелихова связано начало освоения и исследования русскими обширных территорий на северо-западном побережье Северной Америки. Много лет он отдал изучению и освоению этого края, где выступал не только как глава купеческих компаний, но и как государственный деятель, который понимал значение для России хозяйственного освоения земель Нового Света. Для исследования Северо- Западной Америки он отправлял специальные экспедиции, которые исследовали побережье и составляли карты этих мест. Шелихов руководил переселением русских в новые земли. О своем пребывании в Америке он рассказал в двух книгах, которые были изданы в Петербурге в 1791- 1793 гг.



Учитель:

Задание: дать подробную характеристику физико-географического положения материка Северная Америка. (Проводится жеребьевка, в результате которой приглашается один представитель команды для ответа. Вторая команда может сделать дополнения только после выступления первой команды. Характеристика физико-географического положения должна быть подробной).

Жюри подводит итоги.



Учитель:

Продолжаем наш путь. Приглашаются представители от каждой команды. Им предлагаются листочки с текстами. Необходимо определить, о каком районе Земли идет речь.



1й текст:

«На воде лежали огромные круглые листья диаметром до 2 метров. Края листьев были приподняты. Свесившись с борта лодки, я попытался сорвать один из листьев, но отказался от своего намерения, потому что нижняя часть листа была покрыта мелкими колючками. Клубни этого растения местные жители употребляют в пищу и считают их деликатесом. К сожалению, мы попали в неудачное время, так как цвести оно начинает в январе. Его красивые крупные цветки, напоминающие цветки белой кувшинки, цветут около полутора суток».

(Предполагаемый ответ: «Речь идет о зарослях виктории - регии, которую путешественники могли наблюдать только на реке Амазонке, в ее тихих заводях и притоках, здесь родина этого удивительного растения»).




2й текст:

Вот как описал этот лес Ж. Дорст:

« Для этого леса типичны гигантские деревья высотой в отдельных случаях до 90 м, с крепкими подпорками- стволами, они имеют в обхвате более 12 м. Средняя высота больших деревьев от 45 до 55 м. Стволы деревьев похожи на колонны, ветви начинают расти только на высоте 20-30 м от земли. Деревья стоят так тесно, что молодые побеги развиваются не горизонтально, а ступенчато. Но у отдельных великанов, поднимающихся над сводом леса, ветви образуют круглые кроны, похожие на большие зеленые зонты. Зеленый свод мешает солнечным лучам достигать земли, и внизу царит полумрак. В таком лесу корни одних деревьев почти всегда, словно змеи, извиваются по поверхности земли. Другие деревья имеют мощные воздушные подпорки, похожие на скрученные драпировки.… С высоты лес похож на зеленый океан, и только изредка на нем выделяются серые пятна деревьев, лишенные в данный момент листвы, либо желтые и багряные краски цветущих деревьев.

Ярус низких травянистых растений расположен на уровне земли, и недостаток света мешает их росту. Сюда проникает не более 1% солнечных лучей…

В среднем ярусе растут небольшие деревья, пальмы и древовидные папоротники. В верхнем ярусе - настоящие деревья, листва которых образует почти сплошной зеленый свод, а над ним возвышаются одиночные великаны- единственные обитатели растительного мира, вырвавшиеся из царящей внизу душной атмосферы.… Это растительное царство опутано лианами толщиной иногда с туловище человека. Некоторые лианы поднимаются вертикально, как натянутые канаты; другие стелются по земле до тех пор, пока не находят ствол, вокруг которого могут обвиться. Лианы гирляндами свисают с деревьев, и их бесконечное разнообразие придает лесу необычайную пышность». О каком лесе это написано? Какими причинами обусловлено такое разнообразие видов растений?



(Предполагаемый ответ: «Речь идет о влажных экваториальных лесах, которые называются гилея, а в Бразилии - сельва (амазонские леса). Расположенные в экваториальном поясе, где максимальное количество тепла, влаги и света, эти леса оказываются в самых благоприятных условиях для жизни растений. Поэтому здесь такое разнообразие их видов» ).



