Методическая разработка урока географии на тему "ЭГП Германии"
Методическая разработка урока географии на тему "ЭГП Германии"
Обухова Надежда Викторовна
Учитель географии высшей категории
КГУ «Средняя школа №12»
ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Тема: Экономико-географическое положение Германии 11 класс
Урок – путешествие
Цели урока:
сформировать у учащихся систему знаний об основных особенностях географического положения Германии; проанализировать элементы экономико-географической характеристики страны: географическое положение, природно-ресурсный потенциал;
познакомить учащихся с основными этапами составления комплексной экономико-географической характеристики страны;
усовершенствовать практические навыки учащихся работать с комплексными картами атласа и другими источниками картографических знаний;
развивать умения частично-поисковой и познавательной деятельности;
Оборудование: политическая и физическая карты Зарубежной Европы, учебник географии 11 класса, атлас, технические средства (компьютер, проектор, ресурсы Интернет).
Тип урока: комбинированный - изучение нового материала с частичным закреплением изученного.
Методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный; репродуктивный; частично – поисковый.
Формы работы на уроке: групповая, парная, коллективная, индивидуальная.
План изучения нового материала:
1.«Визитная карточка» страны.
2.Особенности ЭГП страны.
3.Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
Литература
География: Региональный обзор мира. Учебник для 11 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ/ А.С. Бейсенова, К.Д. Каймулдинова. Алматы: Мектеп, 2015.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии на тему "ЭГП Германии"»
Обухова Надежда Викторовна
Учитель географии высшей категории
КГУ «Средняя школа №12»
ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Тема: Экономико-географическое положение Германии
11 класс
Урок – путешествие
2016 год
Цели урока:
сформировать у учащихся систему знаний об основных особенностях географического положения Германии; проанализировать элементы экономико-географической характеристики страны: географическое положение, природно-ресурсный потенциал;
познакомить учащихся с основными этапами составления комплексной экономико-географической характеристики страны;
усовершенствовать практические навыки учащихся работать с комплексными картами атласа и другими источниками картографических знаний;
развивать умения частично-поисковой и познавательной деятельности;
Оборудование: политическая и физическая карты Зарубежной Европы, учебник географии 11 класса, атлас, технические средства (компьютер, проектор, ресурсы Интернет).
Тип урока: комбинированный - изучение нового материала с частичным закреплением изученного.
Методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный; репродуктивный; частично – поисковый.
Формы работы на уроке: групповая, парная, коллективная, индивидуальная.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Положительная мотивация учащихся.
3. Вхождение в тему урока.
1) Коммуникативная атака: Узнай страну – ассоциации.
Учащиеся работают с презентацией по теме урока. Задание: определить по предложенному слайду тему урока. Обосновать свой ответ.
2) Постановка цели и задач урока.
Учащиеся, познакомившись с темой урока, определяют цель и задачи урока при коррекционной поддержке учителя.
3) Актуализация опорных знаний и умений учащихся:
Фронтальная беседа:
- Какие государства входят в состав региона Западная Европа? Какие из них наиболее развиты?
- Какие преимущества географического положения стран Западной Европы определяют экономическое развитие региона?
- Какие отрасли промышленности Западной Европы являются ведущими? Как размещаются предприятия этих отраслей?
4. Изучение нового материала:
План:
1.«Визитная карточка» страны.
2.Особенности ЭГП страны.
3.Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
Вводное слово учителя:
- На сегодняшнем уроке мы попытаемся выявить причины экономического развития Германии и те факторы, которые определили успех этого развития. В XX в. Германия была основной зачинщицей обеих мировых войн, в обеих потерпела поражение, причём после второй была разделена на две части: восточную — ГДР и западную — ФРГ, хозяйство которых было одинаково разрушено. Объединение Германий стало ярчайшим событием, поскольку оно, помимо изменения экономической ситуации в объединенной стране, повлияло на расстановку сил во всем мире.
Работа учащихся в творческих группах по плану.
Задание для группы № 1: Пользуясь различными источниками географических знаний составить «Визитную карточку страны»
План описания:
Принадлежность страны к части света и историко-географическому региону.
Площадь территории, государственное устройство столица.
Пограничные государства.
Моря и океаны, омывающие границы государства.
Природные условия (рельеф, климат, природные зоны) и природные ресурсы.
Численность населения, государственный язык и религия
План описания страны в инструкционных картах и в презентации к уроку (выводится на интерактивную доску).
Источники информации: Карты атласа, учебник 11 класса §19,
Задание для группы №2: дать характеристику Физико-географического положения страны , пользуясь различными источниками географических знаний: карты атласа, учебник, ресурсы Интернет, дополнительные источники информации (справочные пособия).
Проблемное обсуждение: Сделайте предположение, какую роль данные природные ресурсы играют в хозяйстве страны.
Задание для группы №3: пользуясь различными источниками географических знаний: карты атласа, учебник, ресурсы Интернет, дополнительные источники информации (справочные пособия) дать характеристику «Политико-географического положения государства».
С помощью карт атласа определите: С какими государствами граничит Германия и степень их развитости? Насколько выгодно это соседство?
Принадлежность к военным блокам и влияние на положение страны на мировой арене
Спикеры групп осуществляют взаимообучение в группах.
5. Частичное закрепление изученного материала.
1) Проблемное обсуждение:
Место Германии по площади среди стран Западной Европы? Как это влияет на развитие экономики?
Какие особенности природных условий и природных ресурсов могли повлиять на структуру и развитие отраслей народного хозяйства Германии?
Как повлияло объединение Германии на геополитическое положение страны?
Какие немецкие фирмы, производящие автомобили, вы можете назвать? Все ли они являются полностью германскими?
Место, занимаемое страной в мировой экономике?
Какую роль в экономике Германии играют новейшие технологии?
2) «Блиц-турнир» - Закончи предложение:
По численности населения Германия занимает ------ место в Западной Европе.
В последнее десятилетие численность населения существенно выросла за счет -------
К какой языковой семье и группе относится самый многочисленный народ Германии? (Индоевропейская семья, германская группа)
Какие товары экспортирует страна?
Основой международной специализации является…
3) Работа на контурной карте:
Обозначить границы Германии и страны-соседи, столицу, крупные реки, порты, полезные ископаемые.
4) Компьютерное тестирование с выдачей сертификата о результатах тестирования: http://qps.ru/O8Qy5.
7.Итог урока.
8.Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Чему бы хотели научиться у Германии?
9. Домашнее задание:
§ 19 – номенклатура темы;
Закончить оформление контурной карты.
Творческая работа на тему «Как развивалась бы экономика Германии, если бы она победила во II мировой войне».
10.Релаксация
Просмотр видеофрагментов «Самые красивые места Германии»
http://qps.ru/mghls
Литература
География: Региональный обзор мира. Учебник для 11 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ/ А.С. Бейсенова, К.Д. Каймулдинова. Алматы: Мектеп, 2015.