Первым делом на карте Ковылкинского района мы отметили места, в которых есть действующие и строящиеся храмы по имеющейся из Интернета информации. Северная, западная, центральная и южная части района как будто надели венец, вселяющий робкую надежду на то, что национальные православные святыни оградят эти села от бед, несчастий и безверия. С грустью и некоторой долей вины мы нанесли на карту места расположения трех церквей, разрушенных в годы мракобесия и не подлежащих восстановлению. Немного о некоторых из них... История Старейшее поселение на месте нынешнего города - Воскресенская Лашма. Название «лашма» — мордовское, в переводе на русский язык означает «лощина», «долина». Основанный мордвой в 1237 году во время нашествия монголо-татар, населенный пункт становится частью образованного Батыем государства «Золотая орда». Потом деревня запустела, а «поросшие» и «покидные» лашминские земли были отданы в 1703 году татарскому князю И М. Кашаеву, перешедшему на службу к русскому государю. Село состояло из 25 домов. В том же 1703 году в Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе новой церкви. С появлением храма село именуется Воскресенская Лашма. В начале ХIХ столетия Воскресенская Лашма перешла во владение русских помещиков Араповых. Они были известными людьми в России. Последний наследник Воскресенской Лашмы — генерал-лейтенант Иван Андреевич Арапов. Был женат на дочери бывшей жены А.С.Пушкина Натальи Гончаровой — А.П.Ланской. С именем И.А Арапова связано строительство первых промышленных предприятий города — мельницы, спиртозавода и железной дороги Рязань-Казань. В 1892 году по краю Воскресенской Лашмы были уложены рельсы. Появился железнодорожный вокзал. Следом — оборотное депо, первые жилые дома для служащих станции. Поселок стал быстро расти. Строительство станции сделало Воскресенскую Лашму важным транспортным центром. Первый храм, деревянный, освященный в честь Воскресения Господня, был возведен помещиком Гавриилом Бектемировичем Кашаевым, татарским мурзой-князем, принявшим в 1703 году православие и давшим в честь этого события обещание поставить храм в своей деревне Лашма. В 1704 году церковь уже была готова и освящена. Тогда же помещик выделил в пользу храма 10 четей пашни и сенных покосов, а затем еще нарезал землю в пользу священника. Первым священником в Лашме был Афанасий Лазарев. Воскресенский храм просуществовал с переделками до конца XVIII века. Вторая церковь, каменная, во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского (Никольская), с Крестовоздвиженским приделом, строилась Николаем Андреевичем Араповым в 1791-96 годах в стиле классицизма, об одной главе, с колокольней, увенчанной шпилем. Во второй половине XIX века помещики Араповы капитально отремонтировали храм и заказали новые росписи стен, исполненные московскими художниками в академическом стиле. В приход входили также деревни Червленая, Андреевка, Слободиновка, Запищиково, Курнино. После революции этот храм был уничтожен, как и почти все имение Араповых. С 1704 года существовал в с. Лашма деревянный храм Воскресения Господня, собирая под свое крыло верующих шести ближайших деревень. В конце 18 века в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского, была открыта неописуемой красоты Никольская церковь. Сколько доброго совершилось под ее сводами за более чем 200-летнюю историю! Здесь звучали молитвы, которыми приветствовался пришедший в мир человек, и молитвы, готовящие покинувшего мир к встрече с Богом. Здесь совершалось святое таинство венчания, охранявшее родившуюся семью от ошибок. После революции этот храм был разрушен, колокола сданы на переплавку, а кирпич использован на строительные нужды. Что удивительно, все это делалось во имя светлого будущего. Не меньшее сожаление вызывает и потеря сельской церкви в селе Вольная Лашма. Высокая, деревянная, тянущаяся в небо своей декоративной главой в форме луковицы, она была видна из нескольких окружающих деревень. В престольный праздник 10 ноября (по новому стилю) и стар и млад собирала под свое крыло Богородица в церкви в.