kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследования на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследования на уроках географии необходимы как на уроках так во внеурочной деятельности. Практика работы с картой, на местности, фенолог8ия всё это практические исследования. 

Постигая методику экологического и географического исследования, ученики выясняют содержание таких понятий как: источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод.

Получив первоначальные навыки исследовательской и научной работы, ученики закрепляют их написанием учебных рефератов, проведением социологических мини-исследований.

 

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследования на уроках географии »

Исследовательская деятельность на уроках географии

Учитель географии БОУООШ №7 им. Н.И Кондратенко

Ст. Пластуновской, Динского района, Краснодарского края.

Стешенко С.А.

Хочется начать с того, что исследования – это необходимая часть урока географии. Работа с картой, атласом, на контурной карте, с приборами- всё это практика, которая надолго оставляет свой след в памяти ученика.

География – один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

 Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

 Занимаясь развитием  исследовательской деятельностью, я решаю следующие задачи:

 -обучать  учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

- учить приемам осмысленной географической мысли

-деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного  обсуждения, умению излагать и отстаивать свою  точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;

- помогать использовать различные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализ;

 - подкреплять знания  практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Целью моей деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.

Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его, направляя  на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии.

Важная роль в школьном курсе географии отводится исследовательской деятельности учащихся. Важно пробудить у школьника исследовательский интерес, открыть путь к самостоятельному познанию истины.

Уроки-исследования, уроки-путешествия проводятся как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверки знаний учащихся. Значимость исследовательской работы в школе очевидна, и учить приёмам этой работы нужно уже на начальных этапах обучения географии.

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.    Исследовательская деятельность,  дает обучающимся на уроках географии следующие преимущества:                                                                                          

 ■ ученик  работает активно и самостоятельно; 
■ реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях; повышается мотивация к учению;

 ■ проявляются творческие способности; 
■ развиваются у школьников способы овладения познавательной, 
рефлексивной, коммуникативной деятельностью; 
                                                                                                                                                                   Поэтому  свои уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит  деятельностный способ обучения, т. е. личностное включения школьника в процесс. Основными отличиями подобных уроков являются:

  • Обязательное наличие проблемной ситуации.

  • Максимальная степень самостоятельности учащихся

  • Заинтересованность учащихся в поставленной проблеме

.

При планировании уроков-исследований придерживаюсь следующих правил:

  • Каждый ученик должен участвовать в коллективной работе.

  • Работа должна быть адресована всему классу.

Приведу пример урока в 7 классе, где в процессе исследовательской деятельности дети самостоятельно выявляют особенности природы Австралии (урок изучения нового материала)

Класс делится на исследовательские группы: географы, биологи, геологов, климатологов, гидрологов, демографов:

–        географы определяют географическое положение материка и  исследуют рельеф;

–        геологи объясняют строение земной коры и полезные ископаемые;

–        климатологи определят климат;

–        гидрологи проектируют картину внутренних вод;

- демографы описывают население и его занятия.

Каждая группа, используя тематические карты атласа и учебник, готовит устный отчёт о своей работе, оформляя при этом контурную карту по тематике исследования. Что объединяет все группы? Одна проблема. Нужно выявить отличительные черты природы неизвестного материка.

Чтобы работа в группах была более слаженной, организованной и понятной для всех – предлагаю обсудить следующие вопросы:

         Как вы мыслите решение поставленной задачи?

         Что необходимо знать ( или вспомнить) для работы?

         Какие карты будете использовать?

         Какую роль будет выполнять каждый участник экспедиции?

В течение 3-4 минут дети формулируют задачи, которые им предстояло решить, распределяют роли в группах, выбирают нужные для работы карты. В помощь учащимся предлагаются инструктивные карточки с заданиями и дополнительная литература (старые учебники, вырезки из газет, энциклопедии и т.д.).

Дети в группах работают с увлечением: кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но вся деятельность учащихся направлена на единый результат. Таким образом, обучение происходит в процессе деятельности учащихся. В ходе исследований дети, анализируя карты, учатся переводить картографическую информацию в словесную, отвечая на главный вопрос: - Чем отличается природа Австралии от других материков?

Такая групповая работа даёт важный учебно-воспитательный эффект: дети учатся работать в коллективе, анализировать свою работу, в процессе исследования находить решения поставленной задачи. Что, безусловно, повышает познавательную активность школьников.                        

В 6 классе на уроках практикумах учащиеся обрабатывают данные погоды по месяцам (строят графики, розы ветров, подсчитывают средние температуры, амплитуду), а при изучении климата своей местности на основе своего обработанного материала делают вывод о климате своей местности. В старших классах учащиеся самостоятельно исследуют государства  выявляя особенности хозяйства  используя при этом не только учебник, но и другие ресурсы, в частности интернет ресурсы, делают презентацию, защищают. Такая работа позволяет учиться выделять главное из большого объема информации, четко ее излагать, отстаивать свою мысль, доказывать правильность своей мысли, и т. д. Способствует развитию коммуникативной, поведенческой культуры, развитию навыков контроля и самоконтроля,развитию аналитического, критического  мышления.

 Можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

В 8-9 классах при изучении тем по географии России, мы часто обращаемся за новой информацией в интернет, учащимся даётся задание найти площадь России после присоединения Крыма, численность населения, описать природу и экономику Крыма, назвать крупнейшие промышленные центры и проблему развития.

Свои уроки я строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Его использую при изучении таких фундаментальных тем как “Оболочки Земли”, “Глобальные проблемы человечества”, “Народы и страны”. К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.

Определив группу учеников, которые могут участвовать в предметных олимпиадах, конкурсах и конференциях, ставлю перед собой цель: обеспечить условия для развития творческих способностей и познавательного запроса своих учеников. Для этого была разработана программа деятельности, включающая в себя следующие разделы:

  1. Теоретическая подготовка, практические навыки.

  2. Организация работы по самообразованию учащихся: индивидуальные консультации.

  3. Работа над индивидуальным проектом (реферат, исследовательская работа).

  4. Подведение и анализ итогов.

  5. Самообразование руководителя.

Постигая методику экологического и географического исследования, ученики выясняют содержание таких понятий как: источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод.

Получив первоначальные навыки исследовательской и научной работы, ученики закрепляют их написанием учебных рефератов, проведением социологических мини-исследований.


«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследования на уроках географии

Автор: Стешенко Светлана Анатольевна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Исследовательская работа учащихся как форма организации деятельности учащихся на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(80) "issledovatelskaia_rabota_uchashchikhsia_kak_forma_organizatsii_deiatelnosti_ucha"
    ["file_id"] => string(6) "630899"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1683275812"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) ""Игровая технология обучения на уроках географии, как фактор ситуаций успеха в учебной деятельности " "
    ["seo_title"] => string(118) "ighrovaia-tiekhnologhiia-obuchieniia-na-urokakh-ghieoghrafii-kak-faktor-situatsii-uspiekha-v-uchiebnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "112923"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408992271"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Проблемы использования ИКТ на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(52) "probliemy-ispol-zovaniia-ikt-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "195945"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427984682"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Методы интеграции 7 модулей в уроки географии"
    ["seo_title"] => string(47) "mietodyintieghratsii7modulieivurokighieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "295643"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455858645"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Исследование результатов деятельности учащихся 6 и 7 классов на уроках географии с применением информационных "
    ["seo_title"] => string(130) "issliedovaniie-riezul-tatov-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-6-i-7-klassov-na-urokakh-ghieoghrafii-s-primienieniiem-informatsionnykh"
    ["file_id"] => string(6) "244281"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445896470"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства