Исследовательская работа по географии "Почему песок такой разный?"
Исследовательская работа по географии "Почему песок такой разный?"
Исследовательская работа по географии "Почему пески такие разные?". Ученица провела исследование песков с разных берегов Мира:Турции, России, Франции, Карибского моря и Атлантического океана. А также с берегов рек Волги и Камы (РФ).Данна работа получила хорошую оценку на XI НПК г. Камбарки, Грамота, 2 место.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Что такое выветривание? .....................................................................................................6
Песок таит тайны Мирового океана………………………………………………………7
Разноцветные пляжи………………………………………………………………………..8
Практическая часть…………………………………………………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………12
Литература и адреса сайтов сети Интернет ………………………………………………………13
Приложение ………………………………………………………………………………………...14
ВВЕДЕНИЕ
С раннего детства все мы сталкиваемся с таким материалом как песок: мы играем в песочнице, загораем на пляже, строим замки из песка. Но так ли хорошо мы знаем, что такое песок и откуда он берётся?
Обратиться к исследованию этого вопроса меня подтолкнул один случай.
В школьном кабинете, на полочке в шкафу, я увидела коллекцию, которую собирает учитель географии.
Коллекция оказалась необычной.
В маленьких контейнерах находился песок (см. приложение № 1).
Я спросила у учителя – как ей удалось собрать коллекцию?
Из разговора я узнала, что песок ей привезли бывшие ученики нашей школы.
Сегодня очень развит туризм, многие бывают на курортах и пляжах мира.
Через глобальную сеть Интернет ей удалось связаться с ребятами, и они с удовольствием откликнулись.
Коллекцию составляют пески из: Доминиканской республики (остров Гаити (южная часть, побережье Карибского моря и северная часть, побережье Атлантического океана), с пляжа города Кемера (Турция, Средиземное море), с пляжа города Новороссийска (Россия, Чёрное море), побережья города Гавра, (Франция, Атлантический океан), реки Волга (г. Самара, Россия), реки Кама (п. Борок, Удмуртия, Россия).
После того как я рассмотрела коллекцию внимательнее, я заметила, что пески разные. Они отличаются по цвету и размеру частичек.
Вместе с учителем мы решили исследовать его и выбрали тему для нашей работы «Почему песок такой разный?».
Я считаю, что эта тема представляет информационную ценность для учащихся 5 и 6 классов, при изучении темы «Горные породы», а также для других людей, которым интересна тема природы Земли.
В нашей работе собраны и описаны различные сведения о песке: о составе песка, о факторах его образования.
Объектом исследования является песок
Предмет исследования – состав и условия образования песка.
Цель – исследование песка и выявление отличительных особенностей путём изучения его состава и условий происхождения.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Изучить и описать природу песка.
3. Провести ряд лабораторных и практических работ по определению состава и свойств песка.
4. Написать отчёт по работе.
6. Выступить на НПК в школе и районе.
Гипотеза – если песок разный, то на его образование могли повлиять различные внешние факторы.
Методы исследования:
Изучение специальной литературы
Практическое исследование.
Наблюдение и фиксация наблюдений.
Обобщение и систематизация материала по данной теме.
В результате проделанной работы нам удалось собрать интересный материал, с которым мы поделились, выступив на научно – практической конференции в школе и районе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Удивительные частички
Песок кажется нам настолько знакомым и привычным, что мы его почти не замечаем. И не думаем о том, насколько удивительное это творение природы.
Если мы возьмем горсть любого песка и рассмотрим ее очень близко (а еще лучше, воспользуемся для этого микроскопом) то увидим, что он состоит из частичек, которые отличаются друг от друга размером, цветом, прозрачностью и т.п.
Мы спрашиваем себя – почему так?
Чтобы ответить на этот вопрос я решила узнать о природе происхождения частичек песка.
2.2.Природа песка
2.2.1. Песок
Более 15 млн. кв. км всей площади земного шара покрывают пески.
Что такое песок?
Песок – горная порода, образовавшаяся в результате разрушения гор и скал.
Когда-то давным-давно, когда наша планета Земля была совсем новенькая, песка на ней еще не было. Тогда к небу вздымались одни острые скалы. Но постепенно они стали разрушаться.
Причиной этого является процесс выветривания.
2.2.2.Что такое выветривание?
Выветривание - процесс разрушения и изменения горных пород под воздействием внешних факторов.