Учитель:

На этом материке рекордов Земли мы вслед за великими путешественниками пересекали самые протяженные горы мира , поднимались на самую высокую вершину Южного полушария, посещали самое высокогорное озеро мира, побывали вблизи самого высокого водопада Земли, проплывали от верховий до устья самой многоводной реки, пересекали самую большую равнину и побывали в удивительном затерянном мире, только недавно ставшем известным людям. Это материк- Южная Америка.

( Приглашается представитель той команды, который по жребию должен представить материк Южная Америка. Вторая команда может дополнить ответ. Жюри подводит итоги работы по данному материку).



Учитель:

Одеваемся теплее. Впереди нас ждет самый холодный материк Земли- Антарктида. Мы уже пресекали здесь ледяные пустыни, проходили сложными маршрутами по следам путешественников, покоряли Южный полюс. Побывали на научных станциях. Купались в оазисах, любовались айсбергами. Удивлялись необычной доверчивости к людям коренных обитателей материка.



Командам по очереди задаются следующие вопросы.

1. Как называется географический объект на материке, имеющий только одну координату?

(Южный полюс. 90*ю. ш. ).

2. Антарктиду можно назвать чемпионом среди материков по количеству полюсов, которые на ней находятся. Какие это полюса и сколько их?

( Шесть.

3. Без этих обитателей Антарктиды, собирающихся огромными колониями на ее берегах, трудно представить себе жизнь ледяного континента. Кто они? ( Пингвины . Здесь их насчитывается более 17 видов. Они хорошо приспособились для жизни в этом суровом краю- у них теплые «шубы» из пуха и перьев, слой подкожного жира и мощные лапы с грубой кожей , приспособленные для передвижения по острым льдам, застругам, сугробам).

Южный полюс Земли-

географический, 90* ю.ш. ;

Южный магнитный полюс Земли-


72*25/,, 155*16/ в. д. (плато Земли Адели в восточной части Антарктиды, на 16 января 1909г), 70* ю. ш. и 150* в. д. на 1950 в районе горного плато Земли Виктории, а к 1977 г. сместился с суши на воду, неподалеку от берега, близ французской станции Дюмон- д, Юрвиль;

Южный геомагнитный полюс-

78*36/ю. ш. ,109*54/ в. д. ( к середине 20столетия), район научной станции «Восток»;

Полюс относительной недоступности-

82*ю. ш., 60* в. д. , летом 1958 г здесь функционировала научная станция – Полюс Недоступности;

Полюс холода

- станция Восток- -89,2*С в 1984г.;

Полюс ветров-


мыс Денисон на Земле Адели ( скорость ветра может достигать 70-80м/сек, а в 1912- 1913 гг. за 12 месяцев было отмечено 235 дней со скоростью ветра 18 м/сек и более).



4. У пингвинов есть враги из числа птиц. Кто это?

( Поморники . Это прожорливые, неутомимые хищники, круглосуточно охотящиеся за птенцами и яйцами зазевавшихся пингвинов, а в период линьки - и за взрослыми птицами. Птенец поморника, только что вылупившийся из яйца, выталкивает из гнезда своих младших, более слабых братьев - так с момента рождения проявляется его характер).



Приглашается представитель той команды, которой необходимо представить данный материк (фгп материка, открытие, исследования, особенности природы).



Жюри подводит итоги.



Учитель:

Этот материк мы изучили одним из первых. Он самый жаркий. Здесь расположена самая большая пустыня в мире. Мы слышали здесь удивительные пения песков. Опытные проводники помогали нам выжить при встрече с одним из самых страшных явлений пустыни - самумом. Мы плавали не только по самой длинной реке на Земле, но и по единственной реке, которая дважды пересекает экватор. Видели озеро, очертания и размеры которого постоянно меняются, вода пресная. Посетили второе по величине из пресноводных озер мира, на котором, как на море, существуют приливы и отливы. Совершали путешествие по лесу, где редко встретишь два дерева одинаковой породы, где сложно определить время года, так как одни деревья цветут, другие сбрасывают листву, а на третьих уже набухают почки. Побывали на вершине самого высокого вулкана в мире и в самом большом на Земле кратере другого знаменитого вулкана, заселенном слонами, бегемотами, жирафами, фламинго, львами и другими животными и превращенного в заповедник. Этот чудесный материк – Африка.



Представитель команды дает характеристику фгп материка. После этого учитель предлагает вопросы для команд.



1. Эти одиноко растущие деревья, которые можно считать символом Африки и стражем саванны, встречаются только там, где грунтовые воды близко подходят к поверхности. Они являются своеобразным маяком, подсказывающим человеку, где нужно копать колодец. Доставая корнями до грунтовых вод, что позволяет деревьям в сухой сезон оставаться свежими и зелеными, эти великаны способны прожить до 5 тысяч лет. Диаметр ствола крупных экземпляров может превышать 10 м, и обхватить такое дерево смогут, взявшись за руки, только 15 человек. Размеры дупла очень старого дерева так велики, что в нем можно устроить гараж для легковой машины или спрятаться от дождя всем классом. О каком дереве африканской саванны речь?

(О баобабе).

2. Огромное животное из отряда водных пресмыкающихся с удлиненным сплющенным телом, заканчивающимся длинным мускулистым хвостом, с огромной пастью, усеянной несколькими рядами острых зубов. Обладая острым зрением и слухом, он охотится ночью, а днем обычно лежит на берегу, греясь на солнце и широко открыв пасть, если ему жарко или если надо, чтобы птицы почистили ему зубы, выбрав застрявшие косточки. (Крокодил)

3. Крупнейший русский ученый, ботаник- растениевод и путешественник, за плечами которого 80 тысяч км пути и около 60 стран, где им было собрано более 6000 образцов культурных растений; в 1926- 1927 гг. возглавил экспедицию в северо-восточную часть Африки и установил, что Эфиопия является родиной ценных (твердых) сортов пшеницы. (Вавилов).

4. Это один из самых мощных водопадов на Земле. Он вызывает восхищение и удивление не только своим необычным каскадом воды, состоящим из множества отдельных струй, но и необычным стоком бурлящей воды в узком ущелье, которое в 13 раз уже, чем река. Он был открыт выдающимся английским исследователем Африки и назван в честь королевы Англии. Как писал потом великий путешественник, это было «единственное английское имя, которое я когда- либо дал какой- нибудь части Африканского континента». Как называется водопад и где он располагается? (Виктория на реке Замбези).

Подведение итогов.



Учитель:

Это самый маленький и самый удивительный материк. «Страна наоборот».

Она располагается под нами.

Там, очевидно , ходят вверх ногами;

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(они в пустыне пропадают где- то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводненье,

Спасает юг от северной жары,

Столица не имеет населенья.

Австралия - страна наоборот.

Ее исток - на Лондонском причале:

Для хищников дорогу расчищали

Изгнанники и каторжный народ.

Австралия - страна наоборот.

(Г. Усова)

Учитель зачитывает отрывок из романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта»:

