Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования картографической грамотности»
Приёмы формирования картографической грамотности на уроках географии
Картографические материалы - ключевой элемент культуры географического образования, без которого невозможно представить себе наш предмет. Карты и атласы - это источники географической информации, средство для организации урочной работы с географической информацией, исследовательских и проектных работ, основа для дискуссий на уроках, уникальное средство формирования всяческих умений - регулятивных, познавательных и других.
Освоение картографической грамоты должно быть на должном уровне, потому что географическая информация имеет непосредственное касательство к повседневным бытовым потребностям человека и к самым «горячим» общественным проблемам: экологическим, экономическим, культурным, политическим, т.к. географическая карта особый, универсальный язык общения.
В ходе выполнения практических работ школьники учатся работать с разными источниками географической информации, овладевают приемами учебной работы, необходимыми для подготовки к самостоятельной деятельности. Для достижения результатов мало фактологического подхода к обучению, нужен и аналитический подход: оценка географического объекта, анализ его состояния. Задача учителя – научить способам активного добывания знаний по картам и атласам, т.е. ориентация на обучение будущего потребителя географической информации.
Карта используется уже на самых первых уроках географии, однако по настоящему глубокая и систематическая работа по формированию картографических знаний и умений учащихся начинается уже при изучении плана местности и географической карты.
Большой интерес у учащихся вызывают предложения самим придумать план местности, допустив на нем умышленные ошибки. Наиболее удачные планы использую на следующих уроках.
Кроме традиционных занятий учащимся предлагаются разные творческие работы, например, составить план местности, на котором происходит действие сказки. Начинаем с несложного задания, например с составления плана местности по сказке «Колобок». Несмотря на кажущуюся шутливость задания, речь идет о формировании у учащихся пространственных представлений.
Для группы сильных учеников предлагаю более сложное творческое задание – составить план местности действия сказки «Доктор Айболит». Там где описывается его путешествия по Африки. А ведь многие учащиеся даже не задумывались. Что здесь представлены реальные географические объекты.
Вслед за планом местностиизучается географическая карта. Специальные географические умения формируются только в деятельности учащихся, которым гораздо интереснее и полезнее выполнять задания, построенные на историко-географическом или литературном материале. Например, решение «обратных задач» по определению объекта по его координатам.
В 1856 году английский путешественник Давид Ливингстон совершил замечательное открытие в точке с координатами 18°ю.ш. и 26°в.д.
Первая российская научная станция в Антарктиде была основана под 66°ю.ш. и 95°в.д. Как она называется?
Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. он находится в точке с координатами 6°с.ш. и 61°з.д.
Выполняем аналогичные задания с предложением нанести результат поиска на контурную карту. Например:
Исследователи искали загадочную Землю Санникова. Академик Обручев В.А. указывал возможный район ее расположения 78°с.ш. и145°в.д. Обозначьте ее на карте.
Герои романа «Таинственный остров» отправились в путешествие на воздушном шаре из города Ричмонд(США) - 38°с.ш. и78°з.д. Унесенные ураганом, они оказались на необитаемом острове, который назвали островом Линкольна (35°ю.ш. и 150°з.д.). обозначьте на карте маршрут и определите направление их вынужденного путешествия.
Важным условием организации предметно-практической деятельности учащихся является осознание ими полученных практических умений, поэтому, завершая очередной этап изучения карты, они записывают их перечень в тетради.
Что я должен уметь при работе с географической картой
Определять направления по сторонам горизонта из любой точки на карте.
Определять взаимоположение точек и объектов на карте (севернее, южнее, западнее, восточнее).
Определять географические координаты объекта.
Определять объекты по заданным координатам.
Определять абсолютную высоту (глубину) способом отметки.
Определять абсолютную высоту (глубину) гипсометрическим способом .
Определяя географическое положение отдельных объектов на примере гор, равнин и морей, учащиеся должны научиться устанавливать по карте пространственные ассоциации и тем самым подготовиться к качественно иному виду работ – описанию объектов по карте. Овладение шестиклассниками приемами описания географических объектов по карте обеспечивает дальнейшую возможность изучения географии материков и океанов.
Картографические умения учащихся развиваются и в дальнейшем, и они переходят к составлению описательных характеристик рельефа, климата и других особенностей природы материков.
(Тема: Течения в Океане.)
Учащиеся рассматривают рисунок «Схема поверхностных течений в Мировом океане» и отвечают на вопросы:
Каков общий рисунок системы поверхностных течений Тихого океана?
Рассмотрите течения Северного тропического круговорота:
Какие из них ветровые и какими ветрами вызываются?
Какие течения стоковые?
Как можно объяснить образование стоковых течений?
Рассмотрите течения Южного тропического круговорота:
1) Какие из них ветровые и какими ветрами вызываются?
2) Какие течения стоковые?
4. Какое течение разделяет Северный и Южный тропические круговороты и как оно образуется?
Проделанный анализ информации позволяет сформулировать вывод о том, как взаимосвязаны ветровые и стоковые течения и какова особенность их расположения.
Задания по формированию картографической грамотности
Новый велосипед не выдумываю, но использую следующие приемы.
1.Собрать пазл разрезанной карты, как материка, так и по любой другой теме.
2. Конверт с контурами:
1. Материков не подписанными, виды заданий:
а) разложить правильно, как по карте.
б) последовательность появления.
в) по размерам.
2. Острова крупнейшие не подписанные, указать название.
3. От руки начерчены параллели и меридианы с градусами, определить какого полушария.
(карточки заготовлены по двум вариантам название, а надо определить координаты, либо наоборот)
Определяют выбранного объекта координаты, либо по координатам определяют объект.
4.По отрывку описания определить объект и его координаты.
5. Составить на основании фрагмента описания вопрос, с определенными условиями: - 1- чтоб звучало слово координаты; 2- чтоб вопрос был интересным, 3- чтоб был составлен правильно.