Применение информационных технологий на уроках географии
Применение информационных технологий на уроках географии
Уже сегодня многие ученики с компьютером на “ты”: они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Очень хочется, чтобы это время прошло с пользой. Современный учитель тоже должен подружиться с новым помощником.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение информационных технологий на уроках географии»
Применение информационных технологий на уроках географии
Наумова Александра Павловна учитель географии и биологии
В процессе изучения географии материков и океанов у учащихся создаются представления о разных территориях земного шара, в том числе о крупных зональных природно-территориальных комплексах. Формирование представлений происходит одновременно с овладением учащимися основными географическими понятиями. Более того, формировать у учащихся верные географические представления об объектах и явлениях без опоры на понятия невозможно. Однако, изучая материки и океаны Земли по единому плану, нередко задумываешься о том, что информация, например, о дождевых лесах Африки, Южной Америки и Азии или о тропических пустынях разных материков содержит больше общих черт, чем подчеркивает индивидуальность территории. Значит важной методической особенностью отбора содержания школьного курса географии, является определение именно индивидуальности изучаемой территории. Для достижения наилучшего качества этой деятельности существуют разнообразные педагогические технологии, практика ставит перед нами задачи освоения и активного внедрения их в свою деятельность.
В этом плане мне глубоко импонирует обучение с применением компьютерных технологий. Уже сегодня многие ученики с компьютером на “ты”: они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Очень хочется, чтобы это время прошло с пользой. Современный учитель тоже должен подружиться с новым помощником.
Благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных CD-дисков, работа по созданию уроков с применением новых информационных технологий становится увлекательной и для самого учителя.
Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы. Собирая нужные документы по конкретным темам в предметные папки к каждому уроку, я использую их для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использованием программы презентации PowerPoint.
Эта программа позволяет полностью собрать все необходимые материалы к уроку, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на мониторе компьютера. В ней предусмотрены различные типы слайдов, содержащие разные формы подачи материала, и программы для работы с ними.
Сохраненные технологические карты к урокам распечатываются на листках с графическим или тестовым заданием, которые можно редактировать с учетом каждого класса.
В процессе изучения, например, географии материков и океанов у учащихся создаются представления о разных территориях земного шара, в том числе о крупных зональных природно-территориальных комплексах. В зависимости от способа, которым создается образ, это может быть представление памяти, т.е. воспроизведение увиденного. Образ, создаваемый учеником на основе географической карты, словесного описания, на основе рисунка или другого изображения, называетсяобразом воссоздающего воображения. Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями, упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках. Большую помощь в формировании образов различных территорий или объектов могут оказать создаваемые учителем уроки-презентации в программе PowerPoint.
Использование на уроках программы PowerPoint приводит к целому ряду положительных эффектов:
обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
психологически облегчает процесс усвоения;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
позволяет получить представления о конкретных географических объектах, явлениях, территориях;
возрастает уровень использования наглядности на уроке;
повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют формированию верных географических представлений об объектах, территориях и явлениях у учащихся.
Для работы с изображениями и перевода их в нужные форматы можно использовать программу Adobe Photoshop. Программа достаточно проста и удобна для работы: изменение изображений, создание собственных рисунков, сохранение в нужном формате.
Время требует от современной школы иных подходов к обучению. Создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении вопросов, – это задачи, которые стоят перед педагогами. И решить некоторые из этих задач может помочь компьютер. Информационные технологии способствуют успешному изучению различных предметов, в том числе и географии.