«Говорю вам, повторяя вам, клянусь вам, что это самый любопытный край на всем земном шаре. Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение- удивляло, удивляет и удивит всех ученых мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который зарождаясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как своеобразное гигантское кольцо. материк, который , быть может, таит в самой сердцевине своей полуиспарившееся море; материк, где реки с каждым днем все больше и больше пересыхают; где нет сырости ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу ребром и не дают тени ; где деревья часто несгораемы; где тесаный камень тает от дождя; где леса низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, как у ехидны и утконоса, что заставило ученых придумать особый класс птицезверей; где у кенгуру лапы разной длины; где у баранов свиные рыла; где лисицы порхают с дерева на дерево; где лебеди черны, где крысы вьют гнезда; где птицы поражают разнообразием своего пения и своих голосов: одна служит будильником, другая щелкает, как бич кучера почтовой кареты, третья- подражает точильщику, четвертая – тикает, точно маятник часов; где есть такая, которая смеется по утрам, когда восходит солнце, и такая, которая плачет по вечерам, когда оно заходит. О! Самая причудливая, самая нелогичная страна! Земля парадоксальная, отвергающая все законы природы!.. Вот она, эта Австралия, некая пародия на мировые законы или, вернее, вызов, брошенный всему остальному миру!» В чем причина такой необычной уникальности этого удивительного материка?

(Австралия- материк реликтов- животных и растений, сохранившихся от прошлых геологических эпох, так как после своего отделения от праматерика она не имела сухопутных связей с другими материками).

Приглашается представитель команды, который даст общую характеристику материка Австралия.



Вопросы для команд. Приглашаются по очереди представители команд, которые вытаскивают листочки с текстами. Необходимо по описанию узнать, о чем речь.

1. Эти деревья Австралии выполняют роль естественных насосов. Высаженные в заболоченных районах, они способствую быстрому осушению. Из - за ценной древесины и способности к быстрому росту их разводят почти во всех странах субтропического и тропического поясов . На их родине насчитывается около 500 видов таких деревьев, и они являются основными лесообразующими породами. Что это за деревья и где их родина? Что известно о них?

(Это - эвкалипты- самые высокие в мире деревья, до 155 м. Их родина- Австралия. Имеется несколько сот видов, отличающихся листьями, размерами стволов, цветами, плодами. Они встречаются и в виде кустарников, а некоторые виды представлены мощными деревьями высотой свыше 100 м и толщиной ствола до 10 м. У эвкалиптов твердая древесина, а кора и листья богаты эфирными маслами. Мощные корни деревьев бывают такой длины, что доходят до уровня грунтовых вод и высасывают из почвы большое количество воды. Поэтому на самом сухом континенте Земли , каким является Австралия, они нередко приносят вред и их вырубают).



2. Когда ученые впервые прочитали описание этого животного, они отказались верить в его существование. Посудите сами: « У него тело жирного щенка со шкурой, которая ему заметно велика, между пальцами лап- перепонки, на голове утиный клюв, хвост как у бобра, а передние лапы- барсучьи. В довершение ко всему на лапах петушиные шпоры, которые выделяют яд. Самка откладывает яйца, подобно рептилиям, но вылупившихся животных кормит молоком, как млекопитающее». Вы узнали это животное? Каких еще необычных представителей животного мира можно встретить на материке?

( Это утконос. Животный мир Австралии настолько своеобразен, что выделяется в особую Австралийскую область. Здесь обитают древние яйцекладущие млекопитающие , сумчатые млекопитающие и другие представители фауны третичного и даже мелового периода, вымершие на других материках).



3. Эти глиняные постройки конической формы или украшенные наверху несколькими башнями , достигающие в высоту 5 м, сооружены насекомыми и придают ландшафту Австралии еще более загадочный и необычный характер. Глина, из которой они сделаны, тверда, как кирпич. Так что для наблюдения над жизнью их обитателей нужно пробить стенку ломом или топором. Тогда вы увидите лабиринты ходов, по которым озабоченно снуют рабочие насекомые . Что это за постройки и кто их создатели? На каком еще материке и в какой природной зоне встречаются эти удивительные сооружения?

(Это термитники . Они построены термитами. Еще термитники встречаются в саваннах Африки).



4. Что изображено на гербе Австралии?

(На государственном гербе Австралии изображены страус, кенгуру и листья эвкалипта).



