kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая система учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая система учителя включает цель и задачи, педагогические принципы, содержание образовательного процесса (формы организации обучения, учебной деятельности, педагогические технологии, методы контроля и самоконтроля), показатели успешности методической системы. Данный материал можно использовать для оформления портфолио учителя для аттестации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая система учителя»

Методическая система учителя географии и биологии

Зайцевой Ирины Ивановны

Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основе которого лежит формирование универсальных учебных действий.

Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование  и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

Поэтому главной целью моей методической системы является создание условий для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности, развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию, формирование опыта самостоятельной деятельности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира;

  • формирование системного диалектического мышления;

  • формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации;

  • формирование навыков работы с информацией;

  • формирование собственного культурного самосознания, отношения к миру, другим культурам;

  • создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению.

Мои педагогические принципы:

  • принцип научности;

  • принцип прочности усвоения знаний;

  • принцип межличностного диалога на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;

  • принцип сотрудничества;

  • принцип индивидуализации;

  • педагогический гуманизм;

  • принцип персонификации, предполагающий адекватное включение во взаимодействие личного опыта.

ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии и биологии. Поэтому, возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Считаю, что главная задача учителя в современных условиях - организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, что позволит учителю учить учащихся учиться. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации.  Системно – деятельностный подход в преподавании позволяет вовлечь обучающихся в процесс активного учения. Именно эти направления в методике преподавания представляются для меня наиболее важными в современных условиях организации обучения географии и биологии в основной школе с учетом всех требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы.

Основной формой организации обучения является урок. Но структура уроков зависит от выбранной технологии для овладения учебным содержанием и формируемых компетенций. Типология уроков рекомендуемых в рамках методической системы следующая:

1. уроки «открытия» нового знания;

2.уроки рефлексии;

3.уроки общеметодологической направленности;

4.уроки развивающего контроля. 

Основные цели урока каждого типа.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Какими должны быть критерии результативности урока?

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).

  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  5. Учитель эффективно (соответственно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно - оценочной деятельности у обучающихся).

  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

  10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность).

Уроки стараюсь выстраивать так, чтобы они были интересными, запоминающими. Использую в своей практике нестандартные уроки, уроки – лекции, уроки – семинары, уроки – практикумы, предметные экскурсии, которые развивают интерес к учению, творческие способности учащихся. Большую роль отвожу такой форме организации обучения как домашняя учебная работа (репродуктивная и творческая), это работа с учебником, выполнение упражнений и решение задач, наблюдения и опыты, подготовка докладов, сообщений, презентаций.

Внеклассная учебная работа способствует расширению и углублению знаний учащихся, формированию интереса к предмету, расширяет кругозор, развивает творческие, исследовательские способности, формирует экологическую культуру. Разработаны и апробированы программы кружков («Юные экологи», «Занимательная экология», «Познавательная экология»), элективных курсов («Решение генетических задач и составление родословных», «Познай себя. Азбук психологии») и элективных учебных предметов («Многообразие органического мира», «Актуальные вопросы современной биологии»).

Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения:

  1. по способу передачи и усвоения информации (словесные, наглядные, практические);

  2. по логике построения учебного материала (дедуктивные, индуктивные);

  3. по способам управления уроком (самостоятельная работа, работа под руководством учителя);

  4. по способам мыслительной деятельности (объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский, в том числе проектный, проблемный).

Использование этих методов требует от учителя комплекса педагогических компетенций:

- в разработке рабочих программ, методических, дидактических материалов и принятия педагогических решений;

- в организации педагогической деятельности на уроке;

- в постановке целей и задач педагогической деятельности с вовлечением обучающихся;

- в мотивировании обучающихся;

- в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;

- в области личностных качеств;

а также системного подхода к использованию данных методов.

Формы организации учебной деятельности:

- индивидуальные;

-групповые (группы формируются по уровню мотивационного, содержательно-операционного и волевого компонентов личности обучающихся);

- фронтальные;

- коллективные.

Деятельностный подход в обучении позволяют осуществить новые педагогические технологии:

1.уровневая дифференциация на основе обязательных результатов обучения. У учителя появляется возможность помогать слабому ученику, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья; 

2.программированное обучение (блочное и модульное обучение). Позволяет осуществлять самообучение, выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать знания при решении учебных задач;

  1. развитие критического мышления через чтение и письмо. Учебный процесс, строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. Стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности;

  2. метод проектов. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению; 

  3. технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков;

  4. проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности; 

  5. обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности;

  6. здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении;

  7. информационно – коммуникативные технологии. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, повышают эффективность урока, доступ в ИНТЕРНЕТ. Современный образовательный процесс уже невозможен без использования ИКТ. Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося. Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Уроки с применением компьютерных технологий не только оживил образовательный процесс, но и повысил мотивацию в обучении. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя.

Методы контроля и самоконтроля в обучении:

1. методы устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, программированный опрос, устный самоконтроль);

2. методы письменного контроля и самоконтроля (контрольная письменная работа, письменный зачет, программированная письменная работа, письменный самоконтроль, графическая работа с рисунками, диаграммами, схемами, таблицами, работа с контурными картами);

3. методы лабораторно – практического контроля и самоконтроля (контрольно – лабораторные или практические работы, компьютерные контрольные работы, лабораторно – практический самоконтроль).

Показателями успешности моей методической системы являются:

  1. отсутствие конфликтности между мной и учащимися;

  2. повышение степени удовлетворенности учащихся и родителей результатами моей работы;

  3. повысилась мотивация к учению, к самопознанию и самосовершенствованию, возросла социальная активность и творческое самовыражение;

  4. стабильная (100%) успеваемость учащихся;

  5. положительная динамика качества знаний по предмету;

  6. положительная динамика участия обучающихся в предметных конкурсах разных уровней.

Для успешной реализации методической системы учитель должен отобрать такие методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся, которые обеспечат максимальную эффективность в достижении поставленных задач.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая система учителя

Автор: Зайцева Ирина Ивановна

Дата: 16.07.2015

Номер свидетельства: 222991

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая  система учителя русского языка и литературы Топчиевой Ирины Викторовны "
    ["seo_title"] => string(96) "mietodichieskaia-sistiema-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-topchiievoi-iriny-viktorovny"
    ["file_id"] => string(6) "170047"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423495923"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Использование новых педагогических технологий и подходов в области физической культуры (методическая система работы с учащимися 1-11 классов) "
    ["seo_title"] => string(163) "ispol-zovaniie-novykh-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-i-podkhodov-v-oblasti-fizichieskoi-kul-tury-mietodichieskaia-sistiema-raboty-s-uchashchimisia-1-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "189683"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427010137"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Собственная методическая система учителя биологии"
    ["seo_title"] => string(60) "sobstviennaia-mietodichieskaia-sistiema-uchitielia-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "200051"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428694721"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Индивидуальная методическая работа учителя как один из путей повышения уровня профессионального мастерства."
    ["seo_title"] => string(122) "individual-naia-mietodichieskaia-rabota-uchitielia-kak-odin-iz-putiei-povyshieniia-urovnia-profiessional-nogho-mastierstva"
    ["file_id"] => string(6) "254562"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447777288"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Индивидуальная методическая работа учителя как один из путей повышения уровня профессионального мастерства."
    ["seo_title"] => string(124) "individual-naia-mietodichieskaia-rabota-uchitielia-kak-odin-iz-putiei-povyshieniia-urovnia-profiessional-nogho-mastierstva-1"
    ["file_id"] => string(6) "254563"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447777315"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства