В современном мире, выпускник школы должен быть гибким, мобильным, легко ориентироваться в потоке информации, быть субъектом своей жизнедеятельности. Задача каждого учителя состоит в изменении образовательного процесса. Ученика необходимо перевести в позицию сотрудника, соучастника в решении учебных задач. Если учесть и то, что в подростковом возрасте у детей появляется чувство взрослости. Эта главная особенность личности, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний. Один из ведущих видов деятельности – это общение, то не остается сомнения, что организация работы над проектным заданием и атмосфера на уроке должны быть пропитаны идеями педагогики сотрудничества.
Использование проектного обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектное обучение »
МКОУ Гауфская средняя общеобразовательная школа»
«Проектное обучение»
Учитель географии:
Малимонова Надежда Ивановна
2014г.
МЕТОД ПРОЕКТОВ
Почему именно метод проектов?
В современном мире, выпускник школы должен быть гибким, мобильным, легко ориентироваться в потоке информации, быть субъектом своей жизнедеятельности. Задача каждого учителя состоит в изменении образовательного процесса. Ученика необходимо перевести в позицию сотрудника, соучастника в решении учебных задач. Если учесть и то, что в подростковом возрасте у детей появляется чувство взрослости. Эта главная особенность личности, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний. Один из ведущих видов деятельности – это общение, то не остается сомнения, что организация работы над проектным заданием и атмосфера на уроке должны быть пропитаны идеями педагогики сотрудничества.
Использование проектного обучения.
Метод проектов возникает в начале 20 века в ряде крупнейших стран мира (США, Россия).
В России под руководством педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания еще в начале 20 века. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно, и последовательно внедряться в школу. Но в 1931 году метод проектов был обсужден постановлением ЦК ВКП (б0. С тех пор в России больше не предпринимались серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.
В США метод проектов возник в 20-е годы 20-го века. Его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а так же его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной стороне, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего и когда? Вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые ему необходимо приобрести. Где, и каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Метод проектов претерпел некоторую эволюцию, родившись из идеи свободного воспитания, он становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
Но суть его остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
1
В дальнейшем этот метод активно и весьма успешно развивается в зарубежной школе (США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии и во многих других странах), где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи и его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в современной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями. При выполнении проектного задания доля самостоятельной работы учащихся очень высока, а учитель выполняет роль наставника, координатора, консультанта. Система действий учителя и учащихся, их соотношение на всех стадиях выполнения проектного задания соответствует схеме предложенной Полат Е.С.
П Р О Е К Т
7
6
2
3
5
4
- доля учителей в совместной работе;
- доля учеников в совместной работе;
Рис. 1. Система действий учителя и учеников и их соотношение на разных этапах урока.
Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
Самообразование и актуализация знаний.
Продумывания хода деятельности, распределение обязанностей.
Исследование: решение отдельных задач, компоновка и т.д.
Обобщение результатов и выводы.
Анализ успехов и ошибок. Коррекция.
Презентация.
Для формирования умения сотрудничать с детьми оговариваются правила поведения, взаимопомощи, индивидуальной ответственности и критерии успеха.
Разрабатывая проект вместе с учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, необходимо четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу.
Существуют несколько типов проектов, разные авторы определяют свои классификации.
Рассматривая и анализируя типологии проектов, можно сделать вывод, что, они сложны и требуют много сил, времени для разработки проектного задания, подготовительного этапа. На мой взгляд рабочей является типология, предложенная О.С. Кругловой. Она проста, доступна, адаптирована к учебно – воспитательному процессу в российских школах, и учитель может пользоваться ее описанием для разработки уроков. Затраченные усилия на подготовительном этапе оправдываются в результатах работы и достижениях учащихся.
В своей деятельности я использую типы проектов по классификации Полат Е.С. и Кругловой О.С. Тип используемого проектного задания зависит от класса и уровня обученности учащихся постепенно усложняясь. Проиллюстрируем их примерами:
Для 6 класса характерно использование группового краткосрочного проекта «Построй свой дом» (практическая работа в теме План местности), дети не только составляют проект плана местности, но и доказывают, что знания материала помогает на практике. В последующем проектном задании идет усложнение. В 7 – 8 классах преобладают индивидуальные среднесрочные проекты. Примером могут служить «Проект морского города» (7 класс – экологические проблемы мирового океана) и «Проект создания научной станции в Антарктиде»). «Проект строительства зоны отдыха на берегах Омских озер» в 8 классе.