5. Эта самая большая постройка, созданная на Земле живыми организмами, представляет собой огромную полосу, протянувшуюся на 2000 км у побережья самого маленького материка Земли. Полоса, достигающая в ширину 150 км и круто обрывающаяся в море, сложена из останков самих строителей. Создатели этой грандиозной постройки- очень прихотливые к условиям обитания существа. Они живут только в теплых морях с температурой воды не ниже +18…+20*С, на глубинах, не превышающих 40- 60 м, что обусловлено их высокой требовательностью к теплу и свету. Для благоприятного их развития необходима нормальная или повышенная соленость воды и достаточная насыщенность ее кислородом. О каком сооружении идет речь? Кто его создатели?

( Это Большой Барьерный риф у восточного побережья Австралии . Его создатели - коралловые полипы).



6. Где расположен остров, названный в честь широко распространенного в Австралии его удивительного обитателя? Как он называется?

( Остров Кенгуру близ южного побережья Австралии, как бы запирающий залив Сент- Винсент. Был открыт английским исследователем Австралии Мэтью Флиндерсом во время съемки южного берега материка в 1801- 1802 гг , и назван в честь широко распространенного в Австралии сумчатого млекопитающего- кенгуру. Семейство кенгуру насчитывает 17 родов с 52 видами , от самых маленьких (всего 23 см) до серых и больших гигантских кенгуру , самцы которых достигают 2 м в высоту и имеют вес до 100 кг).



Учитель:

Наш следующий материк- Евразия. Это материк многих рекордов. Он является самым крупным материком нашей планеты, занимая 1/3 всей суши.. Это единственный материк, имеющий такую большую протяженность с запада на восток, что он не помещается в одном полушарии. Только его берега омываются морями четырех океанов Земли. Ни один из материков не имеет такого количества морей, заливов, полуостровов, островов. Здесь находится самая высочайшая вершина мира- Джомолунгма, самая глубокая впадина на поверхности суши, занятая озером, уровень воды в котором на 402 м ниже уровня моря, а самая южная ее часть - ниже уровня океана на 27 м. В Евразии находится и самое глубокое озеро на Земле, и самое большое озеро, превышающее по площади размеры некоторых морей. Только на этом материке есть реки, впадающие в море, но протекающие по территории, которая лежит ниже его уровня, а также реки, русла которых расположены намного выше окружающей местности, правда, окруженные дамбами. Это единственный материк, на котором есть все климатические и почвенно-растительные зоны Земли. И наконец, здесь самая высокая численность населения на планете.



Представитель команды дает характеристику материка Евразия.



Вопросы для команд. Каждая команда отвечает по очереди. Жюри подводит итоги.



1. Море Индийского океана между Северо-восточным берегом Африки и самым большим полуостровом Евразии, которое на всем своем протяжении имеет слабо изрезанные, почти параллельные берега, окаймленные коралловыми рифами. Исследуя этот удивительный водоем, занимающий глубоководную тектоническую котловину, английские ученые обнаружили в небольшой впадине на глубине 2219 м придонную воду с температурой +44*С, какой еще никогда не регистрировали в водах Мирового океана. Не менее удивительной была и другая особенность этой придонной воды - высокая соленость, превышающая в 7,5- 8 раз соленость океанических вод. Что это за море? (Красное)



2. Самый южный полуостров Евразии, протянувшийся почти до самого экватора. Там растут влажные тропические леса, а в районах, освоенных человеком, на склонах невысоких и средневысотных гор, где много полноводных рек, расположены плантации каучуконосов, кокосовых пальм, ананасов и других экспортных культур. Назовите полуостров. (Малакка).



3. Горная страна Азии, расположенная на территории четырех государств и представляющая собой сложнейшую систему горных хребтов, простирающихся с юго- востока ( от равнин Гоби) на северо - запад (к Западно - Сибирской низменности); здесь находятся водоразделы крупнейших сибирских рек и рек бессточной области Центральной Азии; для этой горной страны характерно развитие альпийского типа рельефа с большими колебаниями высот, крутыми, скалистыми, увенчанными ледниками гребнями гор, в цепи которых возвышаются труднодоступные вершины и многочисленные пики. Что это за страна? (Алтай).

