Просмотр содержимого документа
«Интерактивные технологии обучения на уроках географии»
Интерактивные технологии обучения на уроках географии. Из опыта работы.
Учитель географии муниципального общеобразовательного учреждения «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» - Черкашина Любовь Михайловна.
В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, модернизации образования социальная роль учителя усложняется и возрастает. В этих условиях усложняются социально-профессиональные функции учителя, остро встаёт вопрос о его методическом мастерстве, способности творчески подходить к организации учебного процесса, осуществлять переход от «школы памяти» к «школе мышления и действия». В практике своей работы я использую интерактивные технологии обучения.
Интерактивные технологии позволяют осуществлять обмен идеями, информацией, активизирует познавательную деятельность, формируют умение самостоятельно добывать новые знания, совершенствовать у учащихся как учебные, так и специальные, свойственные только методам географии умения (проводить наблюдения, соотносить наблюдаемые явления с изменением географической среды, составлять прогнозы изменения географических объектов). Почему интерактивные технологии обучения?
Интерактивные технологии обучения формируют у школьников ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную, то есть такие компетенции, которые можно применять в различных жизненных ситуациях. Они позволяют формировать гармонично развитую личность, целостность которой нельзя свести только к развитию интеллекта Реализация этих целей требует от учащихся владения большим объёмом информации, которую надо умело использовать и применять. Наряду с этим в моей педагогической практике стало очевидным противоречие между большим объёмом информации, которое несёт современное общество, и слабыми навыками учащихся ориентирования в информационном пространстве, неумением использовать различные источники информации для решения учебных задач, проблемных ситуаций. Решение этой проблемы я реализую через интерактивные технологии обучения.
Научная и практическая эффективность применяемых инновационных методов работы.
Использование интерактивных технологий в обучении позволяет достигнуть высокого уровня коммуникативной активности учебной деятельности школьников. Отсюда – основной педагогической идеей моего опыта является самостоятельное конструирование новых знаний и опыта участниками образовательного процесса через общение и взаимодействие.
Обучение протекает в сотрудничестве обучающихся и педагога, который носит поэтапный характер и обеспечивает коммуникативную направленность творческой активности. Коммуникативная направленность имеет особое значение в подростковый период. Полученные теоретические знания наполняются «личностным смыслом» [1], способствуют реализации креативных возможностей учащихся.
Интерактивные технологии позволяют реализовать основные принципы дидактики: единства обучения, воспитания и развития; научности и систематичности, сознательной творческой активности учащихся; наглядности и прочности усвоения знаний, умений и навыков; дифференцированного подхода к учащимся; обучение на высоком уровне трудности; развивающего обучения. [2]
В основе педагогического опыта лежат идеи Т.К. Селевко, И.М. Чередова, В.В. Котова, М.Д. Виноградовой, И.Б. Первина.
Интерактивные технологии - это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.
Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктирующих (изменяющихся) субъектно-объектных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь её автономным активным элементом [3].
Самой общей задачей учителя-ведущего в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) – направление и помощь процессу обмена информацией.
Учитель (ведущий, тренер) выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. Таким образом, в процессе обучения изменяются роли и функции учителя на уроке. Из передатчика информации он превращается в организатора учебной деятельности, помощника, консультанта.
Велика роль коллективной учебной деятельности, так как в процессе сотрудничества у детей формируется чувство коллективизма, ответственности, коммуникабельность, толерантность, «возможности оценивать себя в роли руководителя и подчинённого, что важно не только для школьного возраста, но и сослужит хорошую службу в жизни» [1].
Ведущие дидакты педагогики Т.К. Селевко, В.В. Котова, И.М. Чередов предлагают использовать групповую форму организации учебной деятельности при проведении практических работ, лабораторных, я же использую во всех типах учебных занятий.
К интерактивной технологии относится коллективная (групповая) форма организации учебной деятельности, которую я активно использую в своей педагогической деятельности.
«Коллективная форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную работу, которую в методике обучения географии рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной деятельности учащихся» [2].
Содержание этой деятельности сводится, прежде всего, к обучению учащихся умению работать самостоятельно, советоваться с одноклассниками, к созданию системы заданий для отдельных групп учащихся, обучения их умениям распределять эти задания между членами группы, чтобы были учтены темп работы и возможности каждого. Такая форма организации учебной деятельности помогает решать такие задачи воспитания, как воспитание у учащихся самостоятельности, активности, умения сотрудничать с другими при выполнении общего дела, формирование социальных качеств личности.