«Проект создание искусственной почвы» запланирован и реализуется в теме «Почвы России» (8 класс) (учащиеся 8-х классов занимаются по учебнику «География: природа России» И.И. Бариновой в соответствии с программой МПГУ. – М., 1998 г.). На данную тему по программе отводится три часа.
Первые два урока «Образования почв. Разнообразие почв.» и «Почвенные ресурсы России» - необходимы для того, чтобы учащиеся получили необходимый пакет знаний и умений, как основу работы над проектом. На втором уроке ставится проблемная задача «Численность населения растет, следовательно, нагрузка на почвенные ресурсы возрастает. Если человечество в будущем будет испытывать недостаток продуктов питания из – за нехватки почвенных ресурсов – возможно ли создание искусственной почвы?» Решение этой задачи предполагает выполнение проекта как домашнего задания. На третьем уроке в первой части происходит презентация проектов (учащиеся определялись по средством жеребьевки). Во второй части – индивидуальный мини – тест, с целью определения уровня ЗУН по данной теме. Анализ результатов третьего урока позволяет сделать выводы о том, что цели достигнуты, у учащихся сформировался необходимый уровень ЗУН, а так же они не просто показывают, но и совершенствуют умение аргументировать свой учебный продукт, защищать его, отвечать на вопросы и задавать их.
Необходимо отметить, что на начальном этапе, когда проектное обучение вводилось с 8 класса, некоторые учащиеся не справлялись с заданием (около 30%), не могли разобрать проект, это связано с тем, что это первое такое задание, и они не могли (а может быть не хотят) ориентироваться в проектном задании. Это определяет необходимость введения проектного обучения уже в 6 классе.
Краткосрочный ролевой проект «Рекламный проспект и видеоролик туристического маршрута по Европейской России»; разрабатывается и презентируется в течении одного итогового урока по теме «ПК Европейской части России». Его выполнение требует от детей быстрой мобилизации творческих способностей, учебных возможностей, и умения работать в группе. Так как урок проходит в игровой форме, то дети и увлечены выполнением задания и работают с полной самоотдачей, об этом свидетельствует «атмосфера» урока – насыщенная творческой активностью, доброжелательностью.
Проектная деятельность также способствует нравственному воспитанию учащихся. В 10 классе в теме «Глобальные проблемы человечества» ученики выполняют среднесуточный, групповой, творческий проект «Крик планеты». Работая я художественными образами, главная сила которых заключается в том, что они вызывают сравнение , воспоминание, ассоциации, тревогу за состояние природы Земли, сопереживание, учащиеся осознают свою значимость в жизни планеты. Этот проект предусматривает самостоятельную деятельность учащихся. Презентацию проходит на уровне школы в рамках недели географии.
Анализ результативности использования проектного обучения на уроках географии.
Анализ результатов использования проектов свидетельствуют о том, что он позволяет не только повышается процент качества, но и дают возможность быть ребятам самостоятельными, проявить свои творческие и интеллектуальные возможности.
Помогает повысить интерес учеников к предмету, учит их быть конкурентоспособными как при обучении в школе, так и в получении профессионального образования и в своей будущей профессиональной деятельности. Результаты использования метода проектов соответствуют современным требованиям общества и государства к образованию, носят опережающий, перспективный характер, что означает предвидение, прогнозирование и учет качеств выпускника школы, которые будут необходимы ему в социально – экономических условиях, определившихся на период окончания школы.
Требования к использованию технологии проектного обучения
(Полат Е.С.):
Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения, например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.п.)
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предлагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, о факторах, влияющих на это состояние, о тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; - по проекту, выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.)
Самостоятельная (индивидуальная , парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
Выдвижение гипотезы их решения;
Обсуждение методов исследований (статических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
Подведение итогов , оформление результатов, их презентация;
Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Цели обучения при проектном обучении
(Кругловой О.С.):
Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения:
Позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;
Развить у каждого позитивный образ себя и других;
Развить у учащихся учение истинно оценивать себя.
Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя»; вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи.
Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации из литературы и т.д.), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
Теоретические позиции проектного обучение
(Шамова И.Т.):
Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.
Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций ученика.
Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
Правила и принципы работы команды способом в проектном обучении:
В команде нет лидера. Все члены команды равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Но должно быть так называемых «спящих партнеров».
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Общие подходы к структурированию процесса выполнения проекта (Полат Е.С.):
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Зачем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке и пр.)
Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов, внешней оценки, формулировкой выводов.