Просмотр содержимого документа
«Как заинтересовать ребенка учиться»
Как заинтересовать ребенка учиться
«Чтобы переваривать знания,
нужно поглощать их с аппетитом»
Анатоль Франс
Наверно, этим вопросом постоянно задаются и учителя, и родители. Не секрет, результат учебы напрямую зависит от настроя ученика, его заинтересованности в самом процессе обучения. «Сейчас мы можем сказать, что учиться – это непрекращаемый процесс, когда ты держишься рядом с изменениями. И самое сложное задание – это научить детей учиться» (Питер Друкер). Проявление интереса к учебе – залог успешности обучения ребенка и показатель качества работы преподавателя. Задача научить ребенка учиться не из легких, но самых важных для педагога. Конечно, сегодняшняя школа очень отличается от школы советских времен. Но извечная задача научить ребенка учиться – актуальна во все времена. Никакие выдумки преподавателей не заинтересуют учеников больше, чем сами преподаватели. Для ученика важно, чтобы учитель, ведущий предмет, был для него примером подражания, авторитетом. Именно авторитетный педагог вызывает интерес к учебе, своему предмету. Ученики чувствуют заинтересованность учителя своим предметом, с интересом наблюдают за ним в течение урока, видят искренность учителя. Это отличает настоящего педагога от урокодателя. Итак, первое, это личный пример учителя для своих воспитанников. Мнение такого учителя важно для ребенка, он будет стараться заслужить похвалу, одобрение своего наставника. Ведь дети, пока еще не повзрослели и не набрались опыта, готовы впитывать в себя все, что говорят взрослые, чему они их учат. Поэтому учитель может научить любить свой предмет, если любит его сам. Авторитет учителя должен быть высоким и настоящим. Важно, чтобы учителя нашего времени сохраняли свой авторитет. Тогда к ним захочется прислушаться, им захочется подражать. Для детей немаловажно ощущать учителя своим старшим товарищем. От товарища иногда справедливо требовать помощи и мудрости, которой пока ещё нет у ребенка. Многие считают, что нельзя отождествлять понятия «родители» и «друзья». Это спорный вопрос и уже совсем другая история, но вот с тем, что родитель должен быть товарищем, поспорить нельзя. То же самое и с учителем. Это значит, что дети будут доверять взрослому человеку. Они будут спешить к учителю за советом, его мнение будет для них ценно. А это значит, что уважение к учителю не позволит ребенку плохо относиться к его предмету, к выполнению заданий. Иногда дети хотят, чтобы с ними учитель общался на равных, поговорил о культуре, политике, каких-то жизненных ситуациях. Внимание детей нужно привлекать к социальным проблемам, иногда важно на уроке уделить немного времени чему-то важному, может быть, не всегда по теме предмета. Например, затронуть вопрос помощи, сострадания, патриотизма и т.п. Это позволит детям высказать и проявить свою активную гражданскую позицию. Ведь учитель помимо знаний, дает детям и воспитание, на которое у некоторых родителей подчас не хватает времени. Иногда важно дать ученикам право решать самостоятельно, как им поступить в той или иной ситуации, тогда они почувствуют уважение к себе и прислушаются к педагогу.
Для учеников важно, когда учитель интересуется их увлечениями. Как учителю важно чувствовать заинтересованность в своём предмете, так и ученикам, важно знать, что он интересуется их делами. Это не значит, что учитель должен взвалить на себя, помимо преподавания, лишние заботы. Пусть это всё остаётся в рамках уроков. Например, на математике дети могли бы рассказывать, о какой интересной теореме услышали или прочитали, личность какого учёного-математика их заинтересовала и так далее. На литературе каждый мог бы прочитать любимые стихи, рассказать о новой, недавно прочитанной книге. Это вдохновит детей выполнять задания не только по школьной программе. Это не нужно превращать в обременительное выполнение сообщений и докладов, которые, кстати, вообще неэффективны. Детям и без того есть что рассказать. Многие из них хорошо разбираются в искусстве, литературе, политике и могли бы достаточно много обо всём этом рассказать, если бы их хоть кто-нибудь спросил. Нам важно видеть, насколько наука может быть интересна для людей. Поэтому мастера своего дела могут подать хороший пример для подражания. Журналисты, писатели, музыканты, работники научных центров и лабораторий, хозяйственных предприятий, одним словом, все те, кто любит свою работу, равно как и учителя, — проводники в мир просвещения. Если урок интересный, нестандартный, не скучный – значит, будет изменяться отношение не только к предмету школьной программы, но и ко всей науке. Вовсе не значит, что каждый урок должен быть представлением, игрой. Ведь учеба – это труд, подчас нелегкий, не всегда интересный. Поэтому учителю важно элементы неординарности внедрять в урок. Например, при изучении тем по Великой Отечественной войне, можно зачитывать воспоминания участников, показывать фрагменты фильмов, прочитать стихи, рассказать о потрясающих фактах, попросить узнать и написать или сделать презентацию о своих родственниках в годы войны. После такой информации, возможно, детям захочется выучить всё от корки до корки, чтобы также разбираться в таких сложных, но интересных вещах.«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле» - учил великий педагог Ян Амос Коменский. Поэтому интерес к учебе – важнейшая составляющая успеха ребенка и учителя, дорога к общей цели у них одна. Дети должны видеть, что учитель тоже учится, познает новое, это нормальный, естественный процесс, ведь образование – процесс непрерывный, сложный. И если ребенок, пусть небольшими шагами, идет к познанию сложной темы, это нужно поощрять, создавать «ситуацию успеха» для каждого. Даже слабый ученик должен почувствовать себя успешным, и тогда процесс обучения станет для него интересным, а не чем-то недосягаемым. И еще, следует понимать, что не всегда нужно ставить плохие оценки. Когда их много, слабый ученик просто перестает их воспринимать, ему становится все равно. Это никак не улучшит процесс обучения, не приведет к позитивному сотрудничеству учителя и ребенка. А ведь задача у них общая – добиться максимально успеха в передаче и приобретении знаний. Когда ученик и учитель стали так называемыми товарищами, первого гораздо больше мотивируют исправиться слова учителя о том, что он его разочаровал, нежели отстранённо и равнодушно поставленная двойка. И гораздо больше понравятся слова поддержки, похвалы и признания, нежели скупо стоящая в дневнике пятёрка. Для того, чтобы вызывать интерес к преподаваемому учебному материалу, задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения предметом для каждого обучающего, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому проявлять свою активность, свое творчество, а так же активизировать познавательную деятельность, интерес у обучающегося в процессе обучения данному предмету. Создать условия благоприятные для мотивации каждого учащегося.
Литература
1. Битянова М. «Мотивация и профанация» «Школьный психолог № 2, 2000 год
2. Мухина В.С. “Детская психология” - М: Просвещение, 1985 г.
object(ArrayObject)#905 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(213) "Методические рекомендации для родителей " Как помочь ребенку в изучении английского языка на первом году обучения" "
["seo_title"] => string(133) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-roditieliei-kak-pomoch-riebienku-v-izuchienii-anghliiskogho-iazyka-na-piervom-ghodu-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "160850"
["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1422122670"
}
}