Просмотр содержимого документа
«Нестандартный урок как способ повышения мотивации к обучению географии.»
Нестандартный урок как способ повышения мотивации к обучению географии.
Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Как сделать урок географии интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала, так и в использовании нестандартных заданий. Каким способом поднять у детей духовную потребность в знаниях и стремление овладевать ими, совершенствовать их? Этот вопрос задает каждый учитель.
. Одной из наиболее удачных форм проведения уроков географии, на мой взгляд, является нестандартная форма организации урока. Нестандартная форма проведения урока в последнее время занимает все более прочные позиции в практике учителей. Ученик, обучающийся на таком уроке, развивается более успешно и является активным субъектом обучения. Ребенок знает, чем он должен заниматься и каковы будут результаты его деятельности. Ученик активно включается в процесс, у него проявляется интерес к познанию, что повышает качество обучения. Эффективность нестандартных уроков заключается и в том, что они позволяют использовать различные формы организации деятельности учащихся: групповые, парные, индивидуальные. Содержание изучаемого материала выходит за рамки школьной программы. Детям приходиться работать с дополнительной литературой, выпускать плакаты, составлять кроссворды и ребусы, составлять карты. Это способствует развитию творческих способностей учащихся.
1.Классификация нестандартных уроков
Уроки — деловые игры
Уроки — пресс-конференции
Уроки-соревнования
Урок КВН
Театрализованные уроки
Уроки-консультации
Компьютерные уроки
Уроки творчества
Уроки-аукционы
Уроки-зачеты
Уроки — творческие отчеты
Уроки-конкурсы
Уроки-обобщения
Уроки-фантазии
Уроки-игры
Уроки-«суды»
Уроки — лекции
Уроки-диалоги
Уроки — ролевые игры
Уроки-семинары
Межпредметные уроки
Уроки-экскурсии
В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: викторина, исследование, путешествие, соревнование, урок- игра, урок — пресс-конференция. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, активность класса, во-вторых, уровень успеваемости.
Приведу несколько примеров нестандартных форм проведения уроков, используемых мною в педагогической деятельности, которые больше всего мотивируют учащихся на изучение географии.
УРОК «ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ»
Такой тип урока наиболее востребован в старших классах.
За 2—3 недели сообщается учащимся тема «Пресс-конференции» и организуются «экспедиции» в какие-нибудь страны или в одну страну. В каждой экспедиции 6—7 участников. Учащиеся выбирают начальника экспедиции, геолога, биолога, историка, географа, политического обозревателя, климатолога, метеоролога, экономиста, этнографа, искусствоведа.
Виртуальное путешествие совершается по разнообразным источникам. По материалам путешествия готовится устное сообщение. Свой отчет члены экспедиции не разглашают, пока не состоится урок.
Для наглядности они используют фото, рисунки, фильмы, поделки, по возможности приготавливают национальные блюда, исполняют народные песни, танцы и т.д.
Все остальные учащиеся получают роли корреспондентов газет, журналов, радио и телевидения. Они готовят вопросы по странам для членов экспедиции, которые предлагается задать на пресс-конференции.
Она проводится следующим образом: у доски один или два стола для участников экспедиции. По жребию выходят участники одной экспедиции, демонстрируют визитную карточку и рассказывают о стране. После выступления членов экспедиции корреспонденты представляются и задают вопросы, подготовленные заранее. Каждый задающий вопрос должен знать ответ, поскольку, если возникнет затруднение в ответе, он сам должен ответить.
урок-семинар.
При подготовке к семинару учащиеся используют материалы из различных источников: сайтов, газет, журналов, справочников и других интернет-ресурсов. Работа может быть представлена в форме доклада, презентации, рисунков. Также обязательна устная защита работы, после чего все учащиеся принимают активное участие в оценивании работы, дополняют, высказывают свое мнение по предложенному вопросу, участвуют в оценивании работы, выступая в роли экспертов. На уроке-семинаре мы обычно рассматриваем 3-4 вопроса. Такой вид работы приучает учащихся выделять главное из большого объема информации, слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение.
УРОК-ЭКСПЕДИЦИЯ
Ученикам предлагается организовать морскую экспедицию, к примеру, на о. Гренландия. Ребята получают список литературы (и не только по географии), из которой можно почерпнуть сведения о возникновении его названия, природе, населении и так далее, а также о том, в каких условиях будет проходить экспедиция. Затем «штурманы» прокладывают курс кораблю, показывают, с какой стороны удобнее подплыть к острову и почему. «Биолог» экспедиции подбирает материалы о флоре и фауне острова, «этнограф» — о коренном населении, его быте, обычаях. Есть в этой экспедиции и матросы, и капитан, и конечно, географы. Эти уроки рекомендуется проводить в шестых классах.
Урок-игра.
Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр: «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером», «Что? Где? Когда?», «Брей-Ринг» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. (Квест от английского «quest» - поиск). Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в классе, так и в городе, на природе, то есть практически в любом окружении. На данном слайде квест-игра по природным зонам России. Класс делится на команды. Каждой команде выдаётся маршрутный лист, с помощью которого они перемещаются по станциям. Переходя от одной станции к другой, выполняют различные задания. Все полученные баллы за прохождение станций заносятся в таблицу на доске.
Урок-исследование.
Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.
Соревнование
Соревнование проводится на протяжении нескольких уроков, при изучении небольших блоков. Например, в 6 классе «Атмосфера» в 7 классе «Австралия и Океания». Ученикам заранее объявляется тема раздела, все запланированные виды работ. Предварительно класс делится на команды. В течении нескольких уроков ученики получают баллы за разные виды работ. Каждый ученик в группе ответственно относится к выполнению заданий, т.к. его результат может повлиять на общую сумму баллов в команде. Все результаты вносятся в таблицу достижений. На последнем уроке подсчитываются баллы в каждой команде и объявляется победитель.
Этот вид работы требует тщательной подготовки и учителя, и ученика. Затрачивает очень много времени на проверку работ, внесение данных в таблицу, но оно того стоит. Ребята активно принимают участи, помогают друг другу в команде при выполнении различных работ для достижения наилучшего результата. В классе присутствует дух соперничества, азарта это способствует повышению мотивации к обучению географии, повышению качества знаний.
Таблица достижений
Результативность использования нетрадиционных методов работы
Именно на таких уроках детям особенно интересно. На фоне положительных эмоций детьми лучше усваивается учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается. На нестандартных уроках удаётся заставить работать каждого ребёнка, способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету.