kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка темы "Политическая карта мира" 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведена методическая разработка раздела "Политическая карта мира" основной образовательной программы по географии для 10 класса. Раскрыты содержание, методы обучения, риски, учебно-методическое сопровождение. Разработка будет полезна для аттестующихся учителей тех регионов, где в процедуру аттестации входят такие разработки. А также будет полезен при подготовке к урокам по данной теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка темы "Политическая карта мира" 10 класс »

Методическая разработка раздела программы "Политическая карта мира" образовательной программы по географии 10 класса (автор В. П. Максаковский)

Выполнил: учитель географии МБОУ "СОШ № 2 с углубленным изучением предметов физико-математического цикла" Пантелеев А. А.

Актуальность, место раздела в программе. Раздел занимает в программе первое место, являясь вводным в курс экономической и социальной географии зарубежных стран. При этом тема является одной из самых важных, поскольку формирует базовые знания политической карты мира, учит ориентироваться по этой карте, вооружает необходимым минимумом географических номенклатурных знаний, на которые учащиеся будут опираться при изучении всех последующих разделов курса, особенно, при изучении региональной характеристики мира. Кроме того, на каждом последующем уроке учащимся придется обращаться к политической карте мира в атласе. При изучении раздела вскрываются метапредметные связи, прежде всего с историей и обществознанием.

Цель изучения раздела: сформировать представление о многообразии современного мира, закрепить знание географической номенклатуры, показать влияние международных отношений на политическую карту мира.

Задачи раздела: 1. Дать знания о классификации стран мира, показать место России в мире

2. Расширить и углубить знания о формах государственного правления и административно-территориального устройства

3. Сформировать знания о политической географии и геополитике

4. Научить учащихся давать оценку политико-географического положения страны

Количество часов.

В разрабатываемом разделе 4 темы, на которые отводится 3 часа занятий, плюс 1 час на контроль усвоения материала.

Название темы

Кол-во часов

1

Введение. Многообразие стран современного мира

1

2

Государственный строй стран мира

1

3

Влияние международных отношений на политическую карту мира.

0, 5

4

Политическая география и геополитика

0, 5

5

Зачёт по теме "Политическая карта мира"

1


Всего

4

Последовательность тем раздела. Последовательность материала на уроке № 1 выстроена в логике исторического аспекта (этапы формирования политической карты мира) и классификации стран по особенностям:

А) природно-географического положения

Б) социально-географических аспектов

В) экономико-географических аспектов

Затем классификация стран на уроке № 2 дополняется и расширяется сведениями о государственном строе стран мира, где учащиеся разбирают формы правления (республиканскую и монархическую), выделяя принципиальные различия между ними, снабжая их примерами государств; формы административно-территориального устройства (по аналогичному алгоритму). При этом насыщается и расширяется объем географической номенклатуры, которая в обязательном порядке закрепляется работой с контурной картой "Классификация и типология стран мира. Государственный строй стран мира". Затем в теме № 3 учащиеся раскрывают суть международных отношений и их влияние на уже изученную ими политическую карту мира, применяют свои знания к оценке политико-географического положения и геополитического влияния стран друг на друга. Урок № 4 контрольно-диагностический, призван определить уровень усвоения изученного материала.

Общая последовательность тем в разделе определяется в индуктивной логике: от общей многообразной карты к группировкам стран по разным признакам и раскрытию разнообразных форм связей между ними.

Формы и методы работы в изучении раздела программы.

Методы

Формы

Примеры

Объяснительно-иллюстративный

Школьная лекция с элементами самостоятельной работы

"Этапы формирования политической карты мира" (лекция);

"Классификация стран мира" (самост. работа с атласом и учебником)";

"Формы правления" (лекция);

"География стран с разной формой правления" (самост. работа с учебником)

Частично-поисковый

Самостоятельные задания творческого характера

Составить кроссворд "Страны мира";

Подготовить доклад-презентацию по теме "Горячие точки мира" (опережающее задание)

Эвристическая беседа

Урок-диалог

Блок "Готовимся к дискуссии " урок № 3

ИКТ

Компьютерное тестирование

Задания на проверку усвоения материала (закрепление и опрос домашнего задания в уроках1-4)


Формы диагностики результативности обучения

Географический диктант;

Тест;

Выполнение контурной карты;

Работа с вопросами и заданиями 1, 2, 3 уровней учебника



Планируемые результаты:

В результате изучения данного раздела учащиеся должны знать:

- понятийный аппарат темы (политическая карта, суверенное государство, микрогосударства, формы правления: республика, монархия; формы административно-территориального устройства: унитарная, федеративная; политическая география, геополитика, политико-географическое положение, горячие точки, международные отношения);

- классификацию и типологию современных стран мира;

- страны, входящие в список географической номенклатуры.

уметь:

- давать оценку политико-географического положения стрны;

- составлять сравнительную характеристику ПГП двух стран или регионов мира;

- раскрывать особенности и взаимосвязи в структуре международных отношений стран мира;

Через весь раздел контекстно проходит и развитие умений и навыков работ с контурными картами и тематическими картами атласа, учебником, источниками дополнительной информации.

Возможные риски:

Среди возможных рисков укажем на группу объективных: 1) большой объем географической номенклатуры, необходимый к изучению школьниками;

2) объективные затруднения в изучении материла при: отсутствии сформированной базы (тема частично изучалась в курсах 7 и 8 классов), недостаточном уровне сформированности географической культуры и географического кругозора (отсутствие интереса к политическим процессам, происходящим в мире; неумение работать с дополнительными источниками информации);

а также субъективные: отсутствие у школьников атласов, учебников, комплектов контурных карт (тема рассчитана на самые первые дни 1 четверти, начало учебного года).

Положения дидактического процесса:

- наглядность (настенная карта, карты атласа, компьютерные презентации к урокам);

- доступность (материал преподносится старшеклассникам с опорой на их жизненный опыт, интерес к международной политике и многообразию стран современного мира);

- выбор путей решения в проблемно-поисковой ситуации (блок "Готовимся к дискуссии", где предполагается диалектичность оценок и характеристик);

- изучение нового материала (в течение всего раздела программы)

Показатели качества:

Сравниваются объективные показатели (отметки), полученные учащимися за уроки № 2 (тестирование в ходе опроса домашнего задания) и итогового тестирования (урок № 4)



Дидактические материалы:

- комплект презентаций к урокам;

- атласы с комплектом контурных карт;

- учебник "География 10" (автор В. П. Максаковский);

- фрагменты СМИ о международных политических проблемах и взаимоотношениях



Литература:

1. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2005

2. Жижина Е. А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. - М.: ВАКО, 2006

3. Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. - М., 1990

4. Даринский А. В. Методика преподавания географии. - М., 1975

5. Душина И. В. Методика преподавания географии. - М., 1996

6. Максаковский В. П. Географическая картина мира. - М., 1998

7. Методика обучения географии в средней школе / под ред. Л. М. Панчешниковой/. - М., 1983

8. Понурова Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. - М., 1981


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка темы "Политическая карта мира" 10 класс

Автор: Пантелеев Александр Андреевич

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190248

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Тест.Политическая карта мира. 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(41) "tiest-politichieskaia-karta-mira-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "242875"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1445564918"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Методическая разработка урока георафии  по теме "Современные географические проблемы развития России"(10 класс) "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ghieorafii-po-tiemie-sovriemiennyie-ghieoghrafichieskiie-probliemy-razvitiia-rossii-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "103519"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402589597"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Тест "Объекты политической карты мира" "
    ["seo_title"] => string(39) "tiest-obiekty-politichieskoi-karty-mira"
    ["file_id"] => string(6) "220036"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1434474468"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Методическая разработка урока географии на тему "ЭГП Германии""
    ["seo_title"] => string(62) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaghieoghrafiinatiemuegpgiermanii"
    ["file_id"] => string(6) "319932"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460979135"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "рабочая программа по истории 6 класса "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-po-istorii-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "191293"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427290400"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства