Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников.
Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников.
Модернизация образования поставила перед современной школой
задачу – воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника, поэтому одной из главных задач педагога является развитие познавательных, интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка.
В начальной школе в соответствии со стандартами образования компьютерная технология используется как проникающая (по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
Цели: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей; подготовка личности «информационного общества»; дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить; формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникативные технологии позволяют не только насытить учащихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в младшем школьном возрасте - умение самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес учащихся к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников. »
Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников.
Т.А.Попова
СОШЛ № 53, город Караганда,
учителя начальных классов.
Модернизация образования поставила перед современной школой
задачу – воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника, поэтому одной из главных задач педагога является развитие познавательных, интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка.
В начальной школе в соответствии со стандартами образования компьютерная технология используется как проникающая (по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
Цели: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей; подготовка личности «информационного общества»; дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить; формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникативные технологии позволяют не только насытить учащихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в младшем школьном возрасте - умение самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес учащихся к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание младших школьников, помогает развивать произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с учащимися, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики. Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Младшие школьники требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими учащимися.
По сравнению с традиционными формами обучения младших школьников компьютер обладает рядом преимуществ:
-предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у учащихся огромный интерес;
-несет в себе образный тип информации, понятный школьникам;
-движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
-проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером является стимулом познавательной активности учащихся;
-предоставляет возможность индивидуализации обучения;
-младший школьник сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач; в процессе своей деятельности за компьютером младший школьник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
-позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (неожиданные и необычные эффекты, полет ракеты);
-компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание ребенка, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
-исследовательский характер, легкость для самостоятельных занятий учащихся,
развитие широкого спектра навыков и представлений, высокий технический уровень, возрастное соответствие, занимательность.
Использование компьютерных программ помогают не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность учащихся; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у учащихся системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья младших школьников.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Использование информационных технологий вызывает у детей интерес, активизирует познавательную деятельность, даёт возможность самореализации личности младших школьников, способствует умению общаться, то есть является эффективным средством развития коммуникативных качеств личности.
Опыт применения интерактивных досок в процессе обучения показывает эффективность данного технического средства обучения. Преимущества использования интерактивной доски в сравнении с обычной классной доской очевидно. Интерактивная доска позволяет сделать урок более динамичным, информативным, повысить мотивацию учения обучающихся через использования большого спектра наглядных пособий, которыми пополняются медиатеки школ.
Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Работа с интерактивной доской побуждает учителя к поиску новых подходов в обучении, что способствует его творческому и профессиональному росту.
Таким образом, возникает необходимость создание творческой группы учителей начальных классов по использованию современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) как средство повышения качества образования младших школьников.
Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития младших школьников достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования. Использование ИКТ позволяет развивать умение младших школьников ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Литература:
Макасер И.Л. «Игра как элемент обучения». Информатика в начальном образовании. 2009г., №2, с.71-73.
Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир младшего школьника. А.: «Новая школа Казахстана», 2009г., №3, с.46-54
Фомичева О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: «Гелиос АРВ», 2010г.