Самое большое озеро на Земле, берега которого лежат ниже уровня океана, не уступает по площади, солености и даже глубине некоторым морям у побережья Евразии, и потому его чаще называют морем. (Каспийское)



4. Это трижды рожденное, самое молодое на Земле море - озеро, резко меняет свои размеры и очертания и в наши дни. Почему это происходит? Как называется это море - озеро?

(Аральское море- озеро. Его очертания сильно меняются в наши дни. Уровень моря упал более чем на 15 м, в результате чего площадь его сократилась более чем на 30 000 кв. км. Причина такого сокращения - огромный забор воды из Амударьи и Сырдарьи оросительными системами на промышленные и коммунальные нужды, а также интенсивный рост дельт этих рек, обусловленный большим количеством взвешенного материала, который они выносят и откладывают в устье, формируя свои дельты в условиях мелководья. Амударья ежегодно выносит в Арал 100 млн. тонн взвешенных и около 18 млн. тонн растворенных наносов, образуя дельту площадью около 10 000 кв. км.; сток наносов Сырдарьи в устье- 12 млн. тонн в год, из которых в дельте осаждается 4 млн. т., сток растворенных веществ- около 6 млн. тонн, дельта реки продвигается в глубь моря со скоростью 50 м в год. К тому же уменьшение стока рек может быть обусловлено сокращением площадей горного оледенения. Как показали исследования, проводимые на леднике Федченко, только за десять лет его объем уменьшился почти на 2 км3 и для восстановления объема льда, исчезнувшего за этот срок, ему необходимо в течение шести лет получать двойную норму осадков. Очевидно , что отступление горных ледников сказывается и на уменьшении объема воды, которую получают реки, берущие здесь начало, в том числе и многочисленные притоки великих среднеазиатских рек.).



5. Это бессточное озеро Центральной Азии, расположенное в северо-восточной части Таримской впадины и являющееся остатком водоема, который существовал в районе котловины с таким же названием еще в современную геологическую эпоху, не раз удивляло исследователей. Там, где оно было обозначено на старинных китайских картах, экспедиция, возглавляемая великим русским путешественником, его не обнаружила. Только после долгих поисков озеро удалось найти, но значительно южнее. Но несколько десятилетий спустя в указанных экспедицией координатах его опять не оказалось. Оно вернулось на прежнее место. Что это за «блуждающее» озеро? Что еще вы знаете о нем? Какими причинами можно объяснить его перемещения? О какой экспедиции идет речь?

(Озеро Лобнор. Расположено в бессточной котловине Таримской впадины. Его очертания, размеры, перемещения на расстояние до 150 км и степень солености меняются, что объясняется непостоянством питающих его рек. Тарима и Кончедарьи. В сухие годы озеро способно распадаться на несколько водоемов и даже исчезать совсем, оставляя лишь корку соли. При обильных паводках рек оно максимально заполняется водой, площадь его увеличивается до 100 км в длину и до 50 км в ширину, глубина может достигать 5 м, вода становится пресной или слабосоленой и появляется речная рыба. Речь идет об экспедиции Пржевальского ).



6. Почему водоем, занимающий самую глубоководную впадину Земли, называют Мертвым морем?

(Потому что из- за очень высокой солености воды органическая жизнь в Мертвом море, за исключением некоторых бактерий, отсутствует).



7. На этом самом большом полуострове Земли 2,5 млн. км2 занимают пустыни и полупустыни. Несмотря на то, что он находится на стыке двух континентов, здесь одни из самых бедных на земном шаре флора и фауна. Почему? Как называется этот полуостров?

