Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Янталь
Усть-Кутского муниципального образования
Иркутской области
ТЕМА: Почему в Байкале такая
прозрачная вода?
(Проект)
АВТОР: Михайлова Карина
Сергеевна
ученица 5 класса
Янтальской
средней школы
Усть-Кутского района
РУКОВОДИТЕЛЬ: Криводуб Марина
Борисовна
учитель географии
и байкаловедения
п. Янталь 2009 г.
1. Актуальность исследования.
Приятно считать, что основное природное богатство Иркутской области – лес. Но вода ничуть не меньшее богатство. Самый большой запас пресной питьевой воды в мире находится в озере Байкал – 23,6 тыс.куб.км воды высшего качества, 20% мировых пресных вод в жидком состоянии. В Байкале воды больше, чем во всех пяти великих американских озёра всех вместе взятых. Байкальский объём воды в два раза больше, чем в озере Танганьика, в 90 раз больше, чем в Азовском море, в 23 раза, чем в Ладожском озере. Исходя из современных размеров водопотребления в развитых странах (500л на человека в сутки), байкальская вода примерно на 40 лет может обеспечить все население Земли.
2. Определение исследования.
На уроках Байкаловедения, природовения, окружающего мира, я узнала, что в Байкале не только самая пресная но и самая прозрачная вода.
3. Формулировка проблемы
Почему в Байкале такая прозрачная вода?
4. Выдвижение гипотезы
Думаю, что прозрачность воды Байкала зависит от его глубины и гор, обрамляющих Байкал.
5. Проверка гипотезы
Необходимо решить задачи:
- Исследовать разные источники информации;
- Найти и изучить нужную информацию, собрать факты, иллюстративный
материал;
- Разработать план проекта;
- Доказать, что вода в Байкале прозрачна.
6. Объяснение результатов:
Читая журнал « Волна» № 1 1998 год, познакомилась со стихотворением «Байкал мой – Байкал наш» Е. Чичиланова, которое произвел на меня огромное впечатление:
Среди равнин, лесов дремучих,
Высоких гор и острых скал
Синеет дымкою кипучей
Могучий, славный мой Байкал.
В тебя так много рек впадает,
И вытекает лишь одна.
Ее в народе называют
Байкала дочка – Ангара.
Твои просторы взор пленяют
Своей наивной красотой,
И чайки, высоко летая,
Твоей любуются волной.
Камнями берега покрыты,
Их пеной обдает прибой.
Как в сказке старой и забытой,
Меня он манит за собой.
Я вспоминаю с восхищением,
Как в шторм ты бурю побеждал,
Бросая волны с возмущением,
Над ней победу одержал.
Тебя в легендах вспоминаю,
Твой образ главным в песнях стал,
Тебя жемчужным называют,
Могучий, славный мой Байкал.
Также очень много интересного о Байкале и его воде я узнала из уроков природоведения и особенно байкаловедения. Марина Борисовна показывает нам на занятиях видеофильмы о Байкале, перед нами выступают старшие ребята, которые были на Байкале с экспедицией, другие учителя, которые бывают на отдыхе на озере. Это все вызывает еще больший интерес к познанию уникального озера, который есть только в нашей области и мы вправе считать его своим родным и нашим.
7. Подготовка к презентации исследовательского материала:
Для написания отчета меня подтолкнули такие слова:
Байкалу не нужны слова,
Ему нужны теперь дела.
Дела, способные помочь.
Слова – их нечего толочь.
Словами он давно уткан,
Со времен далеких курыкан
Пора ему закон придать,
Пора ему свое отдать.
Токсично – грязевой вулкан-
Байкалу – медленный капкан
И всем живущим у него
И всем поющим про него.
Для этого я использовала возможности текстового редактора Word я набрала на компьютере. Итоговый материал представлен в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT.
Иллюстративный материал собран во время экскурсий и экспедиций ребятами в 2005, 2007,2008 году в режиме индивидуальной работы с цифровым фотоаппаратом и видеокамерой в 2009 году, в сети Интернет.
Так будем же охранять нашу жемчужину – могучий, славный наш Байкал.
Литература :
1. Рихванова М. « Волна» экологический информационно – методический
Журнал. № 1. 1998 год
2. Дайджест экологической информации. № 47 2004 год
3. Дайджест экологической информации № 13. 2007 год
4.Байкаловедение
5. Озеро Байкал
6. Информационный портал - Байкал-Lake
7. http://www.discoverbaikal.ru: Открой Байкал!