В своей педагогической деятельности я использую следующие интерактивные подходы обучения: работа в малых группах, обучающие и ролевые игры, творческие задания, использование общественных ресурсов и внеаудиторные методы обучения.
В зависимости от выполняемой работы группы могут быть временными или постоянными, гомогенными или гетерогенными, задания-дифференцированные или одинаковые. По завершении выполнения задания ребята оценивают друг друга. Ответ в группе строится от сильного ученика к слабому. Каждому выставляется оценка. Это даёт возможность в короткие сроки изучить новый материал, обсудить его и оценить работу каждого.
Для экономии времени и снятия психологической напряженности, проверки объективности выставленных оценок использую сигнальные карточки: «Делегат», «Выбор», «Доверие», «Все всё». Каждая карточка имеет свой смысл. При выборе карточки «Делегат», группа самостоятельно определяет, кто будет отвечать, и подтверждать правильность выставленных оценок. Сигнальная карточка «Выбор» - отвечающего выбирает учитель, это, как правило, более слабый ученик. Карточка «Все всё» - перед классом вся группа подтверждает правильность выставленных оценок. Карточка «Доверие» нравится всем, так как полученные оценки учитель выставляет всем без подтверждения.
Такая форма организации учебной деятельности позволяет мне решать основную задачу современного образования, которая заключается в том, что в центре обучения стоит ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.
Результат обучения находится в прямой зависимости от умения учителя организовать учебный процесс на всех ступенях обучения. Научить ребёнка использовать сразу все формы и приёмы нельзя. Поэтому в 6-7-х классах я больше внимания уделяю формированию картографических умений учащихся с элементами групповой работы. В 8-9-х классах приоритетным направлением является создание решения и обсуждения проблемных ситуаций, в 10-11-х классах отдаю предпочтение проектно-исследовательской деятельности в совокупности со всеми направлениями интерактивных технологий.
Для формирования картографических знаний и умений применяю формы и методы, направленные на рациональное запоминание.
При изучении географической номенклатуры использую следующие интерактивные подходы:
а) работа в малых группах. Так, при изучении морей Мирового океана, класс делит на группы, каждая из которых получает задание: Найдите на карте: «Моря с цветным названием», «Моря, названные по их обитателям», «Моря,
названные по их географическому положению», «Моря, названные в честь путешественников»;
б) использую разные виды разминок: «Каждый учит каждого», «Ученик в роли учителя», «Ничего не вижу», «Мысленная прогулка». Примерные задания по использованию картографических знаний как элемента исследовательской работы:
а) используя карты атласа, определите, замерзает ли река Миссисипи;
б) почему в более удалённом от экватора тропическом поясе температура выше, чем в экваториальном?
Для успешного выполнения таких заданий обучаю учащихся работать с несколькими тематическими картами.
Как составную часть интерактивных технологий применяю проблемное обучение, которое способствует самостоятельному решению школьниками проблемных учебных задач, в ходе которых происходит не воспроизведение образцов, заданных учителем, а самостоятельное добывание знаний. Эффективность проблемного обучения определяется его систематичностью. При планировании уроков я определяю возможности темы и отдельных уроков для применения проблемного обучения.
Метод проектов, как составная часть интерактивных технологий и условие для развития у учащихся опыта творческой деятельности, рационального мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира – составная часть моей профессиональной деятельности.
Для организации проектной деятельности в процессе обучения я использую учебники, атласы, рабочие тетради, практикумы, консультации со специалистами и другие средства обучения, рассчитанные на использование активных методов обучения: проблемного изложения, исследовательской деятельности.
Проектная деятельность позволяет мне вместе с учениками проводить работу над социально значимыми проблемами родного края: «Эколого-экономические проблемы КМА», «Зачем построили Белгородское водохранилище?» и другие.
С проектом «Зачем построили Белгородское водохранилище?» приняли участие в работе четырнадцатой областной конференции «Шаг в будущее».
Интерактивные подходы в обучении организую через групповую форму учебной деятельности учащихся. Очень эффективна групповая работа при проведении уроков-практикумов (что рекомендуется психологами). Мною разработана система изучения темы «Природные зоны России» в 8 классе по типу уроков-практикумов.
Я считаю, что такая организация учебного процесса превращает «учение в увлечение», соответствует современным требованиям образования, что работа в группах имеет социологическое и психологическое обоснование.