( Аравийский полуостров . Его огромные пустынные и полупустынные области препятствовали взаимному проникновению растений и животных из Азии в Африку и обратно . И лишь немногие виды их, сумевшие приспособиться к суровым аридным (то есть с сухим климатом- при высоких температурах воздуха и малом количестве осадков) условиям, сумели преодолеть этот барьер, когда в эпохи великих оледенений здесь устанавливались относительно влажные периоды).



Пока жюри подводит итоги работы обеих команд, можно предложить ответить на вопросы, связанные с происхождением некоторых названий из курса географии 7 класса и расширяющие кругозор обучающихся. Ответы не оцениваются.

«Знаете ли вы, что…»

Килиманджаро - на языке африканцев название этого вулкана означает «сияющая гора»

Танганьика - «собрание вод»

Гренландия - «зеленая страна» (дат.)

Гудзонов пролив – от имени Гудзона, англ. мореплавателя, открывшего залив в 1610г.

Лабрадор - «земледелец» ( с португальского)

Ньюфаундленд- «вновь открытая земля» (англ,)

Флорида - «цветущий» (испанск.)

Юкатан - на языке местных индейцев значит «мы вас не понимаем» (так ответили первым европейцам)

Антильские о-ва (греч - «анти») - «против, впереди материка»

Карибское море - по имени индейцев карибов

Мексиканский залив - связан с государством Мексикой, которое названо по имени бога Мехитли

Аляска - от алеутского слова «алясках», что значит «большая земля»

Калифорния - «горячий горн», п. ч. здесь летом высокая температура воздуха

Эфиопия (с греч.) – «страна людей, с опаленными солнцем лицами»

Аддис - Абеба (с эфиопск.)- «новый цветок»

Парана (с индейск)- «родственник океана»

Игуасу - « большая вода»

Кордильеры - « цепь, шнур»

Канада (индейск.) - «селение»

Гималаи - «жилище снегов»

Джомолунгма - «мать снегов»

Тянь – Шань - «небесные горы»

Волга - «светлая, священная»

Монблан - «белая гора»

Жюри подводит итоги работы обеих команд. Учитель благодарит за работу команды и членов жюри. Награждает призами участников обеих команд. Можно отметить также лучшего знатока географии. Путешествие заканчивается в той точке, из которой начиналось

Использованная литература.

А. Безруков, Г. Пивоварова «Занимательная география». М., «АСТ-ПРЕСС2, 2001

Г. Н. Элькин «География материков и океанов». Санкт- Петербург «Паритет»,2001




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Путешествие по материкам».

Автор: Жарова Татьяна Анатольевна

Дата: 04.12.2018

Номер свидетельства: 488939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Игра  "Путешествие по материкам Южного полушария" "
    ["seo_title"] => string(57) "ighra-putieshiestviie-po-matierikam-iuzhnogho-polushariia"
    ["file_id"] => string(6) "161161"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422187236"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Урок-презентация по курсу "Окружающий мир" во 2-м классе по теме: "Изучаем карту полушарий: части света, материки, океаны""
    ["seo_title"] => string(115) "urokpriezientatsiiapokursuokruzhaiushchiimirvo2mklassiepotiemieizuchaiemkartupolushariichastisvietamatierikiokieany"
    ["file_id"] => string(6) "317173"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460294137"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Урок-путешествие по Австралии и Океании "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-putieshiestviie-po-avstralii-i-okieanii"
    ["file_id"] => string(6) "140545"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417966164"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Австралия. Физико-географическое положение материка, история открытия и исследования. "
    ["seo_title"] => string(97) "avstraliia-fiziko-ghieoghrafichieskoie-polozhieniie-matierika-istoriia-otkrytiia-i-issliedovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "105295"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402839560"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока на тему: "Путешествие по Южной Америке" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-na-tiemu-putieshiestviie-po-iuzhnoi-amierikie"
    ["file_id"] => string(6) "102964"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402561397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства