Практическая направленность школьной географии - это многофункциональная и многоотраслевая методическая категория. Она проявляется не только в формировании географических знаний и умений, опыта деятельности, но и развитии познавательной и интеллектуальной сферы учащихся. Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общества, основу которой составляет позиция компетентности.
Актуальные образовательные цели учитель должен направлять на усиление практической направленности обучения географии. Другими словами направленность цели и результатов обучения на формирование опыта практической деятельности учащихся.
Концепция ФГОС актуализирует задачу реализации практической направленности обучения, что требует усиления внимания со стороны учителя географии к организации деятельности обучающихся по формированию умений и навыков, освоению ими учебных действий. В связи с чем, необходимо осуществить переход от объяснения нового знания к организации «открытия» его детьми.
В условиях ФГОС к образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Таким образом, задача учителя - научить творчески, мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться.
Поэтому применение способов практического обучения выступает необходимым средством формирования и продуктивного усвоения умений, закрепления учебных действий.
Реализация принципа практической направленности обучения географии предполагает организацию деятельности, направленную на освоение обучающимися не только предметных (географических), но и метапредметных планируемых результатов обучения.
Из сказанного значит, что перед учителем географии поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций.
Основным в осуществлении практической направленности выступает процесс применения знаний, когда знания получают выход в практическую деятельность, и при этом формируется психологическая готовность применять их в определенных условия и жизненных ситуациях.
Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированы на формирование умений:
Находить и анализировать в разных источниках географическую информацию.
Приводить примеры географических объектов, явлений и процессов (использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды на формирование культуры народов; районы специализации, центры производства различной продукции, основных коммуникаций, их узлов; разноуровневые связи России, крупных регионов и стран мира).
разнообразен. К ним можно отнести:
б) различные виды измерений на местности (определение высоты форм поверхности, измерение ширины и глубины реки и пр.);
в) проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе, обработка материалов наблюдений;
ж) разнообразные работы со статистико-экономическими показателями и др.
теоретических знаний и ознакомление со способами её выполнения. Приемы проведения
практических работ с учащимися довольно разнообразны в зависимости от места этой работы в учебном процессе и цели, которую ставим при ее проведении.
Содержание программного материала по географии таково, что для должного его усвоения учащиеся должны учиться наблюдать природные явления постоянно в повседневной жизни.
Вывод: практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного
базового географического образования, при котором становление обучающегося должно
происходить в качестве активного субъекта процесса познания. При этом важно, чтобы
реализация практической направленности географии осуществлялась в единстве современных требований и опыта. Её усиление направлено не только на усвоение системы изучаемых географических знаний и увеличение прочности формируемых умений обучающихся, но и на повышение качества географического образования, и на увеличение его роли в формировании способностей обучающихся организовывать свою самостоятельную деятельность. А это возможно при условии, если в общем комплексе всех видов учебной деятельности именно практическим работам придать большую весомость.
Большое значение при изучении курса географии России имеет связь урочной и внеурочной деятельности учащихся. Изучение природно-ресурсного потенциала и специализации социально-экономического развития своего края является основой понимания многих социально-экономических понятий, относящихся к развитию хозяйства страны в целом. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях.
При изучении курса «География России» в 8—9 классе, прежде всего, необходимо исходить из того, что одна из главных его задач в современных условиях — формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины, на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства.
Документом, который является ориентиром для выбора практических работ, при составлении рабочей программа по учебному предмету является ФГОС ООО
Сегодня, в соответствии с требованиями к результатам обучения ФГОС ООО [1] в практике обучения географии практической работой называют самые разные по образовательным целям, содержанию, уровню и степени познавательной самостоятельности работы. Они различаются также способам выполнения работы, формами представления их результатов. Следовательно, практическая работа — это общее название разных по образовательным целям учебных работ по географии с обязательным оформлением и представлением обучающимися результатов своей работы.
География России (8-9 класс) | |
№ | Название практической работы | Код требования к результату обучения * | Вид практической работы |
| Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России. Определение особенностей ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России. | Л-2,3; М-1,2,3,4,5,6,7;П-1,2,3,5,6,7,8; | Итоговая. Картографическая Индивидуальная. |
2 | Основные этапы освоения и изучения территории России. | Л-2,3; М-1,2,3,4,5,6,7; П-1,2,5,6,8; | Итоговая. Текстовая (таблица). Индивидуальная. |
3 | Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России. | Л-2,3; М-1,2,3,4,5,6,7; П-1,2,3,4.5,6; | Итоговая. Текстовая (решение задач). Индивидуальная. |
4 | Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России. | Л-2,3,7; М-1,2,3,4,5,6,7,9,Ю; П-1,2,3,5,6,7; | Обучающая. Текстовая (схема). Коллективная. |
5 | Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России. | Л-2,3; М-1,2,3,4,5,6,7; П-1,2,3,5,6,7; | Итоговая. Картографическая. Индивидуальная. |
6 | Описание элементов рельефа России. Построение профиля своей местности | Л-2,3; М-1,2,3,4,5,6,7; П-1,2,3,5,6,7; | Обучающая. Графическая. Индивидуальная. |
7 | Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России. | Л-2,3; М-1,2,3,4,5,6,7; П-1,2,3,5,6,7; | Итоговая. Картографическая. Индивидуальная |
8 | Описание объектов гидрографии России и своей местности. | Л-2,3; М-1,2,3,4.5,6,7; П-1,2,3,5,6,7; | Итоговая. Текстовая. Индивидуальная. |
9 | Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России | Л-2,3; М-1,2,3,4,5,6,7; П-1,2,3,5,6,7,8; | Итоговая. Текстовая. Индивидуальная. |
10 | Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами. | Л-2,3; М-1,2,3,4,5,6,7; П-1,2,3,5,6,7,8; | Итоговая. Текстовая. Индивидуальная. |
11 | Описание характеристики климата своего региона. | Л-2,3; М-1,2,3,4,5,6,7; П-1,2,3,5,6,7,8; | Итоговая. Текстовая. Ййдивидуальная. |
12 | Описание основных компонентов природы Рпссии (Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации). | Л-2,3,7,9,11; М-1.2,3.4,5,6.7,9,10: П-1,2,3,5,6,7,8; | Тренировочная. Мул ьтимедийна я. Групповая. |
13 | Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны | Л-2,3,7, 9; М-1,2,3,4,5,6,7; П-1,2,3,5,6,7,8; | Обучающая. Текстовая. Индивидуальная. |
14 | Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей | Л-2,3,7, 9; М- 1,2,3,4,5,6,7,9,10,11,12 П-1,2,3,5,6,7,8; | Тренировочная. Мультимедийная. Групповая |
15 | Описание основных компонентов природы своей местности. | Л-2,3,7, 9,11; М-1,2,3,4,5,6,7,9,10; П-1,2,3,5,6,7,8; | Тренировочная Т екстовая. Групповая. |
16 | Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России. | Л-1,2,3,4,5,6; М-1,2,3,4,5,6,7; П-1,2,3,5,6,7; | Тренировочная. Текстовая. Индивидуальная. |
17 | Определение особенностей размещения крупных народов России. | Л-1,2,3,4,5; М-1,2,3,4,5,6,7,9,10; П-1,2,3,5,6,7; | Тренировочная. Текстовая. Групповая. |
18 | Чтение и анализ половозрастных пирамид. | Л-1,2,3,4; М-1,2,3,4,5,6,7,9,10; П-1,2,3,5,6,7; | Тренировочная. Текстовая. Групповая. |
19 | Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий. | Л-1,2,3,4,5; П-1,2,3,5,6,7;М- 1,2,3,4,5,6,7; | Итоговая. Текстовая. Индивидуальная. |
20 | Определениевеличины миграционного прироста населения в разных частях России. Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы. | Л-1,2,3,4; М П-1,2,3,5,6,7;- 1,2,3,4,5,6,7; | Тренировочная. Текстовая. Индивидуальная |
21 | Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России. | Л-1,2,3,4,5; М-1,2,3,4,5,6,7,9,10; П-1,2,3,5,6,7; | Тренировочная. Текстовая. Групповая. |
22 | Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России. | Л-1,2,3,4,5; М-1,2,3,4,5,6,7,9,10; П-1,2,3,5,6,7; | Тренировочная. Текстовая. Групповая. |
23 | Создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных источников информации. | Л-2,3,4,5,7,11; М-1,2,3,4,5,6,7,9,10; П-1,2,3,5,6,7,8; | Итоговая. Мультимедийная. Коллективная. |
24 | Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ. | Л-1,2,3,4,5; М-1,2,3,4,5,6,7; П-1,2,3,5,6,7; | Тренировочная. Картографическая. Индивидуальная. |
25 | Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам. | Л-1,2,3,4,5; М-1,2,3,4,5,6,7; П-1 2 3 5 6 7- | Итоговая. Текстовая. Индивидуальная. |
26 | Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации | Л-2,3,4,5,7,11; М-1,2,3,4,5,6,7,11; П-1,2,3,5,6,7 | Итоговая. Индивидуальная. Мультимедийная |
27 | Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами | Л-2,3,4,5; М-1,2,3,4,5,6,7; П-1,2,3,5,6,7 | Итоговая. Картографическая Индивидуальная |
ИТОГО 27 работ, из них 9 тренировочных,3 обучающих и 15 итоговых |
оценка выставляется обязательно за итоговые практические работы. За выполнение обучающих и тренировочных работ учитель вправе поощрить наиболее активно работающего ученика или группу учеников.