Просмотр содержимого документа
«Применение информационных и коммуникативных технологий в школьном образовании»
Применение информационных и коммуникативных технологий в школьном образовании.
Учитель географии МБОУ СОШ №39 г.Ставрополя
Косолапова Наталья Ивановна
В конце двадцатого века человечество вступило в стадию, получившую название постиндустриального общества.
Представление о важнейшей функции языка – получение и передачи с его помощью знания – сложилась исторически: язык специфическая система связи или коммуникации. Помимо языка для поиска получения знаний, их хранения и передачи человек искал и находил дополнительные средства, которые оказывали значительное, подчас революционное влияние на жизнь общества. Письменность, печатный станок, телефон, телевидение и, наконец, сеть Интернет – вот наиболее впечатляющие вехи эволюции в передаче знаний.
Мнение о том, что именно использование информационных и коммуникативных технологий будет способствовать преодолению противоречий между растущим потоком информации и ограниченным временем обучения, традиционными формами обучения и возможностью перехода к современным технологиям, абсолютно оправдано.
Вопрос о роли современных информационных и коммуникативных технологий в деле совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остаётся актуальным довольно длительное время. Однако наибольшую остроту он получил в ходе внедрения в практику учебного процесса персональных компьютеров, объединённых как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть Internet. Для успешной реализации программы модернизации среднего образования, во многом базирующейся на его компьютеризации и Internet-использования, потребуется не только современное техническое оснащение учебных заведений, но и соответствующая подготовка педагогов и организаторов системы образования.
В современном понимании информационные технологии – это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства такие как: кино-, аудио-, видео-средства, компьютеры, телекоммуникационные сети- для работы с информацией. Информационные средства обучения следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний педагогом, восприятия знаний обучаемым, оценки качества обучения и всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса.
Применение информационных и коммуникативных технологий традиционно сводится к двум основным направлениям: - первое состоит в использовании этих технологий для увеличения доступности образования, что осуществляется путём включения в систему образования тех лиц, для которых иной способ может быть вообще недоступен. Нужно отметить, что такая дистанционная форма обучения встречает множество возражений, Её противники справедливо отмечают, что старшеклассники – будущие студенты – будут лишены всего того, что требуется для получения подлинно качественного образования: работа в лабораториях, доступ к научным библиотекам, общение с преподавателями и другими учениками на семинарских занятиях и в неофициальной обстановке; - второе направление предполагает использование информационных технологий для изменения того, чему учить и как учить, то есть содержания и способов в рамках традиционных форм. Но здесь возникает проблема, связанная с тем, что внедрение передовых технологий часто создаёт дополнительные преимущества наиболее успевающих , активным и способным ученикам, не влияя на уровень подготовки основной части учащихся.
Действительно, между доступностью образования и его качеством существуют вполне объяснимые противоречия. Ключевые образовательные ресурсы всегда присутствуют в строго ограниченном количестве и имеют определённый денежный эквивалент книги в библиотеке. Лабораторное оборудование, квалифицированные преподаватели. Поэтому, одновременное улучшение качества и расширение доступности образования очень сложный процесс .Выделяются такие основные признаки совершенствования доступности и качества образования как: - новые формы представления информации; - новые формы учебных знаний; - новые библиотеки; - новые структуры образования.
Однако сами по себе технологии, будь то бумага, аудитория или компьютер, не несут никаких перемен. Последствия применения их определяются тем, каким образом и с какой целью мы их используем. Именно поэтому в поисках оптимальных путей внедрения информационных и коммуникативных технологий в образовании стоит обратиться к тому огромному опыту, который накоплен десятилетиями использования и совершенствования ключевых технологий, с целью повышения качества и расширения доступности образования в современных условиях. Необходимо так организовать учебный процесс, чтобы обучение было наглядным, доступным, увлекательным, имело практическую направленность. Кроме этого, необходимо создать оптимальные условия для творческого развития учащихся, стимулировать их к самостоятельной работе, к сотрудничеству, обмену опытом с товарищами. Необходимо создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. И здесь школа как и коллектив профессионалов может определить «изюминку» каждого ребенка, помочь ему найти ответ на вопрос «каков я», а отсюда дать компетентные рекомендации о наиболее благоприятном пути индивидуального развития.
И все это позволяет сформировать устойчивый интерес к предмету, научить вести самостоятельный, поиск правильный отбор материала, выработать умение работать с дополнительной литературой, программным обеспечением и использовать их в нетрадиционных формах уроков. Ученик может применить свои знания, чаще попадая в ситуацию успеха, учится учиться.