Существуют основные типы выветривания по роду воздействия на горные породы:
Химическое выветривание ведёт к изменению химического состава горной породы процессами окисления, гидратации и др. с образованием минералов, более стойких в условиях земной поверхности.
Биологическое выветривание сводится к механическому и химическому изменению пород, вызываемому жизнедеятельностью организмов.
Биологические факторы играют важную роль в своеобразном типе выветривания — почвообразовании.
От скал откалывались крупные куски, потом эти крупные куски раскалывались на еще более мелкие, те - на еще более мелкие и так далее, пока кусочки горных пород не превращались практически в пыль - в песчинки.
Стадии образования песка
Но песок не остается лежать на том месте, где он был образован.
Ветры разносят песок, а реки своим течением постоянно выносят песчинки, которые они откалывают от скал или вымывают из почвы.
И поэтому большинство песка скапливается по берегам рек, озер или морей.
2.2.3. Песок – таит тайны Мирового океана
Многие учёные мира изучали природу частичек песка. Одним из них является
Гари Гринберг (см.приложение №2)
Учёный Гари Гринберг, профессор из Лондона, решил исследовать песок и взглянуть на него под микроскопом и что из этого получилось можно взглянуть на фото. Профессор сделал снимки с помощью 3D микроскопа, с 250 кратным увеличением, после чего обработал полученные результаты на компьютере.
Увеличение песка под микроскопом позволило увидеть насколько песок уникален и красив изнутри.
Оказывается, он состоит из мельчайших частичек морских организмов.
Каждый кристалл имеет свой цвет, и форму, в одном сантиметре песка их несколько тысяч
2.2.4.Разноцветные пляжи
Вы наверно не догадаетесь, но существует такой факт, что на Земле есть разноцветные пляжи (фиолетовые, оранжевые, зеленые, розовые, красные, чёрные, белые).
(см.приложение № 3)
Оказывается на цвет песка влияет наличие минералов разного цвета.
Минерал — однородное природное твёрдое тело, находящееся или бывшее в кристаллическом состоянии. Минералы являются составной частью горных пород (породообразующие минералы), руд, метеоритов (см.приложение № 4):
- фиолетовый цвет песка получается вследствие преломления солнечных лучей в мельчайших частицах минерала спессартин, содержащих марганец и свинец,
- оранжевый цвет благодаря местным горным породам,
-зеленый цвет песку пляжа придают кристаллы хризолита (полудрагоценного камня),
- розовый цвет пляжу придают обломки ракушек и кораллов.
- красный песок - от входящего в его состав красного известняка.
- черный песок пляжа - результат деятельности вулканов. Он состоит из базальтовой крошки.
- белый песок – содержит кварцит, кремний (Si), кальций (Ca)(он входит в останки морских организмов).
2.2.5. Практическая часть
Следующим шагом в изучении природы песка была практическая работа, направленная на изучение состава и свойства песка.
Для этого я использовала образцы песка из коллекции, микроскоп, лупу, линейку, чистый лист бумаги, стакан воды, колбу и воронку.
(Результаты работы описаны ниже)
№1– песок с пляжа Чёрного моря (г. Новороссийск)
(содержит частички минералов белого, серого (кварцит), также имеется наличие останков органического происхождения – разбитые раковины морских моллюсков (Ca), встречаются блестящие и прозрачные частички, размер частичек – мелкий)
№2 – песок с пляжа г. Гавр, Франция (Атлантический океан)
(содержит частички минералов белого, серого (кварцит), чёрного, жёлтого цветов (кремний); также имеется наличие останков органического происхождения – разбитые раковины морских моллюсков (Ca), размер частичек – крупнее)
№3 – пляж г. Кемера (Турция, Средиземное море)
(содержит частички минералов белого, серого (кварцит), красного, чёрного, зелёного цветов; также имеется наличие останков органического происхождения (Ca) –размер частичек – крупные)
№4 – Доминиканская Республика, остров Гаити (северный берег, Атлантический океан)
(содержит частички минералов белого и светло-серого цветов (кварцит); также имеется наличие мелких останков органического происхождения(Ca) – разбитые раковины морских моллюсков, размер частичек - мелкий)
№5 – Доминиканская республика, остров Гаити (южный берег, пляж Карибского моря)
(содержит частички горных пород белого, светло серого (кварцит), светло-жёлтого цветов (кремний); также имеется наличие мелких останков органического происхождения – разбитые раковины морских моллюсков (Ca), размер частичек – мелкий)
№6 – река Волга (Россия, Русская равнина)
(содержит частички горных пород белого (кварцит) жёлтого, коричневого (кремний) цветов (кремнезёмы); останков органического происхождения – нет, встречаются блестящие и прозрачные частички, размер частичек – мелкий)
№7 - река Кама (Россия, Русская равнина)
(содержит частички горных пород белого (кварцит), чёрного, коричневого, жёлтого (кремний), тёмно-серого цветов; останков органического происхождения – нет, встречаются блестящие и прозрачные частички, размер частичек – крупнее, встречается галька).
В результате я выяснила:
- песок состоит из частичек разного цвета: серого, белого, жёлтого, красного, чёрного, зелёного, оранжевого, фиолетового. Это говорит о наличии минералов: кальция, кварцита, кремния, марганца, свинца, хризолита.
- размеры частиц разные: от мелких до крупных: на размер частиц повлияло выветривание, рельеф местности (горный или равнинный).
Например: песок с пляжа города Кемера (Турция) крупный, нанесён с горных берегов, песок с пляжа Новороссийска (Черное море)– мелкий, принесён равнинными реками.
- биогенный песок, сформированный из останков морской фауны, — основная составляющая многих тропических пляжей. Местные песчинки — это крошечные фрагменты маленьких морских поврежденных ракушек. Они чаще всего дают цвет песку – белый, розовый. Например: (песок с пляжа Доминиканской Республики – белый, это говорит о том, что благодаря течению Гольфстрим, с Атлантического океана нанесло огромное количество останков морских организмов).
- если сравнить песок Волги и Камы с песками морей и океанов, то можно сказать, что он тёмный, с желтоватым оттенком (содержит кремнезёмы).В наших реках нет останков морского происхождения, частички образовались в результате физического выветривания (деятельности текучих вод и ветра).
Песок с берега реки Кама, которая протекает в Предуралье, в отличие о песка с берега реки Волга содержит гальку . Оба образца содержат минерал кварцит.
Песок обладает следующими свойствами:
он сыпучий
не намокает
хорошо пропускает воду
не имеет запаха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря необычной коллекции и выбранной теме я открыла для себя мир песка, который оказался удивительным, загадочным, полон тайн.
Предположение если песок разный, то на его образование могли повлиять различные внешние факторы, подтвердилось.
Цель работы по изучению песка достигнута. Можно сделать следующий вывод:
Песок образуется в результате выветривания (воздействия ветра, воды, атмосферы и растений на горы и скалы).
Ветер и вода переносят частички песка.
Одним из мест с наибольшим залеганием песка является морской берег.
Здесь сказывается воздействие приливов, их разрушительное влияние на горы, трение о горы наносимого песка и растворение некоторых горных минералов соленой водой.
Размер частичек зависит от рельефа местности и от интенсивности влияния прибрежных вод.
Песок состоит из минералов разного цвета, а также останков организмов морского происхождения.
Данная работа была для меня интересной и познавательной. Особенно мне понравилось рассматривать частички песка через лупу и микроскоп, узнавать условия, в которых они формировались.
Но не всё было легко, были и трудности, которые были связаны с написанием теоретической части исследовательской работы, логически выстроить ход мыслей.
Данную работу считаю актуальной, потому что она имеет информационную ценность для учащихся, учителей и людей, которых интересует тема природы Земли.
В дальнейшем эту работу я планирую продолжить, так как коллекция песка будет пополняться новыми образцами.
В результате своей деятельности я научилась работать с литературой, систематизировать информацию, вести поисковую работу в сети Интернет, выбирать нужный материал из большого объёма информации, проводить лабораторные работы, пользоваться микроскопом, оформлять работу по требуемым стандартам.
ЛИТЕРАТУРА И АДРЕСА САЙТОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Королёва Н.В. Неживая природа, М., ВАДОС, 2007г.
Большая детская энциклопедия. Мойра Баттерфилд и др. Пер. с анг. А.И.Кима и В.В. Демыкина – М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»
Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия. – М.: «Педагогика-Пресс», 1992 г.
Я познаю мир: Дет.энциклопедия.: География/Е.В. Селезнёва;- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001г.
9 пляжей мира с разноцветным песком. Журнал "Вокруг света" http://www.vokrugsveta.ru/article/194053/ See more at: http://www.tavika.ru/2014/09/sand.html#sthash.nSzwVmoF.dpuf