м. Параскевы. Это была одна из немногих церквей, в которых даже после закрытия в годы коллективизации долгое время в хорошем состоянии сохранялись фрески с библейскими сюжетами. А одну из икон до сих пор вспоминают старожилы села (в пору разрушения церкви от варварского использования им было лет по восемь - десять). На большой, во всю стену иконе был изображен Спас Нерукотворный. Смуглый лик, вытянутая бестелесная фигура и огромные глаза, наполненные, как им тогда казалось, угрозой. Сейчас они понимают, что это была не угроза, а боль за людей, не ведающих, что творят. Ничто не вечно в мире. И деревянное чудо постепенно разрушалось, оседая под собственным весом. Сначала погнулась, а потом упала глава; в образовавшуюся дыру летел дождь и снег, оседая на ликах святых; осыпалась краска. Но даже сейчас, если присмотреться внимательно, можно увидеть последний отсвет погибших здесь святынь. К сожалению, счет потерям на этом не закончился. Но не все так грустно. В год празднования 1020-летия со времени крещения Руси, можно с уверенностью сказать, что отношение к православию изменилось. В людях стали побеждать те важнейшие духовные принципы, та нравственная основа, которую воспитывает религия - источник, утоляющий духовную жажду. В течение последних двух десятков лет идет активное восстановление храмов во многих селах нашей республики и района. Участие в этом принимают все, кому дорога их большая и малая Родина, кто ищет «свою дорогу в храм» В первые годы существования Саранской епархии, в 1993 году, в городе началось строительство новой каменной церкви, законченной в 1995 году и освященной епископом (ныне митрополитом) Саранским и Мордовским Варсонофием в память преподобного Серафима Саровского чудотворца. Это был первый в епархии опыт храмоздательства, доказавший, что молодые приходы вполне способны на такое важное дело, как проектирование и возведение дома Божьего. Неподалеку от Серафимовской церкви располагается подворье Свято-Ольгинского монастыря с храмом в честь иконы Божией Матери «Умиление»; Построен еще один храм на территории бывшей усадьбы Араповых – каменный Михаило-Архангельский. | | | | | | |
Храм преп. Серафима Саровского - главный храм нашего города. Он строился 5 лет в 90-х годах по проекту времен Петра Первого на средства прихожан, церкви и меценатов. Высокое здание из красного кирпича зрительно как бы увеличивается стенами, оформленными в виде вертикальных арок. Традиционные для таких храмов окна своим расположением повторяют арочный вход. Недавно собранные золотые купола в любую погоду греют души тем, кто видит их. Храм отреставрировали внутри. К церкви добавится новое строение - колокольня. Внутреннее убранство храма вызывает благоговение и трепет. Это, действительно, место, где душа мирская найдет понимание, помощь и прощение. Все это время строительством храма, его оснащением занимался настоятель храма отец Олег. А его искренние, взволнованные проповеди собирают около него всех, кто хочет услышать объяснение происходящему через толкование библейских сюжетов, слово Божие. В церкви со среды по воскресенье проходят службы. Раз в год на престольный праздник приезжает Владыка и проводит особое Архирейское служение. В храме снова собираются открыть Воскресную школу. И, напоследок, хотелось бы рассказать про храм Рождества Христова | | | | | | | | |
Заключение У каждого человека есть свои ценности. Для некоторых – это драгоценные металлы, для меня – нечто иное. Завершая исследование, можно сказать что это именно: духовное наследие, православные ценности. В ходе исследования авторы пришли к следующим выводам: 1) История наших храмов, обителей – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь города, твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить. 2) История убедительно свидетельствует - монастыри на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции. Монастыри Мордовского края являлись центрами христианского просвещения, светочем православной культуры среди населения. Они и по сей день учат людей: духовный мир человека - хранилище нетленных сокровищ, перед которыми все богатства и царства мира - ничто. 3) Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России. Знакомясь с историческими фактами из жизни основателей обителей, подвижников благочестия, тех, кто большим трудом восстанавливал порушенные храмы, научишься понимать связь времён, преемственность поколений, ощущать причастность к историческим событиям. | | | | | | | | |
...Конечно, мы не смогли пока рассказать обо всех храмах нашего района, о христианском наследии нашего края. Однако мы увидели, что народ возвращается к вере, хочет иметь в своем селе маленькую деревянную церковь или большой нарядный храм, построенный по старинным проектам. Главное, чтобы туда шли люди со своей бедой и радостью, вопросами и проблемами. Хочется сказать слова глубокой благодарности всем, кто поделился с нами рассказами об истории некоторых храмов: это отец Олег, отец Алексей, отец Виктор, работники городского краеведческого музея, прихожане храмов. А мы, ученики МБОУ «Гимназии№1» продолжим разработку нашего проекта, в которую будут входить экскурсии по святым местам нашего района, сбор материала о существующих в них храмах, встречи со старожилами. Так мы будем приближаться к великой православной культуре, ее богатейшему прошлому и не менее богатому настоящему. | | | | | | | | |